Программа курса по выбору предпрофильной подготовки.
методическая разработка на тему

Основной целью курса является знакомство учащихся 9 классов с основными видами профессиональной деятельности в области права, создание предпосылок для осознанного выбора профессии,   последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vyboru_predprofilnoy_podgotovki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки.

«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Леванова Наталья Ивановна,

учитель истории

МБУ гимназии №39 «Классическая»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей: выявление приоритета интересов гражданина, личности в государственной и общественной деятельности; формирование основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два плюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, носитель новейшей системы знаний, может стать гражданином современной России, научиться отстаивать свои интересы, ориентироваться в системе правоотношений. Большинству граждан сложно ориентироваться в этой динамичной и жесткой системе. В развитом государстве для обеспечения потребностей граждан в юридической помощи трудится целая армия юристов, специализирующихся в разных областях права. В нашей стране рынок труда по данной специальности активно развивается, насыщается; собственного юрисконсульта, юриста, адвоката стремятся иметь большинство юридических лиц, обычные граждане. В среде оптантов сложилось мнение о юридической профессии как привлекательной, перспективной, высокооплачиваемой – именно на эти показатели и ориентируются выпускники школ при выборе профессии. Как следствие - масса желающих поступить на юридические факультеты вузов абитуриентов и большое количество выпускников, которые не могут найти себе работу. Курс «Юриспруденция» направлен в большей степени не на популяризацию профессии, а на формировании осознанного отношения к выбору профессии юриста, рефлексивную оценку собственных способностей и перспектив в получении профессии и должности юриста. В рамках курса слушатели познакомятся в различными специальностями в юридической практике: юрисконсульт, нотариус, прокурор, судья, адвокат и т.д., изучат особенности их деятельности, порядок получения должности, особенности профессиональной карьеры.

Профессия юриста относится к социоведческому классу профессий, предметом труда в которой являются отношения  типа «человек- человек». Профессия  юриста предполагает особые условия обучения и работы, особые требования к личности будущего специалиста. В рамках программы слушатели попробуют себя в профессиональной роли: поработают с документацией, попробуют решить практические ситуации, консультируя клиента, выступят в роли участников судебного процесса.

Кроме того, обучение слушателей по данной программе должно принести еще один результат- эффект: обучающиеся расширят и уточнят  представления о правовой системе государства в целом, получат уверенность в оказании юридической поддержки при отстаивании своих прав, поймут систему работы  органов управления и права.  

Цель курса: Основной целью курса является знакомство учащихся 9 классов с основными видами профессиональной деятельности в области права, создание предпосылок для осознанного выбора профессии,   последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.

Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся систематизированного представления об основах юридической профессии,  видах профессиональной юридической деятельности, требованиях к личности будущего юриста
  2. Включение слушателей в некоторые виды практической работы юриста- правоведа: заключение договоров, представительство в суде, защита прав потребителя, составление трудового контракта и проч.
  3. Обеспечение учащимся возможности самопознания, исследования собственной личности, способностей  в практической деятельности
  4. Формирование у слушателей обоснованного мнения о собственной готовности или неготовности обучаться по юридическому направлению, возможностях получения должности, построения профессиональной карьеры юриста

        Курс «Юриспруденция» рассчитан на 12 часов, 2/3 из которых занимают практические занятия и активные формы работы со слушателями.

В содержание программы включены следующие виды знаний:

  • Некоторые понятия и термины профессиональной деятельности юриста, такие как кодекс, договор, контракт,  ответственность, представительство, арбитраж, нотариат  и многие другие
  • Принципы профессиональной деятельности юриста, этические основы общения с клиентом и соблюдения его прав
  • Научные факты о структуре юридической науки и основных направлениях реализации профессиональной деятельности, устройстве правовой системы в государстве, основополагающих законах и кодексах, регулирующих правоотношения и т.д.
  • Научная профессиограмма профессии, примеры должностных инструкций по юридическим специальностям
  • Представления о профессиональных приемах практической деятельности юриста (составление договоров, представительство интересов в суде,  защита прав потребителя, составление контракта) и опыт их применения
  • Факты о получении профессионального юридического образования в городе, положении на рынке труда по разным  специализациям профессии, о порядке обучения на юридических факультетах колледжей и вузов и многообразии учебных заведений, предоставляющих профессиональное юридическое образование.

В содержании программы «Юриспруденция»  представлены следующие виды деятельности учащихся:

 - практическая деятельность, связанная с освоением отдельных элементов профессиональной деятельности юриста (составление договоров, представительство интересов в суде,  составление контракта и т.д.);

- коммуникативная деятельность, связанная с восприятием новой информации, решением проблемных ситуаций, рефлексией собственного участия в деятельности; мотивационно- оценочная деятельность, связанная с самооценкой собственных эмоциональных состояний, предпочтений,  принятием решения о привлекательности и перспективности профессии юриста.

Методы и формы обучения

Курс «Юриспруденция» преподается в активной форме; наибольшее значение имеют интерактивные формы и методы работы. Преобладающая организационная форма работы – групповая, однако слушатели выполняют ряд практических упражнений  или заданий индивидуально и в парах. Основные формы и методы работы со слушателями курса: проблемные беседы, лекции- беседы, вопросно-ответная форма, деловые игры и упражнения,  дискуссии, решение практических ситуаций, игровые формы работы. В качестве средств обучения выступают примеры и практические ситуации, выдержки из законов, примеры юридической документации. По возможности используются видеоматериалы.

Основания для отбора содержания программы «Юриспруденция»:

  • Научная и практическая значимость изучаемого материала для процесса профессионального самоопределения в целом и для осознанного решения о выборе профессии юриста в качестве жизненной перспективы
  • Программа данного курса составлена с учетом опыта ведения аналогичных программ, в частности программы "Будущий юрист" педагога дополнительного образования ОЦДЮТ Д.Д.Семьян для учащихся 10-11 классов.
  • Работа по программе строится на основе знакомства учащихся со спецификой видов деятельности, которые будут ведущими в работе юриста: юридическое консультирование, составление юридических документов и контрактов, толкование законов, контроль за соблюдением законности, правовая пропаганда, участие в судебных процессах и проч.
  • Использованы материалы сборников профессиограмм профессий (Горбунова, Романова), вокруг которых сгруппированы выводы о значимых профессионально значимых качествах и видах деятельности.

Ожидаемые результаты освоения курса:

В результате изучения курса «Юриспруденция» слушатель  должен:

Знать:

  1. Первичную информацию о профессии юриста и группе специальностей, которые она объединяет (нотариус, юрисконсульт, адвокат, судья), основные виды деятельности юриста, принципы построения деятельности и отношений; знать особенности правовой системы нашего общества, основные документы, регламентирующие правоотношения; систему правоохранительных органов

Понимать:

  1. Понимать систему обучения будущего юриста, перспективы получения профессии и возможности профессионального роста и карьеры в профессиональной сфере; понимать и верно оценивать собственные возможности и способности к юридической деятельности

Уметь:

  1. Выполнять некоторые простейшие профессиональные действия и операции из юридической практики специалиста: юридическое консультирование, составление юридических документов и контрактов, толкование законов, правовая пропаганда, участие в судебном процессе и проч.

Формы контроля освоения курса:

Программой предусмотрен ряд   форм обратной связи  с учащимися и формы контроля освоения содержания:

  • В качестве итогового контроля освоения содержания предусматривается:

- анкетирование  на выявление отношения учащихся к содержанию курса, собственному участию в программе

  • В качестве текущего контроля используются методы, направленные на немедленное применение полученных знаний, представлений, элементарных умений в практике:

 - решение практических ситуаций

- дискуссии и решение проблемных ситуаций на основе полученной информации и собственного опыта

- деловые и имитационные игры

- вопросно- ответная форма

Специфика курса «Юриспруденция»: Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного предпрофильного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в сложном и быстро меняющемся мире. Кроме широкого социального значения, содержание курса имеет активную профессионально ориентирующую направленность, формирует представление слушателей о профессии и личности юриста, активизирует самоопределение. Содержание курса побуждает оптанта задуматься о профессиональных перспективах, о востребованности будущего специалиста на рынке труда.

Тема 1. Понятие о праве и его роли в жизни общества. Юридическая наука -история и современность. Место и роль права в современном обществе Главные вопросы правовой жизни общества.  Основные права и обязанности гражданина. Социально-правовые проблемы и  нормы российского законодательства. Цель деятельности юриста. Участники правовых отношений.

Форма занятия: Лекция- беседа, упражнение, дискуссия, мини- практикум

Тема 2. Виды и отрасли права (семейное, трудовое, административное право, гражданское и др.). Категория отношений, регулируемых отраслью. Кодексы, законы, акты, указы и иные юридические документы, регулирующие правоотношения. Структура правовых отношений в обществе, органы правосудия, полиции, надзора и проч. Психологические основы правовых отношений.

Форма занятия: Лекция- беседа, упражнение, разбор практических ситуаций, анализ текстов

Тема 3. Портрет профессии. Профессия юриста, ее роль и значение в жизни общества. Сфера деятельности профессиональных юристов (юридические специальности, родственные профессии). Научная и преподавательская деятельность юриста. Специфика работы юристов в различных правоохранительных органах. Профессионально важные качества личности юриста. Нравственные качества юриста. Самоанализ собственных личностных и деловых качеств. Противопоказания к профессиональной деятельности. Система игр и упражнений, способствующих закреплению и применению материала.

        Форма занятия: Лекция- беседа , решение задач, дискуссия на тему «Деловой портрет юриста. Нравственные качества юриста», тестирование и самоанализ

Тема 4. Образование и трудоустройство. Обзор специальностей и профессий (адвокат, дознаватель, судебный пристав и проч.). Профессиональное обучение специальностям в области юриспруденция по уровням (СПО, ВПО). Обзор учебных заведений, готовящих юристов в городе Тольятти. Обзор программы обучения по юридической специальности. Востребованность юридических профессий на рынке труда. Понятие о профессиональной карьере юриста и ее основные этапы. Анализ возможностей и направлений трудоустройства по профессии.

Итоговая рефлексия, игра «Кладу с собой в чемодан...» Итоговое анкетирование, прощание.

Форма занятия: Лекция- беседа ,решение практических заданий,, ответы на вопросы, анкетирование

Информационное обеспечение

Необходимое оборудование:

- презентационное оборудование (компьютер, экран, мультимедиапроектор) – по возможности.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows, стандартный пакет Microsoft Office

Демонстрации, практические и лабораторные работы:

- раздаточный материал к играм.

- бланки для тестирования учащихся на определение личностных качеств и характеристик, необходимых для профессиональной деятельности в выбранной сфере и др.

Дидактические материалы (печатные, аудио-, видеоматериалы, электронные):

- буклет «Профессия - юрист» (путеводитель по образовательным учреждениям города и области)

- игровые бланки для заполнения (для групповой работы«Необходимые качества юриста»,

 «Встать.Суд идет…» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.

В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки «Индустрия моды»

Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки «Индустрия моды» знакомит с профессиональной спецификой мира моды, даёт возможность осуществить пробы и оценить свои способности, помогает опреде...

Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...