Статья "Проблема формирования самостоятельности у детей с нарушениями слуха"
статья на тему

Самостоятельность обучающегося - залог его успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования самостоятельности у детей с нарушениями слуха.

Лебедева Л.Ф

     Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.                  

     Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в  школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в старших классах. Самостоятельность -  ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами.

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя. Кроме того, важно уметь фиксировать результаты для осуществления преемственности процесса образования.

        Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:

  1. Способность к обнаружению учебной задачи;
  2. Умение сделать выбор;
  3. Способность обобщать;
  4. Развитие речевых умений;
  5. Самоконтроль ,
  6. Способность планировать.

     Известны три способа решить задачу с недостающими данными:

  1.  Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;
  2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом "хранилище информации", и прежде всего – в учебнике, справочнике, книге;
  3. Запросить недостающие данные у преподавателя, поставившего эту задачу.

        Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению.

 Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед

        Какое бы средство ни использовалось для организации самостоятельной работы, важно, чтобы оно влияло на ее конечный результат.

Самостоятельная работа учащихся побуждает его расширять кругозор, приобретать знания, помогает преодолевать трудности, добиваться результатов.

      Немаловажную роль в развитии детской самостоятельности играют детские взаимоотношения, взаимоотношения ровесников. Ведь возможность практиковать "взрослые" функции контроля и оценки, согласовывать замыслы и координировать планы – развивать свою самостоятельность – ребенок обретает во взаимодействии со сверстниками. Эта работа парами ,группами.  Ученик в роли»маленького учителя»

      Объединение усилий детей в решении задач имеет свои преимущества:

  1.  Возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  2. Растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  3. Меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
  4. Ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  5. Меняется характер взаимоотношений между учениками;
  6. Резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
  7. Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
  8. Учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
  9. "Воспитательная" работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Чтобы развить у школьника тенденцию к самостоятельному построению взаимоотношений с учителем  необходимо придать ей форму учебного сотрудничества, необходимо перевернуть привычные школьные отношения и вместо ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает.

       С первых шагов обучения ребенок начинает постигать способы познания, азы работы с информацией, учиться организовывать свою деятельность. На этой основе вырабатывается индивидуальный стиль учебной деятельности, позволяющий  в среднем и в старшем звене обрабатывать большие объемы информации и, самое главное, ориентироваться в быстро меняющемся мире. Ведущее значение имеет активность ребенка в процессе учения, его самостоятельность в учебной деятельности.

Цели обучения наших детей просты и всем известны: дать детям нужные знания и добиться их усвоения, научить пользоваться полученными знаниями, развить самостоятельность и мышление, привить навыки учебного труда .

    Таким образом, цели и задачи определены, но трудность заключается в их осуществлении. Основная ошибка многих учителей, начиная с начальной и кончая   старшей  школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение материала. Неблагополучие.

  Побуждать школьников к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать их познавательные интересы - значит, создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности учащихся.

     Умение обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать самостоятельно работать - одна из важнейших черт человека в обществе.        Творческий человек в любое дело должен вносить необходимую инициативу, организованность и самостоятельность.

Учащимся важно дать, путеводную нить для организации приобретаемых знаний. Из ребенка ничего нельзя «вылепить» именно потому, что ребенок «лепит» себя сам, своими собственными усилиями, пусть и спровоцированными, направляемыми руководимыми педагогами. Это и есть саморазвитие. Сначала провоцируемое и направляемое, а затем, возможно, и сознательное

     Чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет в развитии, поскольку чем моложе организм, тем большей пластичностью (способностью к изменениям и развитию) он обладает .

      Задача учителя в этом плане сформировать активную жизненную позицию учащихся, т.е. обучать их желанию и умению вложить свои мысли и чувства в выполняемое дело

Побуждать школьников к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать их познавательный интерес — значит создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности учащихся для развития разнообразных психических функций - внимания, наблюдения, воображения, памяти, воли, мышления, чувств, потребности, интереса. А для этого «необходимо строить обучение таким образом, чтобы перед учащимися возникали все время те или иные вопросы, требующие самостоятельного решения на базе усвоенных знаний и практических умений. Тщательно подходить к отбору и составлению различных заданий, всегда отдавая себе отчет в том, способствуют ли они развитию мышления учащихся, помогают ли развитию их активности и самостоятельности или ориентируют на монотонное повторение одних и тех же заученных способов действий.

     Если нет задачи, то нет и работы мысли. Осознанная учащимися познавательная задача вызывает у них поиск ее решения. Этим поиском учитель должен умело и тонко руководить, не подавляя активности учащихся, а ведя постепенно к все большей и большей самостоятельности.

Школьное обучение должно быть ориентировано на формирование мыслительных операций. Отмечается, что невозможно одновременно и параллельно обучать всем мыслительным операциям. Система такого обучения требует последовательного их введения. При этом необходимо иметь в виду, что, действуя только по заданным алгоритмам, ученик оказывается ограниченным в развитии самостоятельности. Однако такое ограничение снимается при условии вовлечения учащихся в «создание» этих алгоритмов (правил), в обоснование как собственных, так и уже готовых решений, в анализ ошибок.

     Таким образом, самостоятельность личности формируется в системе обучения при организации самостоятельной познавательной деятельности и адекватной мотивации этой деятельности.

Воспитание и обучение, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей.

      Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности. В подростковом возрасте очень заметно совершенствуется мышление: наряду с конкретно-образным развивается абстрактное мышление. Постепенно формируется активность, самостоятельность, школьник может рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Развитие способностей учащихся при самостоятельной работе  включает умения: различать целое и часть, выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать.

Велика значимость такого объяснения на уроке учителем, когда сложные и комплексные общеучебные умения логично переходят в учебно-исследовательские. Этого можно добиться за счет:

— изложения учебного материала с элементарным проблемным началом
(поисковый, проблемно-диалоговый способ  ведения урока, эвристическая
беседа);

— уроков диалоговой формы, рефлексивного анализа, поисковых задач,
вопросов   причинно-следственного   характера,   специального   создания   на
уроке ситуации успеха в скользящих учебных группах;

— разработки учителем творческих заданий на продумывание, изменение
и    обобщение    проблемных    ситуаций;    заданий    на    целенаправленный
длительный поиск, требующих совместных усилий родителей и детей.

На уроке важно не только и даже не столько «передавать» ученикам новую информацию, сколько формировать у них умение и потребность учиться, учить их работать с разнообразными источниками знаний, в первую очередь с учебником, книгой, справочником, обучать учащихся планированию собственной деятельности.

 Одна из важных задач учителя — обучение самоконтролю. Учитель добивается, чтобы учащиеся четко представляли себе цели самостоятельной работы, знакомились с образцами лучших работ, овладевали приёмами достижения таких результатов, осознавали главные этапы своей деятельности и давали им объективную оценку.

Школьник должен уметь направить свои мыслительные процессы на самого себя, он должен не просто говорить, а отбирать то, что он собирается сказать, и не просто интерпретировать, а сравнивать интерпретации,  уметь справляться с проблемой многозначности слов.    Учебная самостоятельность школьника – это способность  расширять свои знания, умения по собственной инициативе, то есть умение учить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...

Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"

Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

Методические рекомендации "Формирование функциональной грамотности детей с нарушением слуха на основе развития речи и словесно-логического мышления"

В условиях современного общества неотъемлемой частью базового образования каждого школьника является функциональная грамотность, так как она способствует успешному взаимодействию с окружающими людьми ...