" Универсальность синквейна как одного из приёмов мотивации при формировании УУД у обучающихся на уроках"
методическая разработка по теме
В целях формирования УУД у обучающихся на уроках и мотивации у них познавательной активности при работе с учебным текстом, часто использую работу по составлению синквейнов . Ученикам нравится составлять синквейны как перед изучением нового материала, используя ассоциации , личностный или бытовой опыт, так и после работы с новым материалом на уроке, когда дети выяснили много ранее неизвестного о явлении, объекте или сообществе. Следуюет заметить, что работает при этом весь класс на условиях конкурса" Самый точный синквейн" по принципу: " Я знаю больше!"
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мун Татьяна Николаевна -
учитель географии Школа х.Ямы филиал МОУ СОШ х.Клетский
" Универсальность синквейна
как одного из приёмов мотивации при формировании УУД
у обучающихся на уроках"
Одним из требований ФГОС нового поколения, предъявляемым к преподаванию является формирование у школьников универсальных учебных действий ( УУД) на уроках. Школьникам очень важно научиться преобразовывать текстовый материал в схему, таблицу, диаграмму или синквейн, который универсален, многозначен и прост одновременно. Чтобы составить синквейн по теме ,ученику необходимо выделить из объёмного текста по любому предмету прилагательные, глаголы, предложение и существительное, которые должны охарактеризовать явление, объект ,предмет ,общество или событие, как можно точнее. А уже составленный синквейн защищается каждым учеником ,превращаясь в текстовую информацию, отражая уровень его познаний и его личностное отношение к изучаемому понятию.
Многолетняя практика позволила выделить синквейн, сочетающий в себе простоту и доступность в исполнении, научность в содержании и универсальность в применении на различных уроках.
Практика показывает, что пересказ даётся обучающимся непросто, а составленный им самим синквейн облегчает передачу и усвоение учебной информации. Изучая географию, биологию, химию, физику, ребята с большим интересом составляют и защищают синквейны, получая только его схему:
ПОНЯТИЕ
2 прилагательных
3 глагола
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 слова)
Имя существительное.
Важно заметить, что с этой работы можно начать изучение новой темы, в целях актуализации опорных знаний о новом понятии, процессе, объекте или выяснения уже имеющихся понятий об изучаемом из личного опыта,а после изучения темы урока, завершить его составлением синквейна на новым уровне. Защита синквейна заключается в преобразовании его в текстовую информацию с выражением личного отношения к изучаемой теме и отражением его уровня усвоения нового материала. Одинаковых работ никогда не бывает. Школьники выделяют более совершенные работы и отмечают самые точные выводы, отражающие эмоции учеников.
Для примера привожу синквейны ,которые дети составили до изучения темы « РЕКИ» и «ОЗЕРА» ( 6 кл.география) :
До работы с текстом | После работы с текстом |
РЕКИ Большие, маленькие. Текут, охлаждают, украшают . Реки-это пресные водоёмы. ВОДА. | РЕКИ Равнинные, горные. Начинаются, питаются, служат. Реки - дешёвые транспортные пути. ЖИЗНЬ! |
РЕКИ Равнинные, горные. Начинаются, питаются, служат. Реки - дешёвые транспортные пути. ЖИЗНЬ! | |
ОЗЁРА Большие , маленькие. Озёра – природные котловины Бывают, замерзают, украшают.. Озёра – водоёмы суши. Красота! | ОЗЁРА Солёные, пресные. Располагаются, пополняются, служат. СООБЩЕСТВА! |
ОЗЁРА СТОЧНЫЕ, БЕССТОЧНЫЕ. ЯВЛЯЮТСЯ, ИСЦЕЛЯЮТ ПИТАЮТСЯ, ЗЕРКАЛА( природы). | Реакции ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ,ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ. ПРИСХОДЯТ, ЗАВИСЯТ, ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ, РЕАКЦИИ - ПРЕВРАЩЕНИЕ ОДНИХ ВЕЩЕСТВ В ДРУГИЕ. ЯВЛЕНИЯ. |
ВЕЩЕСТВА. СЛОЖНЫЕ, ПРОСТЫЕ. Встречаются, образуют, меняют. Вещества состоят из молекул. МАТЕРИАЛ. |
Практика показала ,что школьникам нравится работа по составлению синквейна, при этом работает весь класс без исключения, каждый старается составить работу,исходя из принципов:
- ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ
- НАУЧНОСТЬ
- ЛОГИКИ
- ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ (РЕФЛЕКСИИ).
Целью защиты синквейна является преобразование его в рассказ или объяснение с приведением примеров, с аргументацией в соответствии с выбранными определениями, действиями и синоним, которыми он охарактеризовал понятие ,явление , событие или объект.
Каждому ученику необходимо научиться составлять синквейн, так как в некоторых сборниках для подготовки к ГИА встречаются задания по составлению синквейна к определённому понятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-355963-1385703321.jpg)
Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...
Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.
Условия успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1364244-1637696514.jpg)
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-1460894-1677530259.jpg)
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка
В статье предсталены приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/13/picture-456510-1402659678.jpg)
Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1105383-1704998531.jpg)
«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
laquo;Кроссенс» - это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...