Рабочая программа курса по выбору "Предпрофильная подготовка для 7-9 классов"
рабочая программа по психологии

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_predprofilnaya_podgotovka.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«____» августа 2020 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № _____ от «____» августа 2020 года

ПРОГРАММА

по предпрофильной подготовке

для 7-9 классов

Учитель:  Богомолов Артём Сергеевич

Квалификационная категория: без категории

2020/2021 учебный год

Содержание

Планируемые результаты        5

Содержание программы        6

Тематическое планирование модуля 1 (7 класс)        7

Тематическое планирование модуля 2 (8 класс)        8

Тематическое планирование модуля 3 (9 класс)        9

Пояснительная записка

Предпрофильная        подготовка         —        это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

                В условиях перехода от реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (ООО) к ФГОС среднего общего образования (СОО) предпрофильная подготовка занимает особое место в образовательном процессе.

        Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии – одна из важнейших сторон работы с обучающимися.

К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий. От правильного выбора будущей профессиональной траектории зависит выбор профиля обучения на уровне среднего общего образования.

Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в выборе дальнейшего профиля обучения и в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.

Курс по выбору «Предпрофильная подготовка» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.

        Цель программы:   оказание психолого-педагогической помощи обучающимся  для осознанного профессионального самоопределения

Задачи программы:

  • мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих возможностей для дальнейшего саморазвития)
  • информационно-справочная (рассказать о необходимых знаниях об индивидуальных особенностях человека, ценных качествах в профессиональной сфере)
  • диагностическая (самопознание подростка и объяснение результатов самопознания)
  • развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, развитие навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).

Программа составлена на основе программ О.И. Козлова «Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению» (издательство «Учитель, 2009 г.), профориентационного курса «Твой выбор» по материалам книги «Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов» (авторы-составители Афанасьева Н.В., Малухина Н.В.,  Загоскина Т.В., издательство «Аркти», 2010), Смирновой Е.Е. «Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков», 2007.                                                                                                                Программа реализуется с использованием учебного пособия для общеобразовательных организаций «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников» / Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л., Серебряков А.Г., и др., подготовленное Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии», выпущенное в 2017 году издательством «Просвещение».                                                        Технологии обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый вид контроля знаний. В качестве формы контроля предусматриваются устное собеседование, а также практические работы и тестовые задания.

Предусмотрено безоценочное обучение.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 51 час  (по 17 часов в 7, 8, 9 классе).

Планируемый уровень подготовки

Обучающиеся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, должны знать:  

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
  • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
  • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
  • понятие о специальности и квалификации работника;
  • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
  • характеристику профессий и специальностей;
  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
  • виды и формы получения профессионального образования;
  • виды учреждений профессионального образования.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  •  значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
  • о предпринимательстве;
  • о рынке труда.

Содержание программы

Модуль 1.  «Узнай свою индивидуальность в глазах окружающих».

Модуль 2.  «Многогранный мир профессий: вчера, сегодня, завтра».

Модуль 3. «Мои индивидуально-психологические особенности и разнообразие профессиональных занятий: секреты достижения гармонии».

Модуль №1 предполагает проведение занятий с учащимися 7 классов. Начало подросткового возраста связано с обращением внимания детей на самих себя, а также осознания себя в глазах окружающих. Подростковый возраст является кризисным и характеризуется различными особенностями, в том числе изменяющимися стереотипами общения. В этот период многие подростки испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми.                                                                                                        Цели данного модуля: развитие коммуникативных навыков подростков, а также их личностный рост, который включает в себя осознание сильных и слабых сторон своей личности, развитие стремления к самосовершенствованию, оценку своих потребностей и возможностей, умение делать выбор (в том числе обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе).                                                                                                Задачи первого модуля:

развитие межличностных взаимоотношений в группе,

изучение личностных особенностей участников и их изменения в процессе занятий,

создание условий для осознания сильных и слабых сторон своей личности, собственной индивидуальности, развитие доверия к окружающим людям,

развитие эмпатии, наблюдательности, внимательности к окружающим людям,

развитие познавательных процессов

отработка навыков понимания другого человека по вербальным и невербальным компонентам общения

формирование навыков самоконтроля, самоанализа, самооценки

развитие стремления к совершенствованию собственной личности.

Тематическое планирование модуля 1 (7 класс)

Тема

Кол-во

п/п

часов

1

Знакомство. Правила работы в группе. Снятие психологических барьеров.

 2

2

Самораскрытие. Самооценка личности. Диагностика коммуникативных и организаторских склоннностей.

 2

3

Критика. Виды критики. Отработка навыка уверенного реагирования на критику.

 2

4

Анализ слабых сторон личности. Этапы разговора.

        2

5

Общение с окружающими людьми. Навыки, стиль, понимание. Понятие активного слушания.

        2

6

Базовые навыки общения. Вербальные и невербальные элементы общения.

        2

7

Зона психологического комфорта. Уверенность, неуверенность, агрессивность. Конфликт.

2

8

Итоговое занятие. Сравнительная диагностика коммуникативных и организаторских склонностей. Манипулирование. Групповое давление.

3

Итого:

17

Модуль №2 предполагает проведение занятий с учениками 8 классов. Основной акцент в данном разделе программы делается на информировании детей о современном и многообразном профессиональном мире. Таким образом, промежуточная цель данного модуля – формирование углубленных представлений школьников о многогранном мире профессий и соотнесение полученных знаний с индивидуальными особенностями детей. В то же время, в 8 классе школьники решают следующие задачи:

частичная диагностика собственных ресурсов и интересов учащихся

изучение мотивации выбора профессионального будущего

первичное формирование профессиональных намерений подростков с учётом имеющихся у них интересов и способностей

овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной профессиональной самореализации в будущем.

Тематическое планирование модуля 2 (8 класс)

Тема

Количество

п/п

часов

1

Что я знаю о профессиях?

  2

2

Мир профессий, в котором мы живем

  4

3

Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии

  3

4

Мотивы выбора профессии

4

5

Карта моих интересов

4

Итого:

17

Модуль №3 является заключительным в структуре курса предпрофильной подготовки и предполагает интегрирование представлений подростков о мире профессий с собственными индивидуальными способностями и возможностями. Таким образом, цель данного модуля –способствовать осознанному выбору детьми дальнейшего профессионально-образовательного маршрута на основе имеющийся у них информации. Предполагаемые задачи третьего модуля:

формирование у обучающихся адекватного представления о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания профессий,

знакомство со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии,

планирование возможных индивидуальных образовательных маршрутов (траектории) в рамках образовательных областей, исходя из индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся,

формирование способности к самоопределению, умению делать выбор.

Тематическое планирование модуля 3 (9 класс)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Вводные занятия. Определение готовности к выбору профессионально-образовательного маршрута.

Анкета жизненного и профессионального самоопределения школьников.

Методика «Профиль»

2

2

Мир профессий. Слагаемые выбора.

Составление схемы выбора профессии по Е.А.Климову.

 Работа с ДДО (Е.А.Климов)

Информирование о современном состоянии на региональном и федеральном рынках труда.

5

3

Профессиональные интересы и склонности.

Игра-дискуссия: «Да-нет»

Работа с  «Картой интересов»

2

4

Способности и выбор профиля обучения.

4

5

Планирование профессионально-образовательного маршрута.

Пути профессионального образования.

Работа со «Схемой альтернативного выбора»

2

6

Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля.

Ролевая игра «Царство-государство».

Заполнение матрицы текущих результатов выбора профиля обучения.

2

Итого

17

Оценка эффективности реализации программы курса по выбору «Предпрофильная подготовка»

  1. Информированность  выпускников основной школы о значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального, профессионального самоопределения.
  2. Сформированность у выпускников основной школы навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
  3. Готовность выпускников основной школы к выбору дальнейшего обучения в профильных классах  или в других учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...

Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ГИА, 9 класс

Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ГИА...

Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ЕГЭ, 11 класс

Рабочая программа курса ИГЗ по подготовке к ЕГЭ, 11 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подготовка к сдаче нормативов ВФСК ГТО"

При разработке программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорово...

Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс

Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...

Рабочая программа курса общей физической подготовки «Фитнес-ГРАЦИЯ»

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение.Фитнес – один из самых молодых видов спорта. Это командный вид спорта, собравший всё лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. В после...