доклад Формирование здорового образа жизни «Здоровье и факторы, его определяющие»
статья на тему

Краюхина Светлана Валентиновна

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

         Русская пословица очень ярко говорит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

         Какие же показатели характеризуют здоровье, и как можно здоровье сохранить?

         О состоянии здоровья населения, в том числе и детей, можно судить по целому ряду показателей: физическое развитие, заболеваемость, инвалидизация и демографические показатели.

 

Физическое развитие.

 

         Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов, поэтому антропометрические показатели, показатели функциональных проб достоверно показывают, как развивается детский организм. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка.

 

Заболеваемость.

 

         Заболеваемость – также очень важный показатель здоровья детского населения. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, а оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.

         У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей дошкольного и школьного возраста. У каждого пятого ребенка дошкольного возраста отмечено хроническое заболевание, у половины отмечены функциональные отклонения в состоянии здоровья (у большинства со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).

         Дела со здоровьем детей дошкольного возраста обстоят неблагополучно. Такие дети приходят в школу. Их здоровье здесь не только не становится лучше, а значительно ухудшается. Показатели заболеваемости таковы: у каждого десятого старшеклассника обычной школы и у каждого десятого старшеклассника обычной школы и у каждого шестого старшеклассника специальной школы зарегистрированы в той или иной мере выраженные гипертонические реакции, у каждого шестого школьника – избыточная масса тела, у каждого третьего зарегистрированы хронические

 

 

 

 

заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит), у каждого пятого – снижение остроты зрения, у 22% - нарушение осанки, у

20% - нервно-психические дисфункции, а точнее – дидактогенные неврозы. Но это далеко не полный перечень заболеваний, встречающихся у школьников, его можно было бы продолжать дальше. Приведена лишь наиболее часто встречающаяся патология. Отсюда следует, что здоровых детей школьного возраста у нас практически нет.

         О высокой распространенности заболеваний у наших школьников свидетельствуют следующие цифры: нарушения осанки имеют более 60%, близорукость – от 25 до 50%, хронические заболевания верхних дыхательных путей – 33%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 25%, более чем у 65% детей зарегистрирована школьная тревожность. А есть еще и заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, заболевания почек, аллергические заболевания и целый ряд других. Значительно выросли показатели заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями.

 

Инвалидизация.

 

         Показатель инвалидизации населения также свидетельствует о состоянии здоровья и взрослых, и детей.

         У нас в стране более 10 миллионов инвалидов, и взрослых и детей вместе (к ним не относятся умственно отсталые дети в стадии дебильности). Это довольно значительная цифра.

         Более 3,5% от общей численности детского населения составляют дети-инвалиды.

         Причины инвалидизации различны: врожденные аномалии и уродства, детский церебральный паралич, тяжелые соматические заболевания, умственная отсталость и др.

 

Демографические показатели.

 

         Показатели рождаемости, смертности, детской смертности, естественного прироста населения, средней продолжительности жизни также указывают на состояние здоровья населения.

         В настоящее время значительно снизился показатель рождаемости, что, прежде всего, можно объяснить экономическими причинами. Но рост показателя общей смертности (он составляет около 16 на 1000 населения) прежде всего можно объяснить ухудшением состояния здоровья и ростом заболеваемости. Сейчас в России в структуре смертности первое место (примерно 55%) занимают сердечно-сосудистые заболевания, второе место (20%) – онкологические заболевания, на третьем месте – травмы и травления, на четвертом месте – заболевания органов пищеварения.

        

 

 

 

 

Прироста населения у нас в стране в настоящее время нет, так как показатель общей смертности превышает показатель общей рождаемости, идет естественная убыль населения.

         По продолжительности жизни (а она в нашей стране для мужчин составляет менее 60 лет, а для женщин этот показатель 72 года) мы отстаем от развитых стран более чем на 10 лет.

         По показателю детской смертности Россия «обгоняет» развитые страны более чем в 2,5 раза, а Японию более чем в 4 раза. Показатель детской смертности – это смертность детей первого года жизни, он очень четко реагирует на изменение здоровья населения, состояние медицинской помощи и т.д. Основными причинами детской смертности в России являются заболевания органов дыхания у детей, врожденные аномалии и уродства, а также болезни органов пищеварения и диспепсии.

 

 

Факторы, влияющие на здоровье.

        

На формирование здоровья оказывает влияние целый ряд факторов. Их можно разделить на 4 группы:

1.     природно-климатические факторы (природные ресурсы, биоклиматический уровень, физико-географический уровень) и экологические факторы;

2.     медицинские факторы (организация медицинской помощи);

3.     биологические факторы (пол, возраст, конституция, наследственность);

4.     социально-экономические факторы (учеба, труд, быт, питание, уровень образования и культуры).

 

Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами (образом жизни), на 20% - биологическими (особенностями конституции, наследственностью), на 20% - климато-географическими и экологическими факторами и только на 10% - организацией медицинской помощи.

 

Ряд из этих факторов оказывается неустранимым ни на уровне личности, ни на уровне коллектива, ни на более высоком уровне (например, климато-географические факторы, генетические факторы). Целый ряд факторов (более внушительный) устраним на уровне личности и коллектива. Это факторы образа жизни. Правильное и полноценное питание, двигательная активность, профилактика вредных привычек смогут способствовать укреплению здоровья и явятся мерами, препятствующими развитию заболеваний.

 

 

 

 

Здоровый образ жизни

        

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

 

Основные аспекты здорового образа жизни:

1.     укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;

2.     физическая культура и занятия спортом;

3.     рациональное питание;

4.     гармонические отношения между людьми;

5.     правильное сексуальное поведение;

6.     личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;

7.     негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorove_i_faktory_ego_opredelyayushchie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Чкаловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

доклад

Формирование здорового образа жизни

«Здоровье и факторы, его определяющие»

 

выполнила:

воспитатель

Краюхина С.В.

2010 год

        

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

        Русская пословица очень ярко говорит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

        Какие же показатели характеризуют здоровье, и как можно здоровье сохранить?

        О состоянии здоровья населения, в том числе и детей, можно судить по целому ряду показателей: физическое развитие, заболеваемость, инвалидизация и демографические показатели.

Физическое развитие.

        Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов, поэтому антропометрические показатели, показатели функциональных проб достоверно показывают, как развивается детский организм. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка.

Заболеваемость.

        Заболеваемость – также очень важный показатель здоровья детского населения. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, а оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.

        У нас в стране отмечена высокая заболеваемость детей дошкольного и школьного возраста. У каждого пятого ребенка дошкольного возраста отмечено хроническое заболевание, у половины отмечены функциональные отклонения в состоянии здоровья (у большинства со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).

        Дела со здоровьем детей дошкольного возраста обстоят неблагополучно. Такие дети приходят в школу. Их здоровье здесь не только не становится лучше, а значительно ухудшается. Показатели заболеваемости таковы: у каждого десятого старшеклассника обычной школы и у каждого десятого старшеклассника обычной школы и у каждого шестого старшеклассника специальной школы зарегистрированы в той или иной мере выраженные гипертонические реакции, у каждого шестого школьника – избыточная масса тела, у каждого третьего зарегистрированы хронические

заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит), у каждого пятого – снижение остроты зрения, у 22% - нарушение осанки, у

20% - нервно-психические дисфункции, а точнее – дидактогенные неврозы. Но это далеко не полный перечень заболеваний, встречающихся у школьников, его можно было бы продолжать дальше. Приведена лишь наиболее часто встречающаяся патология. Отсюда следует, что здоровых детей школьного возраста у нас практически нет.

        О высокой распространенности заболеваний у наших школьников свидетельствуют следующие цифры: нарушения осанки имеют более 60%, близорукость – от 25 до 50%, хронические заболевания верхних дыхательных путей – 33%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 25%, более чем у 65% детей зарегистрирована школьная тревожность. А есть еще и заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, заболевания почек, аллергические заболевания и целый ряд других. Значительно выросли показатели заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями.

Инвалидизация.

        Показатель инвалидизации населения также свидетельствует о состоянии здоровья и взрослых, и детей.

        У нас в стране более 10 миллионов инвалидов, и взрослых и детей вместе (к ним не относятся умственно отсталые дети в стадии дебильности). Это довольно значительная цифра.

        Более 3,5% от общей численности детского населения составляют дети-инвалиды.

        Причины инвалидизации различны: врожденные аномалии и уродства, детский церебральный паралич, тяжелые соматические заболевания, умственная отсталость и др.

Демографические показатели.

        Показатели рождаемости, смертности, детской смертности, естественного прироста населения, средней продолжительности жизни также указывают на состояние здоровья населения.

        В настоящее время значительно снизился показатель рождаемости, что, прежде всего, можно объяснить экономическими причинами. Но рост показателя общей смертности (он составляет около 16 на 1000 населения) прежде всего можно объяснить ухудшением состояния здоровья и ростом заболеваемости. Сейчас в России в структуре смертности первое место (примерно 55%) занимают сердечно-сосудистые заболевания, второе место (20%) – онкологические заболевания, на третьем месте – травмы и травления, на четвертом месте – заболевания органов пищеварения.

        

Прироста населения у нас в стране в настоящее время нет, так как показатель общей смертности превышает показатель общей рождаемости, идет естественная убыль населения.

        По продолжительности жизни (а она в нашей стране для мужчин составляет менее 60 лет, а для женщин этот показатель 72 года) мы отстаем от развитых стран более чем на 10 лет.

        По показателю детской смертности Россия «обгоняет» развитые страны более чем в 2,5 раза, а Японию более чем в 4 раза. Показатель детской смертности – это смертность детей первого года жизни, он очень четко реагирует на изменение здоровья населения, состояние медицинской помощи и т.д. Основными причинами детской смертности в России являются заболевания органов дыхания у детей, врожденные аномалии и уродства, а также болезни органов пищеварения и диспепсии.

 

Факторы, влияющие на здоровье.

        

На формирование здоровья оказывает влияние целый ряд факторов. Их можно разделить на 4 группы:

  1. природно-климатические факторы (природные ресурсы, биоклиматический уровень, физико-географический уровень) и экологические факторы;
  2. медицинские факторы (организация медицинской помощи);
  3. биологические факторы (пол, возраст, конституция, наследственность);
  4. социально-экономические факторы (учеба, труд, быт, питание, уровень образования и культуры).

Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами (образом жизни), на 20% - биологическими (особенностями конституции, наследственностью), на 20% - климато-географическими и экологическими факторами и только на 10% - организацией медицинской помощи.

Ряд из этих факторов оказывается неустранимым ни на уровне личности, ни на уровне коллектива, ни на более высоком уровне (например, климато-географические факторы, генетические факторы). Целый ряд факторов (более внушительный) устраним на уровне личности и коллектива. Это факторы образа жизни. Правильное и полноценное питание, двигательная активность, профилактика вредных привычек смогут способствовать укреплению здоровья и явятся мерами, препятствующими развитию заболеваний.

Здоровый образ жизни

        

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

Основные аспекты здорового образа жизни:

  1. укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
  2. физическая культура и занятия спортом;
  3. рациональное питание;
  4. гармонические отношения между людьми;
  5. правильное сексуальное поведение;
  6. личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
  7. негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов

Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Экспериментальная площадка "Формирование здорового образа жизни - "Здоровый ребенок"

   СТАТУС:            ШКОЛЬНЫЙ         УРОВЕНЬ ЭКСПЕРИМЕНТА:...

Презентация по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни глазами учеников 10 "А"

Презентация выполнена учениками 10 "А" класса.Фотоматериалы собраны из личных архивов учащихся.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) глазами учеников 10 "А"...

Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...