«Перспективы развития образования: возможности и риски»
статья на тему

Анаева Марина Николаевна

 

Перспективы развития образования… На эту тему можно рассуждать весьма отвлеченно и долго. Поэтому хотелось бы для себя определить круг вопросов и на них ответить. Прежде всего – реформирование системы образования, смена приоритетов – это объективная необходимость сегодня  или очередная кампания без четко прогнозируемых результатов?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анаева Марина Николаевна,

учитель истории и обществознания,

ГБОУ средняя школа № 527 Невского района Санкт-Петербурга.

 «Перспективы развития образования: возможности и риски»

Перспективы развития образования… На эту тему можно рассуждать весьма отвлеченно и долго. Поэтому хотелось бы для себя определить круг вопросов и на них ответить. Прежде всего – реформирование системы образования, смена приоритетов – это объективная необходимость сегодня  или очередная кампания без четко прогнозируемых результатов?

Если старый колодец высыхает, и, черпая из него воду, ты набираешь песок, нужно ли чистить колодец? А, может, стоит, вырыть новый? Так и системой образования. Мы «вычерпали» потенциал старой школы –  хороший, добротный, качественный, но «песок» уже мешает сегодня такой водой не напиться. Значит, чистить. И, на какое-то время, опять можно пользоваться старым колодцем. Но, если не начать строить новый, можно оказаться совсем без воды.

Современная система образования в мире сегодня – это один из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Процесс глобализации стран и народов современного мира, размывание национальных границ в областях экономики, науки и культуры  предъявляет новые требования к образовательным системам, развивающимся в условиях стремительных социально-экономических изменений, что, в свою очередь,  оказывает огромное воздействие на методы, содержание, а, главное, на  результаты образования. И от того, насколько быстро  Россия будет реагировать на внешние вызовы, зависит ее конкурентоспособность в условиях мирового постиндустриального пространства. Проблемы, накопившиеся в российском образовании (недостаточная доступность услуг дошкольного образования, ухудшение качества педагогического корпуса, дифференциация школ, качество и содержание образования, институциональные реформы, которые имеют незавершенный характер и др.), мешают ему стать одним из ключевых двигателей инновационного развития страны.

Решая задачи сегодняшнего дня, мы должны ориентироваться на будущее. В этом и состоит цель модернизации образования в России: достижение нового качества человеческого капитала через повышение качества образования и социализацию как ключевые факторы. Поэтому очень важно выбрать правильный вектор модернизации образования. Сегодня предлагается несколько направлений.

Первый вариант (реставрационный): завершить начатые институциональные изменения или вернуться  к модели советского образования. Риски: «нельзя не менять систему образования в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости».

Второй вариант (стабилизационный): ограничиться стабилизационным сценарием и решить сегодняшние проблемы или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере услуг по образованию и социализации. Риски: «не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания». Таким образом, отвечаем на вызовы только  «сегодняшнего дня».

Третий вариант (модернизационный): выбор приоритетного объекта  преобразований и инвестиций для ответов на вызовы «завтрашнего дня». Четкая ориентация на достижение новых результатов, нового качества российского образования.

Риски: увеличивает  «нагрузку» формального («школьного») образования.

Четвертый вариант (инновационный): выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации,  использование новых ресурсов и возможностей. Риски: неразвитость инфраструктуры и архаичность культуры современного внешкольного образования и услуг по социализации.

На современном этапе развития страны, действительно, наиболее оптимальным представляется сочетание стабилизационного и модернизационного сценариев развития образования, причем акцент следует переносить на модернизацию образования (как цель), а стабилизационный сценарий – завершение институциональных преобразований – рассматривать как создание условий для достижения цели. Почему не «инновационный сценарий» или его элементы? Сегодня в постиндустриальном обществе (а это необходимое условие для реализации данного сценария) в нашей стране существуют два мегаполиса (Москва и Санкт-Петербург). Ответ очевиден. Даже включение элементов данного направления требует развитой инфраструктуры. Но вполне возможно поэтапное («пилотное») включение регионов.

Таким образом, можно говорить о сложившихся условиях и возможностях для нового этапа модернизации образования  с обеспечением позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка как обязательного условия инновационного развития России, ее конкурентоспособности на международной арене в условиях стремительно меняющейся среды и вызовов времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Образование XXI века. Каким оно должно быть?»: итоги 2008-2009 учебного года, перспективы развития

Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти и многие вопросы ...

Эссе на тему "Перспективы развития образования, возможности и риски"

Перспективы развития образования в соответствии с требованиями ФГОС  и мировыми стандартами представляются успешными, обеспечивающими  достойную жизнь всем нашим гражданам. Важнейшими качест...

Перспективы развития образования в современной России

Целью образования является развитие талантов детей и взрослых для их собственного блага и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическо...

Модель доступности дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности «От возможностей к перспективам развития»

В материале описывается Модель обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся в сельской местности. Модель предполагает реализацию дополниетльных общеобразовательных общеразвивающ...

Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г.

Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г....

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...