Методический семинар
презентация к уроку на тему

Прецентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.n.sarantseva.pptx828.96 КБ
Файл seminar.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Должность : учитель русского языка и литературы Стаж работы : 31 год Образование: высшее, Ростовский государственный педагогический институт (филологический факультет) Место работы: МБОУ Солонецкая СОШ Саранцева В.Н.

Слайд 2

личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Слайд 3

Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса

Слайд 4

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений ).

Слайд 5

? ? ? ! ! ! ! ! ! Приемы технологии критического мышления

Слайд 6

Реализация основных направлений модернизации образования: Технология развития критического мышления

Слайд 7

осмысление вызов рефлексия

Слайд 8

вызов

Слайд 9

осмысление

Слайд 10

инсерт + ? - - Знакомая информация - Новая информация - Информация, вызывающая сомнение, неприятие - непонятная информация

Слайд 11

рефлексия

Слайд 12

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Шинель» 7 класс

Слайд 13

заветная реальная несбыточная удивительная заманчивая мечта вдохновляет помогает жить радует придаёт силы окрыляет

Слайд 14

Двойной дневник + - Стал ближе к обществу Забросил работу Стал заметнее (о нём заговорили) Стал делать ошибки Стал увереннее Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» умер

Слайд 15

Синквейн – это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Слайд 16

Правила написания синквейна 1 строка – одно слово (существительное). Название стихотворения. 2 строка - два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка - четыре слова (предложение). Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка - одно слово (существительное). Ассоциация, которая повторяет суть темы

Слайд 17

Человек Маленький, несчастный Мучается, терпит, страдает Человек не должен быть маленьким! Личность

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса 

Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что  в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы  личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления.

Сегодня я хочу познакомить вас с  личным опытом использования технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как одним из путей совершенствования и модернизации учебного процесса .

Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). 

         Это именно та технология, которая даёт мне возможность реализовать основные направления модернизации образования:

  • деятельный характер образования
  • личностная ориентация обучения
  • востребованность результатов образования в жизни.

     

 

По мнению российских педагогов характерными особенностями               критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

      Технология «Развитие критического мышления» позволяет мне развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока.

Вызов.

Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Одним словом, это то доброе начало, которое задает тон урока – поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.

       Осмысление.

На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

      Рефлексия.

На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

     На каждом из этапов  урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.

Так на стадии «Вызов» я применяю такиеметодические приемы как:

-корзина идей

-рассказ- предположение   по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры,  таблицы;

-верные  и неверные утверждения;

-перепутанные логические   цепочки

На  этапе осмысления это такие приемы, как:

-двойные дневники,

-бортовые журналы.

- Инсерт - Этот приём является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он

достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и

предлагаю  им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечаются отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки  следующие:  

Знаком «галочка» (  ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

      Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Методические приемы стадии «Рефлексия» - это

-заполнение кластеров,     таблиц;

-возврат к ключевым словам,   логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-написание творческих   работ: синквейнов,   эссе.

     Хочу подробнее остановиться  на том, как я  использую эти приемы на практике на примере урока литературы в7 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Данный урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На стадии вызова детям предлагается составить кластер, который подведет учащихся к определению заветной мечты героя – шинели.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие.

Предлагаю подобрать прилагательные и глаголы к слову мечта. В ходе работы появляется кластер:

Заветная                                                  придает силы

Реальная                                                  вдохновляет

Несбыточная              МЕЧТА               помогает жить

Удивительная                                         радует

Заманчивая                                             окрыляет

 

 Вместе делаем ВЫВОД:  человеку необходимо мечтать, ведь без мира фантазии наша жизнь была бы скучной и однообразной.

На стадии осмысления с помощью  приема «двойной дневник» выявляем роль шинели в жизни героя.

Прошу ребят заполнить таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Получилось следующее:

 

+

-

Стал ближе к обществу

Забросил работу

Стал заметнее (о нем заговорили)

Стал делать ошибки

Стал увереннее

Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»

 

умер

             На стадии рефлексии ученики вернулись к вопросам, поставленным в начале урока, выяснили: какие проблемы подняты автором в повести «Шинель»? и  составили синквейн по теме урока.

 СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Правила написания синквейна

  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
  • 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

У учащихся получился синквейн:

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Личность

Данный урок, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо,  помог проверить степень понимания текста, умение  учащихся работать самостоятельно.

                       Чтобы видеть результаты своего труда,  большое внимание   уделяю  контролю и учету  знаний обучающихся.  Текущий, тематический и  итоговый контроль  помогают  выявить пробелы как  в своей работе, так и в знаниях обучающихся,  грамотно спланировать работу по их устранению.

Важным вопросом в процессе внедрения технологии критического мышления является мониторинг деятельности обучающихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала.

Применение технологии развития критического мышления позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у обучающихся после применения технологии развития критического мышления значительно более развиты, чем до момента перехода на работу по данной технологии.  

             

             

Апробировав технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат. Об этом свидетельствуют и результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, итоговое сочинение.

Умения, навыки, сформированные при использовании технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»  на уроках русского языка и литературы, найдут применение в преподавании различных учебных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...