Рабочая программа по технологии 5-9 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Панина Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по технологии 5-9 класс для малокомплектной сельской школы, где учатся совместно девочки и мальчики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_tehnologiya.doc617.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapisk1.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

 _____________О.Н.Кочутова

Приказ по школе №_____

                                                                                                              От «____»________20___г

Календарное тематическое планирование

ПО    ТЕХНОЛОГИИ

5-9 классы.

5,6,7 классы – 2 часа в неделю, 8,9 класс - 1 недельный час.

Срок реализации – 1 год.

Составил учитель технологии

Панина Светлана Евгеньевна

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно тематическое планирование составлено на основе комплексной программы технология для образовательных учреждений под редакцией Хохловой М. В., (Технология: программы начального и основого общего образования М. В. Хохлова, П.С. Смородинский, Н. В. Синица и др.- М.: Вентана-Граф, 2009г.), методического письма Министерства образования Нижегородской области ГБОУ ДПО НИРО «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегорожской области в 2013 – 2014 учебном году»

В тематическое планирование включены разделы по сельскохозяйственному труду, а также базовые разделы по технологиям обслуживающего труда. Календарно тематическое планирование рассчитано 5,6,7 классы на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю, при 34 учебных неделях, 8 и 9 классы на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю, при 34 учебных неделях.

        Для обучения «Технологии» и реализации целей и задач рабочей программы используется учебно-методический комплект: 

- Технология: Учебник для учащихся 5 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 6 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

         В базовую составляющую программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» входят разделы «Растениеводство»

Поскольку в сельской школе традиционно помимо изучения технологий сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо сферы сервиса, для учащихся таких школ с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также обязательные дополнительные разделы по техническому или обслуживающему труду.

Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т. п.

Раздел «основы аграрной технологии» в 6 и 7 классе заменен на инновационный раздел «ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА».

                 Практические работы в программе связаны, прежде всего, с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. Указанное в программе время на изучение каждого раздела является ориентировочным. В зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса средствами обучения.

               Содержание разделов предлагаемых программ для неделимых классов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

            Программа предполагает широкое использование нетрадиционных форм уроков, которые позволяют решать задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением, используя «ключевые компетенции» в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях: за счет получения обучающимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность

Темы раздела «Технология ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ.

        Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. Поэтому я ввела модуль «Бисероплетение».  По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.

Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.

  В связи с недостатками материально технической базы, отсутствия мастерской и оборудованного кабинета технологии, создание изделий из древесины и металлов  заменила на создание изделий из бытовых отходов, что очень актуально в наше время.

В календарно тематическом планировании предусмотрено изучение раздела «Проектная деятельность».

        Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения и практические работы.

        Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.

        Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

         

Тематический план 5 класс.

урока

Содержание обучения

Количество

часов

                                Из них:

Дата

проведения

Теория

Практика

Вводный урок(1ч).

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология», санитарно – гигиеническим требованиям. Введение в предмет «Технология» 5 класс.

Основы аграрной технологии (осенние работы)  (4ч)

2

Понятие о почве, почвоведение земледелии

Профессии сельскохозяйственного труда

Что такое почва, состав почвы,

3

Обработка почвы и ее виды

Способы обработки почвы

Практическая работа с соблюдением правил техники безопасности.

4

Многообразие с/хоз. растений

Классификация культурных растений. Понятия: однолетние, двулетние, многолетние растения

Знакомство с с/хоз. культурами

5

Морковь и свекла столовая, уборка урожая

Технология уборки на хранение

Практическая работа уборка урожая, умение работать с разным сельскохозяйственным инвентарем с соблюдением правил ТБ

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов( 14 ч).

Швейные материалы(4ч).

6

Классификация текстильных волокон.

1

Классификация текстильных волокон. Понятия: волокно, текстильные волокна, натуральные  и химические волокна, хлопчатник. Свойства хлопка и льна.

7.

Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения.

Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения.

8.

Технология изготовления ткани.

Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделки тканей. Ткань, основа, уток. Ткацкое переплетение. Лицевая сторона тканей.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

9.

Определение нити основы и лицевой стороны тканей.

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение нити основы и лицевой стороны тканей.

Технология выполнения ручных работ(4ч)

10.

Ручные работы. Профессии швейного мастерства.

1

Ручные и влажно – тепловые работы, инструменты и приспособления. Организация рабочего места.  

Знакомство в инструментами и приспособлениями , применяемыми при выполнении ручных  и работ.

11.

Технология выполнения ручных и влажно – тепловых работ.

1

Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении ручных и влажно – тепловых работ: сметать, наметать, приметать, заметать, пришить, приутюжить, заутюжить, разутюжить. Декатировать, отутюжить. Виды стежков и строчек.

12.

Выполнение ручных стежков и строчек.

1

Прямые стежки.  Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами

Выполнение ручных стежков и строчек.

13

Изготовление образцов ручных работ

1

Временное соединение деталей – смётывание. Временное закрепление подогнутого края детали – замётывание. Обмётывание.

Бытовая швейная машина(4ч).

14.

Бытовая швейная машина.

1

История создания, назначение и устройство бытовой  швейной машины.

Знакомство с бытовой швейной машиной.

15.

Подготовка к выполнению машинных работ.

1

Правила безопасной работы на швейной машине. Подготовка к работе. Терминология машинных работ.

16.

Подготовка к выполнению машинных работ.

1

Техника безопасности. Намотка нижней нитки на шпульку, вставка верхней нити, начало работы.

17.

Выполнение машинных строчек и  швов.

1

Виды машинных швов.

Техника безопасности. Выполнение машинных швов.

Конструирование и моделирование   (2ч)

18.

Мерки для построения чертежа изделия.

Снятие мерок и построение чертежа.

1

Понятия: мерки, снятие мерок. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

Снятие мерок и построение чертежа  выкройки фартука.

19.

Конструирование и моделирование фартука на поясе.

Построение чертежа фартука.

1

Понятия: конструирование, моделирование, модель.

Построение чертежа фартука на поясе. Моделирование фартука.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.  (12 ч)

Создание изделий из отходов. 

20

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Профессии, связанные с обработкой древесины и изготовления пиломатериалов из древесины

1

Породы деревьев. Применение древесины.  Знание профессий, связанных с обработкой древесины и изготовления пиломатериалов из древесины

21

Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов.

1

Пиломатериалы.

Из чего состоит фанера.

22

Отходы из разных материалов и их рациональное использование.

1

Экология и отходы. Виды отходов.

Способы утилизации отходов

23

Выбор изделия. Коробочка для швейных принадлежностей. Выбор материала.

1

24

Подбор заготовок для изготовления изделия.

1

25

Изготовление коробочки для швейных принадлежностей.

1

26

Изготовление  коробочки для швейных принадлежностей.

1

27

Изготовление  коробочки для швейных принадлежностей.

1

28

Изготовление  коробочки для швейных принадлежностей.

29

Декорирование

1

30

Оформление работы

1

31

Защита

1

Декоративно –прикладное творчество  (12ч).

Бисероплетение

32

История бисероплетения. Материалы и инструменты для бисероплетения на проволоке.

1

История зарождения бисероплетения. Использование бисера для украшения одежды. Виды бисера и бусин. Инструменты, материалы и приспособления.

 

33

Инструктаж по ТБ.. 

бисероплетения. Низание в одну нить.

1

Инструктаж по ТБ.

История низания. 

Организовать свою деятельность:

подготовить рабочее место,

правильно и рационально разместить

инструменты и материалы, убирать

рабочее место. Прогнозировать

результат своей деятельности

34

Техники плетения.  параллельное, петельное, игольчатое плетение.

1

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий из бисера

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий из бисера

35

Техники плетения.  параллельное, петельное, игольчатое плетение.

1

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий из бисера

36

Изготовления бонсая

1

Понятие «бонсай». Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсай.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

37

Изготовления веточек для бонсая

1

Техника изготовления веточек

38

Изготовления веточек для бонсая

1

39

Изготовление

изделия по

замыслу.

1

40

Соединение деталей в одно целое.  Формирование ствола. Изготовление

изделия по

замыслу.

1

41

Формирование и закрепление работы

1

42

Отделка выполненной работы

1

43

Защита работы.

1

 Технология обработки пищевых продуктов ( 8 ч)

44

Общие сведения о питании.

Профессии, связанные с производством продуктов питания, обслуживания.

1

Понятия: кулинария, питание, культура питания. Санитарно – гигиенические требования. Кухонная посуда и уход за ней.

Подготовка посуды к приготовлению пищи.

45

Бутерброды. Технология приготовления бутербродов

1

 Значение хлеба в питании человека, бережное обращение с ним. Виды бутербродов. Продукты для бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов.

46

Горячие напитки, технология приготовления напитков.

1

Горячие напитки, значение их в питании человека. Технология приготовления чая, какао, кофе.

47

Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Приготовление яичницы

1

Значение яиц в питании человека. Виды яиц по срокам хранения (диетические, столовые). Блюда из яиц. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Правила санитарии при приготовлении блюд из яиц. Правила ТБ.

48

Составление меню на завтрак.

1

49

Сервировка стола к завтраку.

1

Складывание бумажных и тканевых салфеток различными способами.

50

Способы заготовки продуктов впрок.

1

Подготовка продуктов к замораживанию. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов.

51

Замораживание ягод.

1

Замораживание ягод.

Черчение и графика  ( 2 ч )

52

Графические  и чертежные работы.

1

Понятия: эскиз, виды эскизов, чертеж. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы, инструменты, приспособления.

53

Выполнение чертежных и графических работ.

1

Выполнение чертежных и графических работ.

 Технология ведения дома ( 4 ч).

Уход за одеждой и обувью(2ч).

54

Ремонт одежды. Профессии, связанные с ремонтом одежды и обуви.

1

Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов.

Выполнение ремонта : термоаппликацией, подкладной заплатой. Ремонт распоровщихся швов.

55

Уход за одеждой.

1

Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках.

Изучение символов по уходу за одеждой.

Интерьер жилых помещений(2ч).

56

Создание интерьера кухни.

1

Понятие интерьер. Оборудование кухни. Благоустройство кухни.

57

Разработка плана размещения оборудования на кухне.

1

Разработка плана размещения оборудования на кухне.

Проектирование и изготовление изделий(7ч).

58

Творческий проект и его этапы.

1

Понятие «творческий проект». Этапы выполнения проекта, их содержание.

59

Выдвижение идей для выполнение творческого проекта.

1

Выдвижение идей для выполнение творческого проекта.

60

Выполнение творческого проекта.

1

Выполнение творческого проекта.

61

Выполнение творческого проекта.

1

Выполнение творческого проекта.

62

Выполнение творческого проекта.

1

Выполнение творческого проекта.

62

63

Выполнение творческого проекта.

1

Выполнение творческого проекта.

64

Защита проекта.

1

Защита проекта.

Аграрные технологии (весенние работы) (4 ч)

65

Размножение растений семенами. Определение качества семян

Подготовка семян к посеву.

1

Повторный инструктаж по охране труда при работе на учебно-опытном участке.

66

Выращивание овощных культур

1

Правила посева и посадки

Выбор культур для весенних посевов и планирование их размещения на участке.

67

Основы цветоводства

1

Комнатные цветы и цветы открытого грунта. Формы цветочных насаждений

68

Выращивание цветочных культур

1

Выбор цветочных растений  для весенних посевов и планирование их размещения на участке.

ИТОГО:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Сроки прохождения

план

факт

1

Вводный инструктаж по ТБ. Водный урок

1

Дизайн пришкольного участка

6

2

Ландшафтная архитектура и озеленение

1

3

Ландшафтная архитектура и озеленение

1

4

Основы цветочно-декоративного оформления территории

1

5

Основы цветочно-декоративного оформления территории

1

6

Принципы планировки.

1

7

Способ обустройства пришкольного участка

1

Кулинария

6

8

Инструктаж по ТБ. Овощи

1

9

Приготовление блюд из овощей

1

10

Рыба

1

11

Приготовление блюд из рыбы

1

12

Блюда из круп и макаронных изделий

1

13

Приготовление обеда в походных условиях

1

Черчение и графика

2

14

Виды изображения, размеры, материалы, основная надпись.

1

15

Соединение деталей. Чтение чертежа.

1

Технология ведения дома

4

16

Инструктаж по ТБ. Уход за одеждой и обувью

1

17

Ремонт и отделка жилого помещения. Профессии. Связанные с ремонтом и отделкой помещений.

1

18

Декоративное оформление помещения

1

19

Гигиена жилища

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

15

Бисероплетение

20

Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения. Виды цветов из бисера.  

1

21

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами

1

22

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами

1

23

Выбор изделия. Подбор материала.  Рассмотрение идей и МК из интернет ресурсов.

1

24

Практическая работа. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

1

25

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

26

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

27

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

28

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

29

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

30

Практическая работа. Сборка изделий.

1

31

Практическая работа. Сборка изделий.

1

32

Оформление проекта

1

33

Оформление проекта

1

34

Защита работы. Выставка.

1

Элементы материаловедения

4

35

Ткани из шерстяных и шёлковых волокон

1

36

Свойства тканей из шерстяных и шёлковых волокон

1

37

Ручные работы. Профессии швейного дела.

1

38

Изготовление образцов ручных швов

Элементы машиноведения

4

39

Инструктаж по ТБ. Регуляторы швейной машины.

1

40

Устройство и установка швейной иглы.

1

41

Уход за швейной машиной. Чистка и смазка швейной машины. Профессии швейного дела.

1

42

Машинные швы.

1

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Бросовый материал.

14

43

Инструктаж по ТБ. Экологическое обоснование.

1

44

Отходы из разных материалов и их рациональное использование.

1

45

Выбор изделия. Выбор материала.

1

46

Выбор идеи. Конструирование.

1

47

Подбор заготовок для изготовления изделия.

1

48

Изготовление.

1

49

Изготовление.

1

50

Изготовление.

1

51

Изготовление.

1

52

Изготовление.

1

53

Оформление работы

1

54

Декорирование

1

55

Защита

1

56

Выставка

1

Творческий проект

4

57

Основы проекта

1

58

Выбор темы и ее обоснование

1

59

Оформление

1

60

Презентация проекта

1

Дизайн пришкольного участка.

8

61

Проект оформления клумб и цветников.

1

62

 Высадка цветочных растений

1

63

Цветочно-декоративное оформление территории

1

64

 Цветочно-декоративное оформление территории

1

65

66

Альпийские горки

2

67

68

Создание микроландшафта

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Сроки прохождения

план

факт

1

Вводный инструктаж по ТБ. Водный урок

1

Растениеводство

 Основы аграрной технологии (осенние работы)

6

2

Строение плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием  плодовых  растений.

1

3

Подготовка посадочных ям под посадку саженцев плодовых растений

1

4

Уход за штамбами плодовых деревьев, защита от вредителей

1

5

Внесение удобрений и перекопка почвы в приствольных кругах плодовых деревьев

1

6

Практическая работа «Уборка урожая овощей»

1

7

Хранение плодов и овощей

1

Технология обработки пищевых продуктов

6

8

Значение мяса в питании человека

1

9

 Механическая и тепловая обработка мяса

1

10

Питательная ценность мучных изделий

1

11

Сладкие блюда в питании человека

1

12

Домашняя заготовка пищевых продуктов

1

13

Оформление блюд и правила их подачи к столу

1

Черчение и графика

2

14

Понятие конструкторской и технологической документации

1

15

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № «Выполнение эскизов деталей»

1

Технология ведения дома

Уход за одеждой и обувью

4

16

Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей

1

17

Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды их химических волокон»

1

18

Интерьер жилых помещений

1

19

Практическая работа «Интерьер класса или комнаты»

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

15

Бисероплетение

20

Инструктаж по ТБ. Французское плетение.

1

21

Выбор изделия. Подбор материала.  Рассмотрение идей и МК из интернет ресурсов.

1

22

Практическая работа. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

1

23

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

24

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

25

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

26

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

27

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов.

1

28

Практическая работа. Сборка изделий.

1

29

Практическая работа. Сборка изделий.

1

30

Практическая работа. Закрепление на подставках, в кашпо и т.д.

1

31

Оформление композиций из цветов

1

32

Оформление проекта

1

33

Оформление проекта

1

34

Защита работы. Выставка.

1

Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

8

35

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Освоение приёмов вязания крючком»

1

36

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Вывязывание столбика без накида различными способами»

1

37

Инструктаж по ТБ. Практическая работа   «Выполнение плотного вязания по кругу»

1

38

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Выполнение образца квадрата»

1

39

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Выполнение образца шестиугольника»

1

40

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Изготовление декоративных изделий. Прихватка»

1

41

Инструктаж по ТБ. Практическая работа  «Изготовление декоративных изделий. Салфетка»

1

42

Защита проекта по теме «Вязание крючком»

1

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Бросовый материал.

14

43

Инструктаж по ТБ. Экологическое обоснование.

1

44

Отходы из разных материалов и их рациональное использование.

1

45

Выбор изделия. Выбор материала.

1

46

Выбор идеи. Конструирование.

1

47

Подбор заготовок для изготовления изделия.

1

48

Изготовление.

1

49

Изготовление.

1

50

Изготовление.

1

51

Изготовление.

1

52

Изготовление

1

53

Оформление работы

1

54

Декорирование

1

55

Защита

1

56

Выставка

1

Творческий проект

4

57

Основы проекта

1

58

Выбор темы и ее обоснование

1

59

Оформление

1

60

Презентация проекта

1

Дизайн пришкольного участка.  (весенние работы)

8

61

Инструктаж по ТБ. Проект оформления клумб и цветников.

1

62

Проект оформления клумб и цветников.

1

63

Разбивка делянок для клумб.

1

64

Оформление клумб.

1

65

Высадка цветочно-декоративных растений

1

66

Цветочно- декоративное оформление территории

1

67

Альпийские горки

1

68

Создание микроланшафта

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Сроки прохождения

план

факт

1

Вводный инструктаж по ТБ. Водный урок

1

Технология сельскохозяйственного производства  

4

2

Вводное занятие. Профессии сельского хозяйства. ТБ при работе на учебо-опытном участке. Практическая работа «С/х работы. Сбор урожая.»

1

3

Практическая работа «Уборка и учет урожая, овощных и цветочно-декоративных растений..»

1

4

Практическая работа «Уборка и учет урожая, овощных и цветочно-декоративных растений..»

1

5

Практическая работа «Обработка почвы  с внесением органических удобрений.»

1

Семейная экономика

6

6

Семья как экономическая ячейка общества.

Предпринимательство в семье. Потребности семьи

1

7

Информация о товарах

Торговые символы, этикетки и штрихкод

1

8

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Расходы на питание.  

1

9

Практическая работа «Расчёт своего семейного бюджета»

1

10

Экономика приусадебного

участка. Сбережения. Личный бюджет.

1

11

Практическая работа « Расчёт стоимости продукции садового и огородного участка»

1

Технология ведения дома

4

12

Как строят дом. Профессии, связанные со строительством.

1

13

Ремонтно-отделочные работы.

1

14

Технология утепления дверей

1

15

Технология утепления окон

1

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Бросовый материал.

5

16

Инструктаж по ТБ. Экологическое обоснование. Рациональное использование отходов.

1

17

Идеи. Выбор изделия. Выбор материала. Конструирование.

1

18

Изготовление проектной работы.

1

19

Изготовление проектной работы.

1

20

Защита проектной работы

1

Электротехнические работы

10

21

Электрический ток и его использование. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств

1

22

Потребители и источники злектроэнергии. электросхемы

1

23

Электроизмерительные приборы.

1

24

ТБ при работе с электроприборами. Электрические инструменты

1

25

Электрические провода. Соединение электрических проводов.

1

26

Практическая работа «Монтаж электрической цепи». Инструктаж по ТБ

1

27

Электроосветительные приборы. Лампа накаливания. Бытовые нагревательные приборы. Электромагниты и их применение

1

28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Сращивание одно и многожильных проводов»  

1

29

Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Зарядка штепсельной вилки»  

1

30

Инструктаж по ТБ. Практическая работа «Зарядка лампового патрона»  

1

С\хозяйственный труд. Весенние работы

4

31

Ремонт с\х инвентаря.

1

32

Удаление растительных остатков с делянок.

1

33

Разбивка цветочных клумб и подготовка их к высадке растений.

1

34

Посадка корнеплодов и посев семян овощных культур.

1

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    9   класс

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Сроки прохождения

план

факт

Растениеводство. Осень

3 ч

1

Охрана и улучшение почв. Экологический и экономический  аспект  обработки почвы и применения  удобрений,  мероприятия по охране почв и  повышению плодородия.

1

2

Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке. Выдвижение предпринимательской идеи в сфере производства сельскохозяйственной  продукции. Выбор вида продукции с учетом возможного потребительского спроса.

1

3

Опытническая работа на УОУ. Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве или на школьном учебно-опытном участке для удовлетворения потребностей семьи, школьной столовой.

1

Профессиональное самоопределение

10 ч

4

Основы профессионального самоопределения.

1 час

5

Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии.

1 час

6

Профессиограмма и психограмма профессии.

1 час

7

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

1 час

8

Профессиональные интересы, склонности и способности.

1 час

9

Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

1 час

10

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

1 час

11

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная пригодность.

1 час

12

Здоровье и выбор профессии.

1 час

13

Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.

1 час

Радиоэлектроника. Цифровая электроника и элементы ЭВМ

3 ч

14

История радиоэлектроники. Бытовые радиоэлектронные приборы

1

15

Правила электробезопасности во время электромонтажных работ

1

16

Цифровая электроника и цифровые приборы нашего окружения

1

Ремонтные работы в быту

4 ч

17

Социально-экономические основы предпринимательства.

Основные цели и функции предпринимательства.

1

18

Предпринимательство как вид человеческой деятельности. Основные виды и содержание предпринимательской деятельности.

1

19

Подклеивание и замена обоев. Классификация обоев. Особенности структуры различных обоев и их применение.

1

20

 Правила расчета необходимого количества обоев и клея

1

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Пластик. Бросовый материал.

11

21

Инструктаж по ТБ. Экологическое обоснование. Рациональное использование отходов.

1

22

Идеи. Анализ возможных вариантов. Выбор изделия. Выбор материала.

1

23

Конструирование и моделирование изделия

1

24

Технологическая последовательность изготовления выбранного изделия.

1

25

Технологическая последовательность изготовления выбранного изделия.

1

26

Технологическая последовательность изготовления выбранного изделия.

1

27

Технологическая последовательность изготовления выбранного изделия.

1

28

Оформление проекта.

1

29

Экономичные расчёты проекта

1

30

Критерии оценки творческого проекта. Самоанализ проделанной работы.

1

31

Защита проектной работы

1

Растениеводство. Весна

3 ч

32

Составление плана размещения культур на участке, определение примерного объема производства продукции и  расчет площади под культуры с учетом потребностей школы

1

33

Определение планируемого дохода, прибыли.

1

34

Разбивка делянок и посев с/хоз. культур

1

ИТОГО

34



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по технологии для неделимых 5-9 классов сельской школы разработана в соответствии с законом РФ « Об образовании минимумом содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 №1276) примерных программ основного общего образования по технологии «Технология. Технический труд». «Технология. Обслуживающий труд».  «Технология. Сельскохозяйственный труд».  Программа по направлению «Технология» для неделимых 5-9 классов сельской школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, для общеобразовательных учреждений трудового обучения (технология) 1-4 классы, 5-11 классы под руководством М.В.Хохлова, П.С.Самородский,Н.В.Синица, методического письма Министерства образования Нижегородской области ГБОУ ДПО НИРО «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегорожской области в 2013 – 2014 учебном году»

В тематическое планирование включены разделы по сельскохозяйственному труду, а также базовые разделы по технологиям обслуживающего труда. Календарно тематическое планирование рассчитано 5,6,7 классы на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю, при 34 учебных неделях, 8 и 9 классы на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю, при 34 учебных неделях.

        Для обучения «Технологии» и реализации целей и задач рабочей программы используется учебно-методический комплект: 

- Технология: Учебник для учащихся 5 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 6 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Технология: Учебник для учащихся 7 класса универсальной линии общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013г.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Цели обучения технологии:

  • формирование технологической культуры школьников;
  • осознание значимости прикладных знаний для каждого человека;
  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, навыков, составляющих основу ключевых компетентностей.

Задачи, решаемые в процессе обучения и позволяющие достичь поставленных целей:

  1. формирование политехнических знаний путем знакомства как с технологиями ручной обработки материалов, так и
    с современными технологиями преобразования материалов, энергии, информации;
  2. развитие самостоятельности и творческих способностей
    в процессе принятия решений и выполнения практических задач;
  3. совершенствование практических навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства;
  4. формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности и на этой основе – технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;
  5. воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа;
  6. воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности, ответственности, трудового образа жизни, привитие культуры поведения и бесконфликтного общения;
  7. подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

При составлении программы учитывались:

1. Материальная база школы и кабинета обслуживающего труда.

2. Запросы и пожелания учениц и их родителей.

Предмет «Технология» является основной практико-ориентированной предметной областью в школе, в которой реализуются знания, полученные учащимися при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Модульное построение программы позволяет учителю самостоятельно решать, в какой последовательности изучать ее содержание.

Инвариантная (обязательная) часть программы, направленная на изучение фундаментального ядра, составляет не менее 128 часов и вариативная (авторская) компонента, призванная расширить или углубить содержание программы, рассчитана на 42 часа (примерно 25% всего учебного времени).

Инвариантными содержательными линиями технологической подготовки в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, понятия о технологической культуре производства, культуре труда, этики деловых межличностных отношений; развитие умений творческой созидательной деятельности; подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.

Программой предусмотрено 70% учебного времени на практические занятия – овладение общетрудовыми умениями и навыками; на самостоятельные работы (под руководством учителя), а остальное время – на изучение теоретического материала.

          Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения,  учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс вводится с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того, что они выдвигают в качестве творческой идеи.

          При изготовлении изделий наряду с технологическими   требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.      

     Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

         Программа включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

        В базовую составляющую программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» входят разделы «Растениеводство»

Поскольку в сельской школе традиционно помимо изучения технологий сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо сферы сервиса, для учащихся таких школ с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также обязательные дополнительные разделы по техническому или обслуживающему труду.

Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т. п.

Раздел «основы аграрной технологии» в 6 и 7 классе заменен на инновационный раздел «ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА».

                 Практические работы в программе связаны, прежде всего, с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. Указанное в программе время на изучение каждого раздела является ориентировочным. В зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса средствами обучения.

               Содержание разделов предлагаемых программ для неделимых классов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

               Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. Поэтому я ввела модуль «Бисероплетение».  По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.

Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.

  В связи с недостатками материально технической базы, отсутствия мастерской и оборудованного кабинета технологии, создание изделий из древесины и металлов  заменила на создание изделий из бытовых отходов, что очень актуально в наше время.

Для усвоения программы используются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);

- репродуктивный (лекция, демонстрация, упражнение);

- частично-поисковый (самостоятельная работа, различные виды соревнований);

- исследовательский (составление сценариев вечеров, классных часов и др. а так же выполнение творческих проектов);

- бригадный метод;

- творческие домашние задания;

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  2. Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  3. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
  4. Владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
  5. Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  6. Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  7. Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  8. Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  9. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  10. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  1. Планирование технологического процесса и процесса труда;
  2. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  3. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
  4. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  5. Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  6. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  7. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  8. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  9. Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  10. Выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  11. Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  12. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
  13. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  14. Документирование результатов труда и проектной деятельности;
  15. Расчет себестоимости продукта труда;
  16. Примерная экономическая опенка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  1. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  2. Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  3. Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  4. Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
  5. Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  6. Осознание  ответственности  за  качество  результатов труда;        
  7. Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  8. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени» материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  1. Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
  2. Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
  3. Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
  4. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  5. Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  2. Выбор знаковых систем и средств дня кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  3. Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
  4. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
  5. Разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  6. Потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
  4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Учебно-тематический план.

Разделы и темы программы

Кол-во часов по классам

5

6

7

8

9

Вводный урок

1

1

1

1

-

Растениеводство

Основы аграрной технологии (осенние работы)

4

6

4

3

Основы аграрной технологии (весенние работы)

4

4

3

Дизайн пришкольного участка

Осенний период

6

Весенний период

8

8

Создание изделий из текстильных материалов и поделочных материалов

Швейные материалы

4

Технология выполнения ручных работ

4

Бытовая швейная машина

4

Конструирование и моделирование

2

Элементы материаловедения

4

Элементы машиноведения

4

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Создание изделий из отходов

12

Бросовый материал

14

14

5

11

Декоративно-прикладное творчество

Бисероплетение

12

15

15

Вязание крючком

8

Технология обработки пищевых продуктов.  Кулинария

8

6

6

Черчение и графика

2

2

2

Технология ведения дома

4

4

Уход за одеждой и обувью

2

4

Интерьер жилых помещений

2

Ремонтные работы в быту

4

Проектная деятельность

7

4

4

Семейная экономика

6

Электротехнические работы

10

Радиоэлектроника. Цифровая электроника и элементы  ЭВМ

3

Профессиональное самоопределение

10

итого

68

68

68

34

34

  1.     ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Сельскохозяйственный труд

Учащиеся должны знать:

задачи весенней и осенней обработки почвы;

условия выращивания наиболее распространенных овощных, цветочно-декоративных, плодово-ягодных культур;

постановки опытов с растениями;

сроки уборки урожая наиболее известных овощных культур и сбор семян цветочно-декоративных растений;

назначение севооборотов;

биологические особенности и агротехнику овощных рассадных и корнеплодных, цветочно-декоративных и плодово-ягодных, полевых культур;

меры защиты растений от вредителей безопасными для здоровья людей способами.

Учащиеся должны уметь:

убирать и учитывать урожай;

собирать и сортировать семена цветочно-декоративных культур;

обирать и закладывать на хранение семенники овощных культур растений, высаживать их в грунт;

подготавливать почву в защищенном грунте и проводить в нем посев семян овощных и цветочно-декоративных культур;

пикировать рассаду;

размножать вегетативным путем растения;

сажать и обрезать деревья и кустарники, ухаживать за полевыми и плодово-ягодными культурами;

применять доступные приемы механической борьбы с вредителями;

работать с ручным инвентарем (лопата, грабли, рыхлитель);

соблюдать правила безопасности труда;

ставить простейшие опыты на учебно-опытном участке;

размечать делянки для посева семян и посадки луковиц, клубней растений и плодово-ягодных культур;

вести наблюдения за ростом и развитием растений;

экономно расходовать семенной и посадочный материал;

закладывать компост;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Элементы машиноведения

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Кулинария

Учащиеся должны знать:

санитарные требования к помещению кухни и столовой;

правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

общие требования о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки;

технологию приготовления блюд из сырых и варенных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину, традиционным и национальным праздникам; правила поведения в гостях, за столом;

общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, кулинарные блюда из творога;

общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающих через пищу, о профилактике инфекций;

о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов и т.п.;

природные источники воды, способы обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в походных условиях;

Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;

определять качество овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и варенных овощей;

сервировать стол; принимать гостей;

рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в походных условиях, готовить пищу и обеззараживать воду в походных условиях, соблюдать меры противопожарной безопасности;

Профессиональное самоопределение

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

цели и значение домашней экономики;

общие правила ведения домашнего хозяйства;

составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;

принципы и формы предпринимательства;

роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности;

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Бисероплетение

Учащиеся должны знать:

историю развития и возможности техники бисероплетения;

материалы для выполнения плетения,

инструменты и приспособления;

технология плетения;

определение длины нити;

Учащиеся должны уметь:

подбирать материалы для плетения;

пользоваться инструментами и приспособлениями;

выполнять основные техники плетения;

плести  отдельные декоративные элементы;

плести полностью изделие;

выполнять декоративное оформление

Вязание крючком

Учащиеся должны знать:

возможности техники вязания крючком, материалы и инструменты;

свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;

правила подбора спиц и крючка для вязания;

условные обозначения, применяемые при вязании крючком;

способы ремонта вязаных изделий;

содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;

Учащиеся должны уметь:

подбирать крючок в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

выполнять записи узоров с помощью условных обозначений;

вязать изделия крючком;

производить ремонт вязанных изделий.

Уход за одеждой, её ремонт

Основные теоретические сведения.

Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий. Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.). Правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, фасона, покроя, вида и цвета ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов.

Практические работы. Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).

Варианты объектов труда. Сорочка, блузка; пуговицы, крючки и петли, лоскуты тканей.

Ручные работы

Учащиеся должны знать:

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Учащиеся должны уметь:

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Практическая работа: Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Семейная экономика

Теоретические сведения.

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Практические работы. Определение видов расходов семьи.

Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.

Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.

Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.

Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.

Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника

Электротехнические работы

Теоретические сведения.

Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение.

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты.

Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.

Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение.

Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.

Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.

Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов.

Творческий проект

Учащиеся должны знать:

последовательность выполнения проекта;

технику выполнения проекта;

особенности выполнения индивидуального и коллективного проекта;

этапы выполнения проекта: выделение задачи, исследование, отбор наиболее удачных идей, развитие идей, планирование, решение задачи, оценка успешности применения данного решения, защита проекта.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать проекты изделий с учетом требований художественного конструирования.

разрабатывать проекты с применением современных информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс по направлению «Индустриальные технологии»

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендов...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...