" Универсальность синквейна как одного из приёмов мотивации при формировании УУД у обучающихся на уроках"
методическая разработка по теме

Мун Татьяна Николаевна

В целях формирования УУД у обучающихся на уроках  и мотивации у них познавательной активности при  работе с учебным текстом, часто использую работу по составлению синквейнов . Ученикам нравится составлять синквейны как перед изучением нового материала, используя ассоциации , личностный или бытовой опыт, так и после работы с новым материалом на уроке, когда дети выяснили много ранее неизвестного о явлении, объекте или сообществе. Следуюет заметить, что работает при этом весь класс на условиях конкурса" Самый точный синквейн" по принципу: " Я знаю больше!"

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sinkveynah_iz_opyta.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мун Татьяна Николаевна -

 учитель географии Школа х.Ямы филиал МОУ СОШ х.Клетский

" Универсальность  синквейна

как  одного из приёмов мотивации при формировании УУД

у обучающихся на уроках"

        Одним из требований ФГОС нового поколения, предъявляемым к преподаванию является формирование у школьников универсальных учебных действий ( УУД) на уроках.  Школьникам очень важно научиться преобразовывать текстовый материал в схему, таблицу, диаграмму или синквейн, который универсален, многозначен и  прост одновременно. Чтобы составить синквейн по теме ,ученику необходимо выделить из  объёмного текста по любому предмету прилагательные, глаголы, предложение и существительное, которые должны охарактеризовать явление, объект ,предмет ,общество или событие, как можно точнее. А уже составленный синквейн защищается каждым учеником ,превращаясь в текстовую информацию, отражая уровень его познаний и его личностное отношение к изучаемому понятию.                                        

     Многолетняя практика позволила выделить синквейн, сочетающий в себе простоту и доступность в исполнении, научность в содержании и универсальность  в применении на различных уроках.

        Практика показывает, что пересказ даётся обучающимся непросто, а составленный им самим синквейн облегчает передачу и усвоение учебной информации. Изучая географию, биологию, химию, физику, ребята с большим интересом составляют и защищают синквейны, получая только его схему:                        

ПОНЯТИЕ

2 прилагательных

3   глагола

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 слова)

Имя существительное.

        Важно заметить, что с этой работы можно начать изучение новой темы, в целях актуализации опорных знаний о новом понятии, процессе, объекте или выяснения уже имеющихся понятий об изучаемом из личного опыта,а после изучения темы урока, завершить его  составлением синквейна  на новым уровне. Защита синквейна заключается в преобразовании его в текстовую информацию с выражением личного отношения к изучаемой теме и отражением его уровня усвоения нового материала. Одинаковых работ никогда не бывает. Школьники выделяют более совершенные работы и отмечают самые точные выводы, отражающие эмоции учеников.              

        Для примера привожу синквейны ,которые дети составили до изучения темы « РЕКИ» и «ОЗЕРА» ( 6 кл.география) :  

До работы с текстом

После работы с текстом

РЕКИ

Большие, маленькие.

Текут, охлаждают, украшают .

Реки-это пресные водоёмы.

ВОДА.

                          РЕКИ

        Равнинные, горные.

Начинаются, питаются, служат.

Реки - дешёвые транспортные пути.    

                     ЖИЗНЬ!

                          РЕКИ

        Равнинные, горные.

Начинаются, питаются, служат.

Реки - дешёвые транспортные пути.    

                     ЖИЗНЬ!

ОЗЁРА  

Большие , маленькие.    

Озёра – природные котловины

 Бывают, замерзают, украшают..

Озёра – водоёмы суши.

Красота!                  

ОЗЁРА

Солёные, пресные.

Располагаются, пополняются, служат.

СООБЩЕСТВА!

ОЗЁРА

             СТОЧНЫЕ, БЕССТОЧНЫЕ.

ЯВЛЯЮТСЯ, ИСЦЕЛЯЮТ ПИТАЮТСЯ,
ОЗЁРА- СЛОЖНЫЕ ВОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.

ЗЕРКАЛА( природы).

Реакции

ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ,ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ.

ПРИСХОДЯТ, ЗАВИСЯТ, ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ,

РЕАКЦИИ - ПРЕВРАЩЕНИЕ ОДНИХ ВЕЩЕСТВ В ДРУГИЕ.

ЯВЛЕНИЯ.                 

                                  ВЕЩЕСТВА.

СЛОЖНЫЕ, ПРОСТЫЕ.

       Встречаются, образуют, меняют.

Вещества состоят из молекул.      МАТЕРИАЛ.

                   

        Практика показала ,что школьникам нравится работа по составлению синквейна, при этом работает весь класс без исключения, каждый старается составить работу,исходя из принципов:

                   -  ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ

                    -  НАУЧНОСТЬ

                     -  ЛОГИКИ

                      -  ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ (РЕФЛЕКСИИ).

        Целью защиты синквейна является преобразование его в рассказ или объяснение с приведением примеров, с аргументацией в соответствии с выбранными  определениями, действиями и синоним, которыми он охарактеризовал понятие ,явление , событие или объект.

        Каждому  ученику необходимо научиться составлять синквейн, так как в некоторых сборниках для подготовки к ГИА встречаются задания по составлению синквейна к определённому понятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...

Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.

Условия  успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся    на уроках русского языка и литературы...

Приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка

В статье предсталены приёмы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка...

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...

«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка

laquo;Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...