Конспекты
план-конспект урока на тему

Ермолаева Надежда Алексеевна

Русский язык и литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_russkogo_yazyka_i_literatury_.odt82.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение по разделу «Фонетика»

 Цель:   обобщить знания студентов об основных фонетических единицах; упражняться в фонетическом разборе и фонетической транскрипции; развивать связную речь, фонематический слух, воспитывать   внима тельное отношение к слову.

Ход урока

  1. Организационное начало.
  2. Работа по выработке умений и навыков.

           1. Объявление темы и цели урока.

             2. Фонематическая разминка.

- Давайте вспомним классификацию гласных и согласных: звуков, а для этого проведем фонетическую разминку.

- Я произношу звук - вы быстро его характеризуете, /а, / л /, о/, /ъ/, /и/, /р/,/с/, /ш/,  /г/, /м/, /у/, /с/.

3. Обобщение.

- Почему важно знать классификацию гласных и согласных звуков?

4. Работа по карточкам у доски.

а) сделать фонетический разбор слова (Ветер)

б) Затранскрибировать, поделить на слоги, охарактеризовать их. ( Огромный)

в) Затранскрибировать слова: (Садовод, Степной, Повозка,  Сшить, Грустный, Яркие, Идете, Говорение)

5. Монологические ответы у доски.

- Рассказать о фонетических законах в области гласных.

- Рассказать о фонетических законах в области согласных.

6. Проверка работы по карточкам.

- Проверьте работу студентов на доске.

-Задайте дополнительные вопросы (выставление и комментирование отметок)

7. Устный фонетический разбор.

-Опишите устно фонетические процессы в области гласных и согласных звуков (студенты выходят к доске, устно описывают фонетические процессы в словах, затранскрибированных на доске)

8.  Обобщение.

- Расскажите о правилах слогоделения.

- О каких фонетических законах в области гласных и согласных звуков вы должны знать?

- Что называется транскрипцией?

- Расскажите о сегментах речевого потока?

9. Транскрипция текста.

- Давайте поупражняемся в транскрипции текста.

- Прочитайте текст, записанный на карточках. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей земле, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.

- Определите тему и идею текста?

- Какую подготовительную работу необходимо проделать, чтобы правильно затранскрибировать текст?

- Сделайте разметку текста в карточках,

  • - У доски рассуждает...

- Охарактеризуйте законы в области гласных и согласных звуков?

III. Итог урока.

- Какой раздел изучили?

- Какие сегментные и суперсегментные единицы речи вы знаете?

- Назовите фонетические законы в области гласных и согласных звуков?

Тема: «Активная и пассивная лексика современного русского языка. Устаревшие слова и их виды. Разновидности архаизмов».

        Цель: систематизировать знания учащихся об активной и пассивной лексике, познакомить с разновидностями архаизмов, формировать умение определять разновидности архаизмов; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать чувство языка.

Ход урока

I.   Организация учащихся на работу.

1. Сообщение темы и цели урока.

        Цель: уточнить наши представления об активной и пассивной лексике современного русского языка.

Научиться определять виды устаревших слов, разновидности архаизмов.

II. Работа по объяснению и усвоению нового материала.
1. Беседа.

- На какие две группы можно разделить лексику русского языка с точки зрения активного и пассивного словарного запаса?

  • Какие слова составляют активный запас лексики русского языка?
  • Какие слова образуют пассивный запас русской лексики?
  • На какие две группы делятся устаревшие слова?
  • Что называется историзмами?
  • Есть ли у историзмов синонимы в современном русском языке?
  • Что называется архаизмами?
  • Имеют ли архаизмы синонимы в современном русском языке?
  • Расскажите, на какие группы можно разделить архаизмы?

а)        собственно-лексические - это слова полностью устаревшие;

б)        лексико-семантические - это слова, у которых устарело одно или несколько значений;

в)        лексико-фонетические - это слова, у которых изменилось звуковое оформление, однако значение сохранилось полностью;

г)        лексико-словообразовательные - это слова, в которых устарели отдельные морфемы или словообразовательная модель.

-        Какова роль устарелых слов в речи?

а)        для воссоздания исторической обстановки и речи героев;

б)        для создания торжественного стиля;

в)        для создания комического эффекта.

III. Практическая работа.

1. Выпишите слова в два столбика. В первый столбик - историзмы, во второй – архаизмы.

- Какими основными приемами будем пользоваться для разграничения историзмов и архаизмов? (Соотнесение с реалиями современной жизни, замена синонимами.)

-        Разделите страницу на две части, в первый столбик выпишите историзмы, устно раскройте смысл историзмов, во второй столбик выпишите архаизмы, в скобках запишите синонимы, характерные для современного русского языка.

Армяк (крестьянский кафтан, сшитый халатом, из ткани, сделанный из верблюжьей шерсти)

Пищаль (1. свирель; 2. огневое орудие)

Боярин (вельможа, знатнейшее сословие в Российском государстве)

Городовой (нижний полицейский чин, обычно в звании урядника)

Рекрут (новобранец, поступивший в солдаты по повинности)

Зерцало (зеркало)

Шелом (шлем)

Отрок (подросток от 7 – 15 л.)

Почивать (спать, отдыхать от трудов)

Перси (грудь)

Перст (палец)

Зело (очень сильно)

Ланиты (щеки)

Брадобрей (парикмахер)

2. Обобщение.

- Чем историзмы отличаются от архаизмов?

- Что их сближает?

        3. Замените устаревшие слова – архаизмы синонимами современного русского языка. Запишите парами.

Чело – лоб, уста – губы, лзя – можно, очи – глаза, пиит – поэт, одр – постель, сей – этот, зрачный – видный, ведать – знать.

        4. Обобщение.

- Что позволяет доказать замена устаревших слов синонимами? (Что перед нами архаизмы, а не историзмы).

        5. Определите тип архаизмов.

- Сравните слова каждой группы и определите, к какому типу архаизмов они относятся? Докажите.

№ 1 Выя – шея                        Собственно-лексические архаизмы, т.к эти

                                                   слова полностью устарели,

Комень – конь                         вышли из употребления и перешли в пассивный  словарный запас

Кормчий – рулевой    

Лицедей – актер

Тунгус – эвенк

№ 2 Бригада – 1. Войсковое соединение

                          2. Коллектив,

выполняющий определенное задание

 

    Язык – 1. Орудие общения                   Лексико-семантические, т.к. у этих слов                                      

    2. Система выразительных средств в   устарело только одно из значений, а  

  художественном творчестве                    само слово  осталось.

   3. Пленный

    4. Наряд

№ 3 Пастырь – пастух                 Лексико-словообразовательные, т.к.              

       Воитель – воин                    слова устарели в одной части своей    

       Дружество – дружба           словообразовательной структуры

       Свирепство - свирепость

          № 4 Покал – бокал               Лексико-фонетические, т.к. отличаются  от вытеснивших их синонимов

                  Нумер – номер                 современного русского языка только

                  Воксал – вокзал              отдельными звуками.

                  Зерцало – зеркало

        6. Обобщение.

 - Что называется архаизмами?

 - На какие группы делятся архаизмы?

        7. Самостоятельная работа (П.Н. Лекант, № 79, с.31).

- Прочитайте стихотворный текст. Найдите в нем устаревшие слова. Выпишите в первый столбик историзмы, а во второй архаизмы, рядом укажите к ним синонимы современного русского языка, определите тип архаизмов. Работаем самостоятельно.

        8. Проверка самостоятельной работы.

Историзмы                                                                              Архаизмы

 Пищаль (свирель, огневое орудие)                      Аргамаке – лощадь, собст.-лекс.

Булат (особая сталь в укладе)                                Вихорь – вихрь, лекс.-фонет.

                                                                                  Вослед – вслед, лексико-фонет.

                                                                                Узрел – увидел, собств.–лекс.

                                                                                 Очах – глазах, собст.-лекс.

                                                                   Нудит – погоняет, понукает, собст.-лекс.

        9. Обобщение.

      -        Как отличить архаизмы от историзмов?

10. Выборочное списывание (комментированное письмо)  (П.А.Лекант, № 80, с. 32).

        - Найдите упражнение 80. Ваша задача найти в тексте архаизмы, выписать их, рядом дописать синонимы современного русского языка, установить тип.

   Чело - лоб, собст.-лекс.

   Перстом - пальцем, собств.- лекс.

   Глаголю - говорю, собст.-лекс.

   Заранее - заранее, лекс.-словоот.

    Длани - руки, собст.- лекс.

11. Работа с текстом. Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».

- Найдите архаизмы. Определите их роль в  тексте.

IV. Итог урока.

  •  Какие слова образуют пассивный словарь русского языка?
  • На какие две группы делятся устаревшие слова?
  • Что называется историзмами?

- Назовите группы архаизмов?

- Какова роль устарелых слов в речи?

V. Домашнее задание.

Упражнение 81 (сборник упражнений под редакцией П.А.Леканта).


        Повторение по теме: «Глагол как часть речи».

        Цели занятия:

1) обобщить и систематизировать знания студентов о глаголе как части речи; уточнить представления студентов об основных глагольных категориях; учить производить морфологический анализ глаголов;

  1. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать языковые явления; продолжить работу по развитию у студентов логического мышления, устной монологической речи, языковой памяти;
  2. воспитывать у студентов любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

                 Ход занятия

  I. Организационный момент.

  II. Сообщение темы и цели практического занятия.

-        Вслушайтесь в строки поэтической миниатюры великого певца природы М.М «Пришвина (читает учитель)

Как изменчива осенняя погода! Идешь утром по аллее парка, с наслаждением вдыхаешь свежий воздух, радуешься солнцу. Тихо, безмятежно вокруг.

Шепчутся ветки деревьев, качаются стебельки осенних цветов, сверкают капельки росы.

Но вдруг налетает откуда-то ветер. И не узнать уголка парка. Шумят макушки деревьев, трепещут листья. Ветер безжалостно рвет их и бросает полными пригоршнями на землю» А они долго вьются в этом бешеном вихре, не зная, куда спрятаться тот злодея.

Ветер разлетелся, рванул со всей силой -  тогда слетели разом все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

  • Подумайте, почему наше практическое занятие я начала с чтения этих строк? Какое время года сейчас? (На улице осень и эти строки созвучны нашему настроению, нашему мироощущению в этот период.)
  • А еще почему? Слова какой части речи особенно активно использует автор для описания осенней погоды?
  • Что же смог показать М Пришвин с помощью глаголов? Какую основную мысль выразить? (Показал непостоянство, изменчивость осенней погоды.)
  • Глаголы в этом тексте несут основную смысловую нагрузку, они помогают показать изменчивость, непостоянство осенней погоды.

Вспоминаются слова А.Н.Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

-  Цель нашего практического занятия: обобщить знания о глаголе, уточнить представления об основных глагольных категориях, поупражняться в морфологическом анализе глаголов, понаблюдать, какую роль играет глагол в речи.

          III. Обобщение понятий темы и определение их роли в речи.

 - На доске образовать все возможные глагольные формы от глагола «расскажет» (вызываю к доске студента).

  • Давайте вспомним, что называется глаголом?
  • На какие две группы делятся все формы глагола?
  • Расскажите о неспрягаемых формах глагола.
  • Доказать на конкретных примерах, что инфинитив может являться любым членом предложения. Работаем с предложениями под цифрой 2. Находим инфинитив, подчеркиваем его как член предложения. Начинаем работать...

Я буду участвовать в конкурсе чтецов. Получать письма друзей - огромная радость! Студенты попросили ветерана рассказать о войне.

Мы приехали в Болхов учиться.

Появилась возможность связаться с родственниками.

  • Какой же вывод мы можем сделать?
  • Все многообразие глагольных форм можно образовать от двух основ.
  • Расскажите об этих основах.

-        Почему вторая основа называется основой настоящего времени или будущего?

-        Давайте проверим, правильно ли образованы глагольные формы на доске?

- Что помогает определить соотношение двух основ глагола? Раскройте понятие «класс глагола».

-        Найдите под цифрой 3 глаголы. Определите их класс. Устно свой ответ аргументируйте. Начинаем; рассуждать...

Белеть - беле ут, 2 класс

Зимовать - зиму ут, 3 класс Возить - возят, 4 класс

Шагнуть - шагнут, 5 класс

  •  Как же определить класс глагола?
  •  Назовите постоянные признаки глагола?

-Давайте вспомним, что называется спряжением? Как рассматривается спряжение в школе?

- Давайте вернемся к тексту М.Пришвина и определим спряжение глаголов в 1, 2 абзацах. Карандашом верху надпишите спряжение глаголов, устно свое решение аргументируйте. Начинаем рассуждать...

Идешь - 1 спр., вдыхаешь - 1 спр., радуешься - 1 спр,, шепчутся - 1 спр., качаются - 1 спр,, сверкают - 1 спр.

-        Как же определить спряжение глагола? Все ли глаголы можно отнести к 1, 2 спряжению?

Почему так важно уметь определять спряжение глагола (чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов).

-        Одним из постоянных признаков глагола является вид. Что мы должны помнить о категории вида. Расскажите.

- Понаблюдайте за глаголами в поэтической миниатюре М.Пришвина. Определите их вид. Сравните вид глаголов в начале текста и в конце. Что вы заметили?

  • Почему в начале текста Пришвин употребляет глаголы несовершенного вида, а в конце глаголы совершенного вида?
  • О каких постоянных признаках глагола мы еще не вспомнили?
  • Из третьего абзаца текста М.Пришвина выпишите глаголы в тетрадь, определите возвратность, переходность, залог.

Шумят - незозвр., неперех., стоит за пределами трехзалоговой системы.

Трепещут - незозвр., неперех., стоит за пределами трехзалоговой системы.

Рвет - незозвр.., перех., действительный залог

 Бросает - невезвр., переходный, действительный залог.

Спрятаться - возвратн, перех., средневозвратный.

-        Давайте подведем итог проделанной работы. Назовите еще раз постоянные признаки глаголов?

Какими непостоянными признаками обладает глагол?

  • Расскажите о категории наклонения.
  • Понаблюдайте за глаголами в тексте М.Пришвина. Определите наклонение глаголов? Что вы заметили?
  • Почему Пришвин использует глаголы в изъявительном наклонении?

- Каким образом категория наклонения связана с категорией времени?

-        Расскажите о категории времени глагола.

-        Понаблюдайте за глаголами в тексте М.Пришвина. Подумайте, формы какого времени использует М.Пришвин в первых трех абзацах и почему?

-        Формы какого времени использует М. Пришвин в  последнем абзаце? Уместно ли сочетание форм настоящего и прошедшего времени в этом тексте?

- Как грамматически отличаются глаголы настоящего и прошедшего времени?

- Назовите непостоянные признаки глаголов?

-        Найдите в тексте глаголы, которые имеют только постоянные признаки.  Почему?

-        Зачем мы должны помнить о постоянных и непостоянных формах глагола?

  • Рассмотрите схему морфологического анализа глагола. Какие признаки учитываются при отнесении слова к определенной части речи.
  • Давайте поупражняемся в морфологическом анализе глагола. Наша задача запомнить порядок разбора и алгоритм рассуждения. Для разбора берем: первых два глагола из текста (идешь, вдыхаешь).
  • Определяя принадлежность слова к той или иной части речи, мы учитываем семантические, морфологические признаки, а также учитываем; роль в предложении и словообразовательные особенности.

-        Чем же интересно словообразование глаголов?

-        Давайте вспомним словообразовательный анализ и произведем разбор глагола из последнего абзаца. (Рванул).

IV.     Самостоятельная работа.

-        Давайте поработаем самостоятельно в парах. Выполняем задание под цифрой № 4. Определите тему текста. Определите видовременные формы глагола. Почему именно эти, а не другие формы глагола использованы в этом тексте?

- Сделайте письменный морфологический анализ глаголов из последнего абзаца, по вариантам: взойдет, засверкает, заблестит, взлетят.

-        Сдайте тетради в конце занятия на проверку.

В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружились над родным болотом и потянулись к югу. Высоко в небе летели журавли. В глухом  лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.

Брезжит над рекой рассвет. Темным и мрачным стоит в эту пору лес. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной.

(И.Соколов-Микитов)

5.     Итог урока.

-        Какую часть речи повторили?

          - Какой   объем   знаний   о   глаголе   получают   учащиеся   основной общеобразовательной  школы?

           -   Какую роль играют глаголы в речи?

-        Дома вы писали сочинения на тему: «Осеннее настроение», используя глаголы.

-        Прочитайте свои сочинения… Как помог вам глагол в написании сочинений?

6.     Задавание  работы на дом.

- Подходит к концу наше занятие. Я довольна вашей работой. Отметки получают...

Домашнее задание: выполнить письменный морфологический анализ глаголов из первых двух предложений текста № 4; подготовиться к практической работе по теме: «Причастие».

Тема : «Деепричастие как особый вид глагольной формы. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастия: совершенного и несовершенного вида. История деепричастий».

Цель: обобщить и систематизировать знания о деепричастии, показать историю развития деепричастия; отработать морфологический анализ деепричастий, показать переход деепричастий в другие части речи.

Ход урока

I        Организация учащихся на работу.

II.     Повторительно-обучающая работа.

Работа по карточке (у доски)

Издали: доносился рокочущий3  шум прибоя.

  1. Рокочущий (шум) - причастие, н.ф. - рокочущий.
  2. Образовано от глагола рокотать.
  3. Несовершенный вид, т.к. образовано от глагола несовершенного вида.
  4. Невозврат, т.к. образовано от невозвратного глагола.
  5. Непереходный, т.к. не может иметь при себе прямого дополнения.
  6. Действительное причастие, т.к. определяемое слово - субъект; - ущ.
  7. Настоящего времени, т.-к. суффикс -ущ.
  8. М.А., С.А.        

В полной форме, т.к.ий

10.В ед. числе, т.к. относится к сущ. в ед.ч.

11        .В м.р., т.к. относится к сущ. в ед.ч.
12.В им.п., т.к. относится к суш. в им.п.

13.Согласуется с подлежащим, зависимых слов нет.

14.В предложение является согласованным определением.

15.Рокочущий (1 спр.)

Опрос по вопросам (весь класс)

1.        Что называется деепричастием?

Деепричастие — неизменяемая форма глагола, которая обозначает действие, добавочное к основному, названному глаголом и обладает грамматическими признаками глагола и наречия.

2.        Назовите признаки глагола у деепричастия?

  • имеет категорию вида — от глагола совершенного вида образуется деепричастие совершенного вида,
  • обладает глагольным управлением,
  • способность иметь при себе прямое дополнение,

деепричастие переходное; не имеет при себе прямое дополнение — деепричастие непереходное,

-        обладает категорией возвратности-невозвратности ;

от невозвратных глаголов образуются возвратные деепричастия (умываться-умываясь);

от невозвратных глаголов образуются невозвратные деепричастия (написать-написав),

-        имеют относительное время, т.е. время, которое определяется только в контексте; деепричастие несовершенного вида обозначают добавочное время со значением одновременности (гнел, улыбаясь). Деепричастие совершенного вида обозначают добавочное время со значением предшествования (пошли дальше, немного отдохнув). Залог:

действительный, средне - возвратный; страдательного залога у деепричастия нет.

3. Назовите признаки наречия у деепричастия?

- примыкает к глаголу;

- не изменяется;

     - в предложении является обстоятельством.

4. Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола несовершенного вида при помощи суффикса  -а     (думают- думая)

Если глагол имеет суффикс -ва, то деепричастие образуется от основы инфинитива - (создавать- создавая).

Суффикс -учи употребляется только в одном слове — будучи.

5. Как образуются деепричастия совершенного вида?

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида при помощи -в (вш)   —ши

Открыть-открыв(вши)

Подстричь - подстричши

Деепричастие совершенного вида могут образовываться от основы будущего простого времени глагол совершенного вида при помощи —а

 Простим - простя

6. В каких частях речи может переходить деепричастие?

В наречие (постпозиция) - аувербиализация (Он сидел насупившись).

В служебных частях речи - предлог, союз.( Благодаря, включая, взирая – в предлог; хотя, несмотря на то что - союз)

   

    7. Историческая справка о деепричастиях

     8. Проверка работы у доски.

Дополнительный вопрос - Что называется деепричастием?        

III. Работа по выработке умений и навыков.

1. Прочитайте отрывок из  повести А.М.Горького  «Детство».  Выпишите деепричастия, определите, какие они,  совершенного или несовершенного вида, способ образования деепричастий (от какой основы, с помощью какого суффикса)

Задуматься    + вш - задумавшись; соверш. вид
Покачивается + а    - покачиваясь; несоверш. вид
Поглядывает + а    - поглядывая;   несоверш. вид
Испугаться    + вш — испугавшись; соверш. вид
Отводить      + я    - отводя;        несоверш:. вид

Опустить      +з    - опустив;        соверш. вид Улыбается     + а    - улыбаясь;      несоверш. вид

 

     2.Обобщение: как образуются деепричастия совершенного и  несовершенного вида?

3.Сделать морфологический анализ деепричастия, указав все признаки.

Письмо под диктовку, выделить орфограммы, расставить знаки препинания.

Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднимаясь из-за леса.

4. Самостоятельный морфологический анализ деепричастия.

Перелистывая книгу, я пыталась найти необходимый для лекции материал.

Обобщение: Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия?

   5.Определите, какими частями речи являются выделенные слова (деепричастие, наречие, предлог,  союз, частица) – устно.

     Прочитайте первое предложение, определите, какой частью речи является выделенное слово, ответ аргументируйте, сверху карандашом напишите.

Несмотря на возражения, они решили сейчас же, не откладывая пойти сами в дом и уладить.

Жильцы проводили ее взглядом и еще минуту сидели молча, не зная, что сказать друг другу.

Такое освещение никак не напишешь, будь ты хоть сам Левитан.

Хотя в болоте тихо, да жить там людям лихо.

Благодаря музыке вы найдете в ней новые, неведомые вам прежде силы.

Он приветливо улыбался, благодаря меня за помощь.

    6.Письмо под диктовку

Записать предложения, расставить знаки препинания.

        Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. (М. Горький) (деепричастный оборот выделяется с обеих сторон, если стоит в середине предложения.)

       Можно прожить и не хвастая умом. (М. Горький) (Не отделяется запятой деепричастные обороты, в начале которых стоит усилительная частица и.)

    7.Практическая работа.

 1. Прочитайте отрывок из повести: А.М.Горького «Детство». Выпишите деепричастие,    определите,    какие    они    совершенного    или несовершенного вида, покажите способ образования деепричастий (от какой основы, с помощью какого суффикса).

Мальчик бежал сломя голову, словно за ним кто - то гнался. (не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой идиоматические выражения).

Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое. (Оборот, образованный деепричастием и союзным словом который тесно сливается с придаточным предложением и не выделяется в его составе.)

Туманы, клубясь и извиваясь, сползли туда по морщинам соседних скал. (Обособляется два одиночных деепричастия (без пояснительных слов).

Говорил он задыхаясь (взволнованно). (Одиночное деепричастие, перешедшее в наречие или имеющее значение наречия образа действия, не обособляется, постпозиция).

    8. Письмо под диктовку.

Морфологический анализ деепричастий. Синтаксический разбор простого предложения.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых букетов.

III. Итог урока.

Поэтический салон.

«О, Русь моя! Любил ли кто тебя, как я?»

Цель: познакомить с творчеством русских поэтов, расширять представления студентов о патриотической  поэзии; развивать творческое  воображение студентов, память, мышление; совершенствовать навык выразительного чтения; пробуждать патриотические чувства.

  1. Вступительная часть.

Вдоль бегут дороги, словно песня,

Дремлют горы, плещутся моря…

Нету слов дороже и чудесней,

Чем два слова: «Родина моя!»

  1. Основная часть.

Звучит песня «Родина» (муз.С. Соснина, сл. Я. Серпина.).

Мы сегодня  собрались вместе, чтобы поговорить о нашей Родине, о родной стране, в которой мы родились и живем. Наша Родина – Россия.

- Откуда появилось такое название «Россия»?!

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь  - страна рек и озер. Русь – светлое место.  Это страна света, солнца, добрых людей. Русских еще называют россами, а  страну, где они живут, - Россией. Россия – наша Родина. Слово «Родина»  на всех языках мира понятно без перевода.  Чувство Родины – самое возвышенное, чистое, прекрасное.

        О, Русь моя! Любил ли кто тебя, как я?! – восклицал  Некрасов А. Н.

        Тема Родины  неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир. Сегодня мы хотим познакомить вас со стихами русских поэтов, которые воспевали и воспевают поныне Родину, Россию.

        Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт – родился 4 октября 1895 г. В селе Константиново Рязанской губернии. Его имя в ряду гениев русской  литературы занимает свое, особое место. Когда мы произносим имя Сергей Есенин, говорим о его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные и неповторимые стихи.

        Главная тема в творчестве С. Есенина – тема Родины. Россия была для него началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и роса, и сила, и синее что – то». Это им, Есениным, сказано: «Нет поэта без Родины». О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Ею он жил, для нее он берег самые заветные слова. Слово «Русь» было его  любимой рифмой. Еще в ранних юношеских стихах автор представляет перед нами как  пламенный патриот.

Гой ты, Русь, моя родная.

Хаты – в ризах образа.

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои  поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лучах веселый пляс.

Побегу по мятой  стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если скажет  рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» -

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

        Этот мотив в творчестве С. Есенина будет упорно повторяться, несмотря на все жизненные невзгоды, и спустя десятилетие. Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми её далями и красками – изумительными в своей красоте.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь!

Никакая Родина  другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать у всех у нас такая  участь,

И, пожалуй,  всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси!

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть;

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

        Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиции крестьянской поэзии. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестные села. «Рязанские поля были моей страной, Родиной, -  вспоминал он впоследствии.

        На  страницах есенинской лирики перед нами предстает огромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж средней полосы: сжатые поля, красно – желтый костер осенней рощи, зеркальные глаза озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах  лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих  стозвонных.

По меже, на  переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки –

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого – то

Затаил я в сердце мысли.

Всё встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб потом её покинуть.

        Удивительные, чистые, трогательные стихи С. Есенина будут волновать ещё не одно поколение. Они вечны, как вечна любовь к Родине.

        Творчество Николая Рубцова продолжает традиции  русской поэзии С. Есенина.

        Николай Рубцов родился в  1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Он рано осиротел: отец погиб на войне, мать умерла, когда сыну было шесть лет. Детство маленький Николай провел в детском доме.  Поэт прожил трудную жизнь и умер очень рано,  в возрасте 35 лет. Все творчество Николая Рубцова пронизано любовью к Родине. Выросший сиротой, он знал одну – единственную  мать – Россию – и ей посвятил свои лучшие стихи, лучшие минуты подъема и вдохновения. Его всегда тянуло в родные места, на Вологодчину. Любимые края дороги поэту и в весеннюю пору, когда «высоко над зыбким половодьем без остановки мчатся журавли», и в долгую зиму, когда «снег летит по всей России, словно радостная весть», и в жаркий день, когда «зной звенит во все звонки». Родина для Н. Рубцова – это место. Где он родился и вырос, место, о котором он не забудет никогда.

Тихая моя Родина.

Ивы, реки, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Школа моя деревянная.

Время придет уезжать –

Речка за мною Туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую  смертную связь.

        В лирике Николая Рубцова жива неистребимая любовь, мучительная и всепоглощающая страсть к зеленым лугам и золотистым осенним лесам, медленным водам  и терпким ягодам,  жарким полдням и прохладным вечерам. Чтобы лучше понять Рубцова,  послушаем его стихотворение.

Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен.

Как прежде скакали на голос удачи капризный,

Я буду скакать по следам миновавших времен.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои:

Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Останьтесь! Останьтесь, небесные синие своды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на  пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!

        Поэзия Николая Рубцова продолжает и развивает лучшие традиции русской классики, берущей начало в  непреходящих основаниях народной  нравственности, в основе которой всегда лежала глубокая, проникновенная любовь к Родине.

        Стихотворение «Видения на холме» было написано Рубцовым в 1960 г. В нем – великий, святой завет нам,  потомкам, хранить Русь.

Взбегу на холм

        и упаду

        в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тугой башмак скуластого Батыя.

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя!

Россия! Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили.

 И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.

Кресты… Кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони.

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони,

Заржут они – и где – то у осин

Подхватит эхо медленное ржанье,

И надо мной – бессмертных звезд Руси,

Спокойных звезд безбрежное  мерцанье.

        Поэт глубоко верит, что Россия будет всегда и ничто её не сломит. С каждым днем она становится сильнее и сильнее. И эта вера вдохновляет нас, молодое поколение, любить Родину, беречь её, своими поступками делать её краше и богаче.

        Поэт в России – больше, чем поэт.

        В ней суждено поэтами рождаться

        Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

        Кому уюта нет,  покоя нет. –

- восклицал наш современник, поэт -  гражданин Евгений Евтушенко. Он родился 18 июня 1933 г. на станции Зима Иркутской области в семье геологов. Отец Евгения Евтушенко был геологом и всю жизнь писал стихи. Он и сына научил любить поэзию.

        Тема Родины, России всегда оставалась самой главной в творчестве Евтушенко. Объездив полмира, встречаясь с самыми  выдающимися людьми XX века, он оставался верен России.

Идут белые снеги,

Как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

Да, наверно, нельзя.

Чьи – то души, бессмертно

Растворяясь вдали,

Словно белые снеги,

Идут в небо с земли

Идут белые снеги…

И я  тоже уйду…

Не печалюсь о смерти

И бессмертья не жду.

Я не верую в чудо.

Я не снег, не звезда,

И я больше не буду

Никогда, никогда

И я думаю, грешный –

Ну, а кем же я был

Что я в жизни поспешной

Больше жизни любил?

А любил я Россию

Всею кровью, хребтом –

Её реки в разливе

И когда подо льдом,

Дух её пятистенок,

Дух её сосняков,

Её Пушкина, Стеньку

И её стариков.

Если было несладко,

Я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно

Для России я жил.

Быть бессмертным не в силе,

Но надежда моя:

Если будет Россия,

Значит буду и я.

        Глубокой верой в возрождение России, в её нравственную силу, в её духовные богатства проникнуты стихотворенья Евгения Евтушенко, написанные в 90 – е годы.

России внутренняя цельность

Не в реставрации церквей,        

А чтобы в нравственность, как церковь,

Вводили мы своих детей.    

 Безнравственность – уже не русскость,

Но если нравственность жива,

Россия выстоит, не рухнет,

Отринет Римский путь Москва.

А новый  Рим – необратимо

Пускай развалится в грязи.

Где на Руси паденье Рима –

Там возрожденье Руси.

        Поэзия Евгения Евтушенко несет в себе мощный нравственный заряд, Она наполнена глубокой верой в Россию, искренней, неподдельной любовью к свой Родине.

Будь Россия, навсегда Россией,

И не плачь, припав к другим на грудь.

Будь свободной, гордой и красивой.

Если нас не будет, будь!

Родились мы в стране самой снежной,

Но зато самой нежной стране,

Не безгрешной, правда, но безбрежной

С русской песней наравне.

Мы своих героев не забыли,

Будут жить и мужество, и честь.

Для того чтоб счастливы мы были,

Все у нас в России  есть.

Россияне, все мы вместе  сила.

Врозь нас просто с планеты стряхнуть.

Да хранит, Господь, тебя, Россия.

Если нас не будет, будь!

Жизнеутверждающая поэзия Ев. Евтушенко настраивает наши души на волны патриотизма, на глубокую веру в возрождение России.

        Вот и подходит к концу наша встреча с творчеством удивительных  русских поэтов разных эпох. Вы увидели,  как многообразно поэты изображают  тему Родины, насколько индивидуальны и неповторимы их приемы и средства выразительности. Но поэты едины в одном – любовь к Родине – это святое чувство, это объясняющее начало, это то, на чем основано духовное бытие любого человека.

Берегите Россию –

Нет  России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на  столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы, вечно ей быть.

  1. Заключительная часть.

Звучит песня о Родине.

Поэтический салон

«Всё начинается с любви!»

Цель: познакомить с творчеством русских поэтов, расширять представления студентов о любовной  поэзии; развивать творческое  воображение студентов, память, мышление; совершенствовать навык выразительного чтения; пробуждать нравственные  чувства.

Поэзия незримо  сопровождает человека всю его жизнь. В детстве стихи  любят за  их простоту, звонкость, ритм. Полные, лаконичные, образные строки входят в сознание и память  надолго, на всю  жизнь. В юности, когда  человеку открывается  мир высоких чувств,  душевных порывов,  поэзия становится  особенно необходимой. Поэзия – наша жизнь, духовное состояние. Неслучайно 21 марта 1955 г. впервые  стали отмечать Всемирный день поэзии. И сейчас этот праздник стал  традиционным.

В субботу 21 марта во всем мире  звучали  стихи, мир  жил поэзией. И поэзия  спешила доказать всем,  что прозаической, серой  повседневности не существует, что мир прекрасен, если в него всмотреться  с доверием и полюбить его. Не мог остаться в стороне  от праздника и наш колледж. Поэтому  сегодня мы  проводим конкурс выразительного чтения с символичным названием «Всё начинается с любви».

Разрешите представить вам членов жюри:

  1. Мартынюк М. А., социальный педагог.
  2. Халезева С. А., председатель студенческого профсоюза.
  3. Блинова М., председатель студсовета.
  4. Тимонина Анна, студентка 4 курса группы «Е».

Слово «любовь» на всех языках  мира понятно без перевода. Чувство любви – самое поэтичное, возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви  неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для  каждого  приходящего в этот мир.

  1. Роберт Рождественский «Все начинается с любви».

     Читает  студент 1 курса, группы «Г» Чаркин Юрий.

  1. Эдуард Асадов «Моя любовь».

     Читает студентка 3 курса группы «А» Турчёнкова Ирина

  1.  Афанасий Фет «Сияла ночь».

      Читает студентка 2 курса группы «А» Буян Мария.

Любовь – крылья.  Недаром говорят: «Все влюблённые талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви – любви единственной,  на всю жизнь, любви не всегда  разделённой,  но возвышающей и  облагораживающей: Данте и  Беатриче, Ромео и Джульетта, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина.  Любовь бывает разной: счастливой и горькой,  взаимной и безответной, любовь – радость, любовь – страдание, но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.

  1.  Маргарита  Алигер  «Несчастной любви не бывает». Читает  Бачкова Анастасия, студентка 1 курса группы «А».
  2.  Анна Ахматова «О тебе  вспоминаю я редко». Читает Киюцина  Вика,  студентка 2 курса группы «Б».
  3.  Фёдор Тютчев «Чему бы жизнь нас не учила». Читает Федорищева Оксана, студентка 2 курса группа «В».
  4. Эдуард Асадов «Улетают птицы». Читает студент 1 курса группы «Г» Егоров Андрей.

Любовь! От нее расцветает мир, зажигаются глаза и сердца.  Любовь к женщине вдохновляет поэтов на создание удивительных строк:

Я вижу в женщине частичку Божества,

Я вижу в ней пророчества  Мессии,

Гармонию и хрупкость естества

И ценность величайшую России.

  1. Эдуард Асадов «Любовь, коварство и колдун».

     Читает Фандеева Татьяна, студентка 3 курса группы «Б».

  1. Маргарита Алигер  «Не бойся, я вернусь».

Читает Парфёнова Евгения, студентка 3 курса группы «А».

  1. Алёна Вайсберг «Признавайтесь в любви».

Читает Исаева Александра, 2 курс группа «Г».

Музыка…

Ах, война, что  ж ты  сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

        Война, страшная, жестокая, тяжелым бременем легла на плечи женщин.

        Жёны, матери, нежные, хрупкие, верили в победу, верили и ждали своих мужей, своих сыновей, своих братьев. И   эта вера помогала солдатам  выжить,  выстоять в  тяжёлой войне.

  1. Константин Симонов  «Жди меня». Читает Лёвин А., студент 3 курса группы «Г».
  2.  Юлия Друнина «Ждала тебя».  Читает Неткачёва Ирина, студентка  2 курса группы «В».
  3. Андрей Деменьтьев  «Баллада о матери». Читает Павлова Олеся, студентка 2 курса группы «А».
  4.  Владимир Жуков «Мама». Читает  студентка 1 курса группы «Б» Данилова Ольга.

Всегда одним из самых обаятельных образов  русской поэзии был и остаётся образ женщины. В стихах мы видим  историю  русской женщины,  прекрасной  по душевным  качествам, образ матери,  жены, любящей, трудолюбивой, самоотверженной.

        

Михаил Исаковский    «Русской женщине».

Читает Мамедова Санам, студентка 2 курса группы «Б».

        Сегодня  на празднике поэзии вы  имели возможность убедиться, как многообразно поэты изображают тему любви, насколько индивидуальны и неповторимы их приёмы и средства выразительности. Но они едины в  одном: любовь -  это великое благо, дар, радость, счастье,  исцеление и  спасение наше, её надо беречь и ценить.

Любовью дорожить умейте,

С годами – дорожить вдвойне,

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

        Александр  Кочетов «Баллада о прокуренном вагоне»

Читают Новикова Ксения, студентка 1 курса группы «Б»,

Васин Игорь, студент 2 курса группы «Ж».

Музыка…

        Вот и подходит к концу наш праздник поэзии, праздник любви. Сегодня мы  поняли  самое главное – любовь – это  объединяющее людей начало, то, на чём основано духовное бытие любого человека. Любовь к  жизни, любовь к природе, любовь к искусству,  любовь мужчины и женщины.

        Любовь и красота являются символом существования людей на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...