Освоение приемов игры на домбре
план-конспект на тему

Воспитание национального самосознания.Задачи:воспитательная,развивающая,обучающая.Включены также методические технологии, традиционные и инновационные.Ознакомить ребенка с национальной музыкальной культурой многих народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_klassu_kalmytskoy_dombry.docx95.68 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок по классу калмыцкой домбры «Освоение приемов игры на домбре “.

 

Мутляева Инна Эрдниевна, преподаватель по классу к. домбра первой категории, стаж 26лет , МКУ ДО ,,ДШИ “.

Урок подготовлен с ученицей 3 класса Сапаровой Сашей .

Концертмейстер Буракова Н.А.

 

C:\Users\света\Desktop\IMG_20151129_122302.jpg

«Музыка так же , как и всякий другой человеческий язык , должна быть неразлучна с народом , с почвою этого народа , с его историческим развитием .
Владимир Стасов.


Тип урока: комбинированный

Цель: Воспитание национального самосознания и художественного  мировоззрения.

Задачи:

Обучающая:

1. Отрабатывать навыки исполнения различных штрихов.
2. Сформировать у ребенка начальные аппликатурные навыки в игре на инструменте.
3. Воспитать у ученика умение слушать свое исполнение.

Развивающая:

1. Развивать образное мышление, художественное воображение.
2. Развивать музыкальные исполнительские способности.
3. Развивать творческую активность учащегося (подготовка к концертным выступлениям).

Воспитательная:

1. Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на домбре.
2. Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.

Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:

Традиционные:

  • информационно-рецептивный метод,
  • словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),
  • наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),
  • практические методы (упражнения).

Инновационные:

  • личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха, опора на потенциальные возможности ученика),
  • педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),
  • метод создания проблемных ситуаций,
  • здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока).

Оборудование:

  • домбра,
  • нотный материал,
  • пюпитр,
  • ноутбук,
  • иллюстрации.

План урока
I. Побуждение

1. Психолого-педагогический настрой — 1 мин.
2. Подготовка игрового аппарата к уроку — 7 мин.
— упражнения № 1,2,3
— гамма ля-мажор
— этюд Л .Шитте ( прием II- рizz) .

II. Осмысление

1. Русс. народная песня ,,Коробейники”  — 4 мин. 2.Бурятская мелодия ,,Туяна”-3 мин.
3. Чеченская  лезгинка  — 3 мин.
4.  Калмыцкая песня ,,Бамбин энгр нойхн” – 3 мин.
5. Физкультминутка ( песня с показом «У жирафа пятна» в исполнении ученицы) — 4 мин.
6. Калмыцкие песни ,,ОрYн hарсн нарн”,Цаган сар” — 5 мин.
7. Калмыцкий наигрыш с использованием  приёма,, пережим и срыв” — 7 мин.

III. Рефлексия

1. Подведение итогов — 2 мин.
2. Домашнее задание — 1 мин.

Ход урока:

I.

1. Приветствие. Оглашение темы урока: «Освоение приемов игры на домбре на примере народных песен “.

Урок проводится с ученицей  3 класса  по классу  калмыцкой домбры Сапаровой Сашей.

2. Подготовка игрового аппарата:

— упражнения № 1, 2, 3. Целью является развитие пальцевой беглости.
Обратить внимание на постановку .

— гаммы ля –мажор, арпеджио.

Гамма в две октаве — достижение хорошего, качественного звука, ровной мелодической линии. Обучающаяся играет гамму рizz II попеременно1.2.3.4 удара:

большим пальцем (Б Π) вниз и используя пиццикато (итал. pizzicato).
Следует соблюдать грамотное исполнение аппликатуры.

— Этюд Л. Шитте.
Объяснить значение понятия «Этюд» (о композиторе).
Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении нужно развивать беглость системными занятиями дома.

II. Определение понятия «народная песня».

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Чаще всего у народной песни нет определенного автора, или автор неизвестен. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

«Мы ознакомились с понятием „народная песня“, а теперь я тебе предложу иллюстрации с национальными костюмами разных народов, а ты определи какой из них относится к какому народу». Учащаяся определяет к каким народам относятся показанные на иллюстрации национальные костюмы: русский, чеченский, бурятский ,калмыцкий.

Сегодня мы покажем на уроке четыре песни этих народов.

1. Русская народная песня «Коробейники»

Исполнение произведения с преподавателем. Работа над звуками, динамикой, фразировкой. Уметь слушать рядом сидящего напарника.

2. Бурятская нар. песня «Туяна»

— работа над качеством звучания.
— Работа над четкостью исполнения правой руки, точностью ). Выдерживать длительности нот.
— Работа над динамическими оттенками.

Обучающаяся  после исполнения прохлопывает ритмический рисунок.

3. Чеченская нар.  «Лезгинка»

Для осмысления образа используем рисунки учащейся.

— работа с концертмейстером.
— работаем отдельно над особенно сложными местами исполняемого произведения.
— работа над качеством звучания.

4. Калмыцкая нар.песня,,Бамбин энгр нойхн».

Игра в ансамбле с педагогом.

Слушать второй интрумент, выразительность и плавность мелодии. Уделить внимание к оформлению музыкальной фразы и достижения звукового баланса.

5. Физкультминутка ,,У жирафа пятна”.

Можно выполнять стоя или сидя .  Ученику нужно выполнить несложные физические упражнения для разминки.

6.Под ритм мелодии  « Семердык».

Конь играл огромную роль в жизни калмыка, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле. «Для начала послушай в каком темпе играется  „Семердык».

(Народ. танец «Семердык» в исполнении учащейся).

 Калмыцкие мелодии призваны отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни.

 

При разучивании  обратить внимание на работу над отдельными трудными эпизодами. Работа над звукоизвлечением, интонацией, ритмом, динамикой.

Показываем, играя на инструменте, как акцентировать сильную долю при исполнении . Работа над звуковедением и динамикой.

IV. Подведение итогов урока, с указанием наиболее удачных моментов и обсуждение проблемных зон на которых необходимо заострить внимание во время занятий дома.

Список использованной литературы

  1. «Хрестоматия для фортепиано»2-3 кл- Москва 1989г.

2. Чунин В. С. «Аппликатура начального этапа обучения домриста». — М., 1982г

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

Конспект открытого занятия "Освоение приемов украшения бутылки в технике пейп – арт".

Открытое занятие "Освоение приемов украшения бутылки в технике пейп – арт". Цель занятия: познакомить с приемом украшения бутылки в технике пейп- арт....

Сценария мастер класса на тему «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

Тема: «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»...

Сообщение на тему: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре»

Тема: «Исследовательская деятельность по предмету обучение игре на домбре»...

Методическая разработка Игры для освоения навыков игры настольного тенниса.

Здесь представлены игры дляразвития навыков игры в настольный теннис...