Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми.
статья на тему

Новиков Иван Викторович

 

1.Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей.

3.Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.

4.Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

 

1.Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

2.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

3.Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

4.Воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma.docx86.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИ  ПРОГРАММЫ. оспитательная - воспитание личности, способной к самореализации.

Образовательная - расширение единого образовательного пространства школы для обучения  одаренных детей в рамках общеобразовательного класса (1-9 кл.) и в профильных классах (10-11 кл.)

Развивающая - развитие у одаренных детей способностей к включению в любую  практическую деятельность.

Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом: 
1. Создавать благоприятные условия для диагностики  развития   одаренного ребенка, развития его интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста. 
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современного общества . 
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. 
4. Расширять возможности для  повышения квалификации педагогами  школы, способствовать стремлению педагогов  к поиску и творчеству в работе с одаренными учащимися, поддержка (моральная и материальная) педагога , призванного развивать детскую одаренность.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Развитие детской одаренности является одним из главных  направлений 
работы школы. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие способности.

1.Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей.

3.Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.

4.Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

1.Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

2.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

3.Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

4.Воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.

Программа разработана на основе Устава МБОУ-ООШ №13» и общешкольной программы «Одарённые дети» 2013г.

Актуальность разработки программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

   Детская одарённость занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы её диагностики и развития волнуют лучшие умы педагогического сообщества на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно за школьной партой сидят сегодня те, кто сможет удовлетворить эту потребность общества. Это одарённые, особо талантливые дети.

Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. И забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Актуальность данного направления подчеркивается в ряде документов федерального уровня:

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
  • Национальной образовательной стратегии - инициативе                  «Наша новая школа»;
  • Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.11.2009.

Концепция программы.

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Этапы реализации.

    Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2012 по 2016 годы.

Первый этап – диагностико-прогностический;мониторинг одарённости (предполагается реализовать в сентябре 2013 года):

1. Создание 
- банка данных по одарённым детям; 
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности; 
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми. 

2. Организация 
- системы дополнительного образования: кружки, элективные курсы, спецкурсы, творческие мастерские; 
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций; 
- внеклассной работы по предмету. 

Второй этап – деятельностный (2013 – 2014г. – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях):

- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом профориентации; 
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся; 
- активное использование в проектной деятельности. 

Третийэтап  - констатирующий ( 2014 – 2015уч.г):

- оформление портфолио; 
- внедрение в практику рейтинга учащихся. 

Формы работы с одаренными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
  • Участие в школьных и районных олимпиадах по физической культуре.
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, недели физической культуры.
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  • Развитие потенциала детей.
  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
  • Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Принципы работы с одаренными детьми:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

                   Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся  на втором этапе обучения. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях. В связи с этим ученики  занимаются в  разных кружках, спортивных секциях. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Основные направления работы

-      Выявление одарённых детей по предмету.

-     Корректировка программы для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

-      Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

-      Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.

-      Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим  внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2.Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными  детьми.

3.Учитель должен быть:

 - увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.


Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;

 - участие во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и др.

- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы:
  • учитывать одаренность как сложное явление;
  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализация программы призвана способствовать:

 - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

 - повышению качества образования и воспитания школьников;

 - формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

- участие в районных олимпиадах;
- написание научно-исследовательской работы;
- участие в районных, всероссийских  конкурсах.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  •  владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей по физической культуре.

3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

(работа с одаренными детьми

Учебники, методическая литература

Дидактические, раздаточные материалы

Наглядные пособия

Компакт-диски по предметам

Компьютерные учебные программы

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Работа с одарёнными детьми.

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося: Долгов Александр Васильевич

 2.Состав семьи, ее структура: полная,в семье 2 ребенка.

3. Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с удобствами.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: средний, оба родителя имеютсредне – специальное образование.

6.Воспитательный потенциал семьи : высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: лидер.

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные: веселый, готов помочь другу

отрицательные: высокая самооценка

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность: успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа вторая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению:хорошие 

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

 участие в трудовых делах:  активное

12.Получение дополнительного образования: драматический кружок

 

 

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося: Щипцова Марина Руслановна

2.Состав семьи, ее структура: полная,  в семье два ребенка.

3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира с удобствами.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: средний

6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: лидер.

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные: веселая, готова помочь другу

отрицательные: высокая самооценка

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа,вторая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению:хорошие

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

      предпочитаемые виды труда: умственный труд

 участие в трудовых делах: самое активное .

12.Получение дополнительного образования: драматический кружок

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося: Шайбак Анна Вячеславовна

2.Состав семьи, ее структура: полная,  в семье два ребенка.

3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира с удобствами.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют средне – специальное образование

6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: лидер.

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные:  готова помочь другу

 

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность:

 успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа.вторая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению:хорошие

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

      предпочитаемые виды труда: умственный труд

 участие в трудовых делах: самое активное .

12.Получение дополнительного образования: драматический кружок

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося: Качанова Александрина Александровна

2.Состав семьи, ее структура: опекун:бабушка

3. Жилищно-бытовые условия: 3-х комнатная квартира с удобствами.

4. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.

Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: 

6.Воспитательный потенциал семьи: средний, уделяют  внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: 

 Качества личности (положительные, отрицательные):

 положительные:  готова помочь другу

отрицательные: бывает неискренной

 

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

 9.Учебная деятельность:

 успеваемость:  имеет положительные отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа.вторая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению: хорошие

познавательный интерес: высокий

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

      предпочитаемые виды труда: умственный труд

 участие в трудовых делах:  активное .

12.Получение дополнительного образования: драматический кружок

Работа с родителями.

1.Проведение просветительской работы среди родителей через  родительские собрания.

2.Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

Занятие «Занимательная грамматика»

Цели.

  • Знакомство с крылатыми выражениями и происхождением слов, с новыми пословицами и поговорками;
  • умение правильно ставить ударения в словах;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, внимания и памяти;
  • воспитание любви к русскому языку.

Оборудование. Иллюстрации заглавной буквы в сказках, детские рисунки с буквами, Тесьма для показа размеров башмаков, карточка с заданием.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У. Сегодня на занятии “Наш родной язык” вам предстоит узнать значение некоторых слов и словосочетаний русского языка, их происхождение. Ещё будем вспоминать пословицы и поговорки, а также поиграем в наши любимые игры со словами. Путешествовать, как всегда, мы будем по следующим страничкам (на доске):

  • “Крылатые выражения”
  • “К истокам слова”
  • “Говорите правильно”
  • “Пословицы и поговорки”

2. “Крылатые фразы”

Повторение ранее изученного материала

У. Прежде, чем мы познакомимся с новым фразеологическим оборотом, вспомните уже вам известные. Итак, кто объяснит, что обозначает и как появилось выражение “Красная строка”?

Д. Книги на Руси начали печатать немногим более 400 лет назад, а до этого переписывали текст от руки. Сначала текст писали сплошь, не разделяя на слова и предложения. Начало рассказа летописец открывал большой красивой буквой, замысловато разрисованной. Она выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Красная буква (в смысле “красивая”) и дала жизнь выражению “Писать с красной строки”

У. Где сейчас можно увидеть такую “красную” букву?

Д. В книгах со сказками.

У. На прошлом занятии вы начали рисовать такие буквы. Посмотрите, что получилось. (С обратной стороны доски размещена выставка детских рисунков).

У. Кто поможет нам вспомнить другие крылатые выражения, с которыми вы познакомились на предыдущих занятиях?

Д. “Перемывать косточки”. Сейчас это выражение обозначает “ сплетничать, злословить о ком-то”. Но, оказывается, этот оборот связан с существовавшим у славян обрядом так называемого “вторичного захоронения”. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия его останки (т. е. кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценкой его поступков и т. п. То есть раньше это выражение имело прямой смысл и лишь позднее переосмыслено

Изучение нового материала

У. А вот знакомо ли вам такое выражение – “Жить на большую (широкую) ногу”? (записано на доске).

Д. Да.

У. Может, вы знаете, что оно обозначает?

Д. Это значит, жить богато, всё себе позволять, не считать денег.

У. А я хочу вам рассказать о происхождении этой фразы. Оказывается, в 14 веке в Западной Европе существовало такое правило: чем длиннее башмаки, тем человек богаче и знатнее. Так, башмак дворянина был в полтора фута. Если знать, что 1 фут равен 30,5 см, то полтора фута – это более 45 см, точнее, 45, 78 см. Башмак барона был уже 2 фута – это 61 см. А вот башмак князя и вовсе был 2,5 фута – это более 76 см. (Эти записи лучше сделать на доске)

(Кроме того, учитель с помощью широкой тесьмы соответствующей длины демонстрирует детям длину башмаков).

У. Как видите, по башмакам можно было определить самого знатного и богатого. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”.

3. К истокам слова

У. Следующая наша страничка называется “К истокам слова”. Что мы узнаём, путешествуя по этой странице?

Д. О том, какое происхождение имеют самые обычные слова, как они попали в русский язык.

Повторение ранее изученного материала

У.Но сначала давайте вспомним происхождение некоторых слов, связанных со школой, учением.

Д. Слово карандаш произошло от тюркскогокара (чёрный) и таш (камень). Свой путь карандаш начинает от свинцовых чёрных палочек для письма. След от таких палочек был тонким. А руки покрывались тёмным налётом. Потом уже люди догадались вставить эти палочки в футляры – кожаные, металлические, и, наконец, в деревянные.

У. О происхождении каких ещё слов мы говорили на предыдущих занятиях?

Д. О слове “каникулы”. Это слово обязано своим происхождением… небу. В буквальном переводе с латинского слово “каникулы” означает “собачки”. “Каникулой” древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса – Сириус. “Каникула” – Сириус – ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета. А так как в это жаркое время года студентов и школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулами. Раньше этим словом называли только летний отдых, а теперь и всякий перерыв в учении.

Изучение нового материала

У. А теперь обратимся к истокам нового слова. Знаете ли вы, что такое шпаргалка? Я уверена в том, что ответ будет положительный. Надеюсь, вы не будете пользоваться шпаргалками на уроках. А история этого слова весьма прозаична. Оно пришло к нам из польского языка и означало… “лохмотья, грязная пелёнка”. Позднее поляки так называли измаранный, негодный лист бумаги. Не правда ли, интересная история?

4. “Цепочка ассоциаций”

У. А теперь немного передохнём и сыграем в игру “Цепочка ассоциаций”. По-другому мы называем её “Из мухи – слона”. Напоминаю, что игра заключается в следующем: я называю какое – либо слово и спрашиваю игрока, какие ассоциации возникают у него в связи с этим словом. Следующий игрок, услышав новое слово, называет свою ассоциацию на него и так далее. Слова нужно говорить быстро, не задумываясь. Игрок, который задержался с ответом, выбывает из игры.

(Может получиться, например, такая цепочка:“Шпаргалка – двойка – наказание – угол – треугольник – математика – учебник – книга – чтение – очки – глаза – лицо – портрет – фотоаппарат и т. д. ”

5. “Говорите правильно”

У. Перейдём к следующей рубрике – “Говорите правильно”. Не секрет, что каждому человеку нравится, когда его слушают внимательно. А внимание он может привлечь интересным рассказом и, конечно, правильной и грамотной речью.

(На доске написаны слова:Позвонить, позвоню, звонит, позвонишь, звоните)

У. Прочтите эти слова. Составьте предложения с последними тремя словами. Прочтите правильно предложение на карточке. (На карточке:Друг передал моей маме, что позвонит мне ровно в шесть часов.)

У. Молодцы. А теперь новое слово.

(На доске написано слово петля)

У. Прочтите это слово. Как вы думаете, какой слог здесь является ударным? (Звучат предположения детей)

У.Оказывается, произносить это слово надо, ставя ударение на первый слог. (Прикрепляется к доске карточка с этим словом: пЕтля)

(Словосочетания на доске: спустилась петля; накинуть петлю; метать петли; вязать большими петлями)

У. Прочтите вслух эти выражения. Составьте предложения со словом “пЕтля”..

6. Пословицы и поговорки

У. И, наконец, наша последняя на сегодня страница. Скажите, кто из вас любит пословицы? Действительно, наш родной язык был бы немыслим без поговорок и пословиц. Мы достаточно часто вставляем их в свою речь, и от этого она становится богаче и красивее. Мне известно, что вы знаете много поговорок и пословиц, и сейчас я это проверю.

“Замени пословицей”

У.Какими пословицами можно заменить следующие фразы:

*Береги время (Делу – время, потехе – час)

*Не болтай! (Держи язык за зубами)

*Учиться надо всегда (Век живи, век учись)

“Магические числа”

У. Вы знаете, что существуют числа, которые в древности считались магическими. Их можно встретить в сказках. Назовите их.

Д. “Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, три головы у Змея Горыныча и т. д.

У. Вспомните пословицы и поговорки,где тоже встречаются числа.

Д. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Сто голов – сто умов. Ум хорошо, а два – лучше. Один с сошкой, семеро с ложкой. И т. д.

“Закончи пословицу”

У. А в эту игру вы очень любите играть. Заодно и отдохнёте. Итак, я начинаю пословицу, а вы хором заканчиваете.

*Старый друг…(лучше новых двух)

*Терпенье и труд…(всё перетрут)

*Ученье – свет…(а неученье – тьма)

*Нет друга – ищи…(а нашёл – береги)

7. Итог

У. Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа? Что нового узнали?

Зачем нужны знания, которые вы получаете на занятии “Наш родной язык”?

Интеллектуально-творческий турнир

№ 1. В каких словах совпадает количество звуков и букв? Подчеркните их.

Прелестный, семь, веет, ель, ракушка, разъезд, класс.

№ 2. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запиши эти предложения по правилам орфографии.

Пашолйавлэснайолкувлэссижунайэлиштопволкинисйэли

№ 3. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом.

Стол,……………….,……………..

Верхушка,…………………..,…………………..

Поезд,………………….,………………..

№ 4. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

лес –                                                                        

горе –

мороз –

№ 5. Образуй множественное число от данных имен существительных.

профессор –                                                                 инженер –

пастбище –                                                                   трактор -

доктор –                                                                        слесарь -

сторож -                                                                        полотенце –

№ 6. Поставь ударение в словах:

поняла, квартал, каталог, звонит, торты, красивее, процент, статуя, туфлями, баловать.

№ 7. Выполни синтаксический разбор предложения. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Дримбуллаткокрипетилгорселенка.

№ 8. Замени данные фразеологизмы словами-синонимами:

семи пядей во лбу –                                        

совать нос –                                                        

как снег на голову -                                    

№ 9. Подбери к данным словам созвучные им  (рифмующиеся). Сочини двустишие или  четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

Биться -………….., граница -…………………, гвозди -………………., помог -……… ….,красив-…………, смех ……….                                                        

План индивидуальной работы с одарёнными детьми

на 2012-2013 учебный год.

Цель:

  • развитие интереса к родному языку и воспитание потребности его изучать;
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся по лингвистике;
  • развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

 

1. Индивидуальная работа

 Задания и темы.

 Формы

Сроки проведения

Результаты

Урочные и внеурочные мероприятия

       Iчетверть

 Обсуждение индивидуальной программы

 Выработка совместных действий по индивидуальной программе 2012-2013 уч.г.

06.09

Индивидуальная программа по русскому языку, принята к реализации.

 Диогнастическая работа по определению уровня обучаемости по русскому языку

 Определения уровня обучаемости,развития ОУУН

20.09

Достаточный уровень развития.

Участие в школьной олимпиаде по русскому языку

Олимпиада

18 октября

Лингвистическая игра "Лексика"

Лингвистическая игра

 Участие во всероссийском конкурсе "Русский медвежонок"

Конкурс

октябрь

IIчетверть     

Занятие «Занимательная грамматика»

Игра

ноябрь

 Участие в конкурсе

по русскому языку

«Мультитест 2012»

Конкурс

12 декабря

Викторина «Знаете ли вы, что…»

Викторина

Декабрь

Карточки и индивидуальные задания креативного характера.

В течение года

Проектная деятельность

В течение года

IIIчетверть

Участие в проведении недели русского языка и литературы

Неделя

Январь

Интеллектуальный марафон

Интеллектуальный марафон

Февраль

Игры со словами и рифмами (Буриме)

Игра

Март

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   он-лайн

В течение года

IVчетверть

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований

Апрель-

Май

План индивидуальной работы с одарёнными детьми

на 2013-2014 учебный год

по русскому языку и литературе.

Цель:

  • развитие интереса к родному языку и воспитание потребности его изучать;
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся по лингвистике;
  • развитие любознательности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

 

 Задания и темы.

 Формы

Сроки проведения

Результаты

Урочные и внеурочные мероприятия

       Iчетверть

 Диагностическая работа по определению уровня обучаемости по русскому языку

 Определения уровня обучаемости, развития ОУУН

20.09

Достаточный уровень развития.

Участие во Всероссийской   олимпиаде школьников по русскому языку и литературе 9 школьный этап)

Олимпиада

11 - 25 октября

 Участие во всероссийском конкурсе "Русский медвежонок"

Конкурс

октябрь

IIчетверть     

Занятие «Занимательная грамматика»

Игра

ноябрь

Участие в общероссийской предметной олимпиаде по русскому языку и литературе «Олимпус»

Конкурс

декабрь

Викторина «Знаете ли вы, что…»

Викторина

Декабрь

Карточки и

индивидуальные задания креативного характера.

В течение года

Проектная деятельность

В течение года

IIIчетверть

Участие в проведении недели русского языка и литературы

Неделя

Январь

Интеллектуальный марафон

Интеллектуальный марафон

Февраль

Межсекционное занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления творческих работ

Март

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   он-лайн

В течение года

IVчетверть

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований

Апрель-

Май

Учитель: Лазутчикова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Программа работы с одарёнными детьми

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

Программа работы с одарёнными детьми

Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....

программа работы с одарёнными детьми

прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...