Деревья бывают разные.
классный час на тему

Березина-Ерочкина Елена Васильевна

Расширение кругозора детей, воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_raznye_byvayut.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Деревья разные бывают»

Цель: расширение кругозора детей,

Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Воспитатель. Нашу Землю называют зеленой планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники, всюду вокруг нас. На Крайнем Севере и в жаркой пустыне, Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. И сегодня мы поговорим о деревьях.

Ученик 1. Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам —

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Т. Шорыгина

Ученик 2. Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый...

Твое молчание немое

И твой таинственный язык.

Как что-то близкое, родное...

И. Никитин

Первая страничка. «Угадай-ка»

Воспитатель. Мы поговорим о близких и родных нам обитателях наших лесов и парков. А точнее, попытаемся узнать их

в загадках.

(Ведущий читает загадки.)

Русская красавица,

Всем нам очень нравится. Бела она, стройна,

Одежда зелена. {Береза.)

Это ель или сосна?

В длинных шишках вся она,

А иголки мелки, тонки

 И, конечно, очень колки. {Ель.)

Ветви над рекой склонила,

В воду смотрится уныло. {Ива.)

Дерево чудесное,

Листья интересные —

Веерочки,веерки,

Белой свечкою цветки. {Каштан.)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья — звезды яркие,

Золотые, жаркие. {Клен.)

Летом знойным зацветет —

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто то дерево узнал? {Липа.)

Не береза, не сосна

 - В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. {Осина.)

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит, трещат морозы,

Hу а ягоды вкусней. (Рябина.)

Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. (Тополь.)

Вторая страничка. «Каждое дерево интересно»

3—4 ученика готовят выступления о деревьях. Например, 1-е выступление — «Самое большое в мире дерево — секвойя», эрой ученик выступает с сообщением на тему «Деревья тол- гной 4,5 метра (баобабы)», 3-е сообщение — «Могучее дерево наших лесов — дуб», четвертый ученик рассказывает о березе, а его выступление звучит так: «Дерево — символ России».

Третья страничка. «Поэтическая»

(Учащиеся читают стихи о русском лесе, о деревьях.)

Береза

Белая береза

Под моим окном

 Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки        щ

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

Люблю березку русскую

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, — но не ломится.

А. Прокофьев

Дуб

Задевая тучи

 Головой седою,

Дуб стоит могучий

 С думой вековою.

Буря птицей черной.

Вдруг засвищет в кроне,

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье —

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Я. Купала, перевод с белорусского Т. Шорыгиной

Черемуха

Вот черемухи кустик,

В белом кружеве весь.

Ароматом разносит

 О цветении весть.

Ветерок пронесется —

Облетят лепестки:

.Точно память о снеге

На исходе весны.

Лепесточки-снежинки

 В танце чудном кружат:

Облетает с черемух

Белоснежный наряд.

Точно облако снега —

Покружился и пал...

Только он не растаял

И водою не стал.

А. Кочергина

Четвертая страничка. «Надо жить дружно»

(Звучит сказка Г.С. Эрдели «Надо жить дружно».)

Жил-был высокий дуб — красивый, с большими ветвями, густой зеленой листвой, радовал всех, кто проходил мимо.

Под землей росли его корни. Их никто не видел, но корни тоже были большие, мощные, глубоко они опускались в землю, широко раскинулись вокруг.

Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни. Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахара, росли сами, выращивали своих деток — желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.

Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.

На зиму дуб засыпал, видел хорошие сны о теплых летних днях, когда в его ветвях вили гнезда птицы, около корней устраивали свои норы звери, росли грибы.

Но однажды проснулся дуб весной и думает: «Как я велик и красив, могуч! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь — белый гриб! В жаркую погоду в моей тени укрываются и люди, любуясь мною.

Моя красота, моя сила — ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания, в двадцать раз меньше того, что производим сами!»

Обрадовались листья: «Конечно, не надо кормить корни. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет еще больше, дерево будет еще краше!»

Напрасно корни убеждали: «Это правда, что мало питательных веществ даем мы вам из земли. Меньше, что вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы дадим вам только одно из этих веществ, вы не сможете расти.

А потом, вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаете в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!»

Только не слушали эти слова листья: «Нам будет лучше, если, независимые, мы станем работать лишь на себя».

«Хорошо, — вздохнули корни. — Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе».

Так и получилось. Незаметно прошло лето, наступила осень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб суровой зимой.

Но вот пришла весна. Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами, строят птицы гнезда, готовятся выводить птенцов.

Прилетели пернатые к своему дубу, где они всегда вили гнезда, где был их дом. Но не узнали дерева.

Стоит дуб без листьев, сухой: еще зимой, когда ударили морозы, почки, в которых мало было запасено воды, — вымерзли. Погибли и корни, получившие от листьев питания.

Стоит теперь в лесу мертвое дерево. Улетели от него птицы, обходят кроной звери. И даже поганки не растут около этого дуба.

Воспитатель. О чем вас заставила задуматься эта сказка?

(Ответы детей.)

(Затем для учащихся звучат вопросы о пользе деревьев для ;лесных жителей и людей.)

1.        Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)

2.        Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук.)

3.        Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)

4.        Кто из обитателей леса любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, белка, бурундук, дятел, клест.)

5.        Какие деревья являются замечательными медоносами? (Липа, рябина, клен, яблоня, ива.)

6.        Кто любит полакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)

7.        Кто любит ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка, бурундук.)

8.        Какие блюда можно приготовить из лесных груш, яблок? (Варенье, компот, цукаты, сок, повидло.)

Пятая страничка. «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах»

Воспитатель. Во многих пословицах и поговорках русского народа упоминаются деревья. Послушайте эти пословицы и подумайте, почему так говорят.

Нет рябины — и осень не сень.

Где вода — там и верба, а где верба — там и вода.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.

— А над чем заставляют подумать такие народные приметы?

Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.

Не сей пшеницы прежде дубового листа.

Когда черемуха цветет, всегда холод живет.

Зацвела рябина — жди тепло.

Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима — морозная.

Красив наряд родной планеты.

Прекрасны горы и моря.

Но я люблю леса родные:

Березы, сосны, тополя.

Красив наряд родной планеты.

Но где найдешь прохладу летом?

Где ягод кузов наберешь?

Где полной грудью ты вдохнешь

 Смолистый аромат сосны,

Медовый запах чудной липы?

Где трель услышишь соловья

 И тишину?.. — спрошу вас я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

Методическая разработка урока риторики по теме «Побеседуем? Беседы бывают разными»

Предмет: риторика.Класс: 6а «Школа – 2100».Тема: «Побеседуем? Беседы бывают разными»....

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...