Формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу.
статья на тему

Васильева Елена Викторовна

В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Сделать так, чтобы учащийся-осужденный проявил интерес к учению, доказать, что учеба является жизненно важным процессом – вот задача каждого учителя пенитенциарной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ustoychivoy_motivatsii.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ ВСОШ № 9

г. Ульяновск

 Васильева Елена Викторовна

Формирование устойчивой мотивации к учению

как к жизненно важному процессу.

В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Сделать так, чтобы учащийся-осужденный проявил интерес к учению, доказать, что учеба является жизненно важным процессом – вот задача каждого учителя пенитенциарной школы.

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Важную роль в мотивации учения играет отбор содержания учебного материала и способы его предъявления. Для того чтобы у учащихся выработалась содержательная мотивация учебной деятельности, ее саму нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. В начале каждой новой темы программы для меня важно заинтересовать учащихся на ее изучение. Добиваюсь этого различными способами. Это могут быть интересные исторические сведения, рассказ о теоретической и практической значимости предстоящей темы и многое другое. Становлению мотивации учебной деятельности, считаю, в значительной мере способствуют методы проблемно-развивающего обучения, в частности, постановка перед учащимися задач-проблем. Такие задачи возбуждают мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанные самими учащимися «открытия» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляются в памяти, чем знания, преподнесенные в «готовом» виде.
Развитию положительной мотивации учения способствуют следующие приемы самостоятельной работы:
•приемы смысловой переработки математических понятий;
•осознание обобщенных способов решения задач;
•приемы краткой и наиболее рациональной записи в виде конспекта;
•приемы поиска дополнительной информации.
Большое значение в формировании положительной мотивации учения имеет умение учащихся контролировать свою учебную деятельность и проводить ее самооценку. Оно складывается из умений контролировать результаты решения отдельных задач в целом и основных этапов решения, планировать учебные действия.
В рамках урока важно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к формированию мотивации учащихся. Самым мощным современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения являются компьютерные средства обучения.
Кроме того, включение информационных технологий делает процесс обучения более технологичным и результативным. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует развитию мотивации учения.
В результате реализации данных приемов и методов у учащихся формируются:
•устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
•сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
•способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
•социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Средства мотивации, возбуждения познавательного интереса, достаточно широки. Одним из них является обращение к приложениям математики. Какие задачи привели к математическим открытиям, какие новые средства были при этом созданы, как с их помощью удалось продвинуться вперед науке и технике – все это поможет заинтересовать ученика, расширить его кругозор.

Формирование важнейших математических понятий является одной из основных задач математического образования. Представления о числе, векторе, фигуре, функции, величине и т.п. не могут быть определены и введены один раз и навсегда. Овладение такого рода понятиями происходит в течение всего периода обучения и, как правило, не заканчивается в школе. Поэтому разнообразное описание примеров, ситуаций, когда фактически работает то или иное общее понятие, помогает учащимся в последовательном формировании этих понятий.

С целью активизации всех вышеперечисленных процессов мною разрабатывается комплекс компьютерных презентаций  для учащихся 9 – 12-х классов по математике, в частности по геометрии. Презентации повышают уровень мотивации к изучению математики, помогают учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяют развивать математические умения и навыки.

Приведу пример презентации к обобщающему уроку повторения по геометрии в 12 классе «Объемы и площади поверхностей правильных многогранников и тел вращения» (См. приложение).

При подготовке к государственной (итоговой) аттестации основной акцент я делаю  на самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить интерес к предмету, мотивировать учащихся к учению как к жизненно важному процессу, уйти от шаблонов.

Я предлагаю учащимся задания 3х уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своём темпе, дают полную нагрузку его умственной деятельности. Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни – различаются степенью сложности, задания логического характера. Работа ведётся в строгой последовательности по данному алгоритму:
1. Знаешь, как решать – решай.
2. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.
Все учащиеся находятся в одинаковых условиях. Даётся задание. Если ученик понял, как его выполнить, он выполняет его самостоятельно. С учащимися, которые затрудняются,  работаю я. Здесь на помощь приходят разные предметы, схемы, таблицы. При этом ограничиваюсь минимальными пояснениями и не вмешиваюсь в самостоятельную работу ученика.

Каковы же приёмы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации учения в целом?
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе.
Формированию положительной мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры.
Приёмы, которые использую на уроках:
1. Приём "выполнение задания по инструкции с ограничениями" выявляет понимание и принятие учебных задач. Работая с такими карточками, учащиеся самостоятельно, следуя указаниям в карточке,  составляют таблицы, модели решения задач, построения графиков функций.
2. Приём "неполное задание": учащемуся показываю пример без знаков, задачу с недостающими данными и дают задание восстановить их (карточки с дозированной помощью).

3. Диагностические тесты, проводимые в конце урока, позволяют мне спланировать индивидуальную работу для каждого учащегося.

Приведу примеры карточек

- инструктивная карточка по теме «Решение тригонометрических уравнений», 10 класс

1. Прочитайте п.9(1) с примерами. Выпишите в тетрадь и на карточку формулу

корней уравнения cos t = a и три частных случая записи корней для cos t = 1,

cos t =-1, cos t = 0

Выучите содержание этой карточки

2. Прочитайте п.9(2) с примерами. Выпишите в тетрадь и на карточку формулу

корней уравнения sin t = a и три частных случая записи корней для sin t = 1,

 sin t = -1, sin t = 0

Выучите содержание этой карточки

3. Решение простейших тригонометрических уравнений всегда начинайте с записи формул корней.

4. Запомните: если тригон.уравнение имеет решение, то оно имеет бесконечное

множество решений.

5. Выполните из учебника Колмогорова  № 136(б,в,г), 137 (в,г), 138(б,в), 139(в,г), 142(в,г).

- занимательный диагностический тест по теме «Исследование функции с помощью производной», 11 класс

Перед Вами – график некоторой функции. Исследуя данный график, постарайтесь ответить на поставленные вопросы о свойствах функции. Ниже дана таблица ответов. Впишите в строку "Буква" этой таблицы букву выбранного Вами правильного варианта. Из полученных букв составьте имя известного математика, который внес большой вклад в развитие алгебры . Прочитайте краткую информацию об этом ученом.

http://festival.1september.ru/articles/312198/img7.jpg

Задание

Вариант ответа

Буква

1

Область определения функции

[ -3; 6]

Г

R

В

[ -2; 2]

П

2

Нули функции

2

О

-2,5; -1,5; 2; 5

Е

-2; 0,5; 3

А

3

Промежутки возрастания функции

[ -1,3; 2]

Л

[ -2; 0,5] и [ 3; 6 ]

О

[ -1,5; 2]

Д

4

Промежутки убывания функции

[ 2; -2]

З

[ 6; -3]

Х

[ -3; -2] и [ 0,5; 3]

Р

5

Критические точки

-2; 0,5; 3

Г

-3; -2; 3; 6

З

Нет

Д

6

Точки максимума

0,5

К

2

Л

6

Н

7

Точки минимума

-2

Е

-2; 3

А

-3

О

8

Максимум функции

6

Д

2

Н

0,5

П

9

Минимум функции

-3

Г

-2

В

-2; -0,5

Т

10

Наибольшее значение функции

6

Е

2

О

+http://festival.1september.ru/articles/312198/img8.jpg 

А

11

Наименьшее значение функции

-2

Р

-3

С

-http://festival.1september.ru/articles/312198/img8.jpg 

Т

Таблица ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Буква

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…………………………………………(1845-1918) - немецкий математик, творец теории множеств; дал обоснование теории действительных чисел. Его идеи и работы оказали большое влияние на развитие математики в целом, на понимание ее основ. Он получил ряд замечательных результатов, относящихся к теории бесконечных множеств, теории действительного числа.

Проверьте качество выполнения задания.

Получилось ли у Вас из полученных букв имя известного математика?

- если Вы правильно ответили на все вопросы, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!!

- если Вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”!

- если Вы ошиблись в двух шагах, то Вы плохо слушали учителя на уроке и Вам придется прочитать тему в учебнике алгебры. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.

- если Вы ошиблись более, чем в двух шагах, то Вы совсем не слушали учителя на уроке и Вам придется очень внимательно прочитать учебник алгебры. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.

Организованная таким образом работа учащихся способствует формированию устойчивой мотивации к учению как к жизненно-важному процессу.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать/ А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения/ В.В. Гузеев. – М.: Нар. образование, 2001.
  4. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. /

   Под ред. Г.Д. Глейзера – М.; 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня...

Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"

В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

По каким бы стандартам ни  учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....

Формирование устойчивой мотивации у старших школьников к изучению английского языка посредством практико-ориентированных заданий

Технология практико-ориентированных заданий была применена на уроке в 11 классе средней школы, изучающем английский язык на базовом уровне. Урок из серии «Culture corner -Обмен культурами» в разделе «...

Формирование устойчивой мотивации учащихся к активной познавательной деятельности

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предме...

Формирование устойчивой мотивации учащихся, как одно из условий здоровьесберегающей направленности образовательного процесса.

в современных условиях резко обозначилась проблема сохранения здоровья. особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. мотивация помогает преодолеть трудности процесса обучения и способствует ...