Методический семинар
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса
Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений ).
? ? ? ! ! ! ! ! ! Приемы технологии критического мышления
Реализация основных направлений модернизации образования: Технология развития критического мышления
осмысление вызов рефлексия
вызов
осмысление
инсерт + ? - - Знакомая информация - Новая информация - Информация, вызывающая сомнение, неприятие - непонятная информация
рефлексия
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Шинель» 7 класс
заветная реальная несбыточная удивительная заманчивая мечта вдохновляет помогает жить радует придаёт силы окрыляет
Двойной дневник + - Стал ближе к обществу Забросил работу Стал заметнее (о нём заговорили) Стал делать ошибки Стал увереннее Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» умер
Синквейн – это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Правила написания синквейна 1 строка – одно слово (существительное). Название стихотворения. 2 строка - два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка - четыре слова (предложение). Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка - одно слово (существительное). Ассоциация, которая повторяет суть темы
Человек Маленький, несчастный Мучается, терпит, страдает Человек не должен быть маленьким! Личность
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Использование технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как один из путей совершенствования и модернизации учебного процесса
Государственная политика в сфере образования реализуется посредством образовательных стандартов. В стандартах нового поколения прописано, что в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия, как основа умения учиться. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления.
Сегодня я хочу познакомить вас с личным опытом использования технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как одним из путей совершенствования и модернизации учебного процесса .
Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.).
Это именно та технология, которая даёт мне возможность реализовать основные направления модернизации образования:
- деятельный характер образования
- личностная ориентация обучения
- востребованность результатов образования в жизни.
По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология «Развитие критического мышления» позволяет мне развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока.
Вызов.
Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Одним словом, это то доброе начало, которое задает тон урока – поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.
Осмысление.
На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Рефлексия.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
На каждом из этапов урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.
Так на стадии «Вызов» я применяю такиеметодические приемы как:
-корзина идей
-рассказ- предположение по ключевым словам;
-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки
На этапе осмысления это такие приемы, как:
-двойные дневники,
-бортовые журналы.
- Инсерт - Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он
достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и
предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечаются отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки следующие:
Знаком «галочка» ( ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Методические приемы стадии «Рефлексия» - это
-заполнение кластеров, таблиц;
-возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-написание творческих работ: синквейнов, эссе.
…
Хочу подробнее остановиться на том, как я использую эти приемы на практике на примере урока литературы в7 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Данный урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На стадии вызова детям предлагается составить кластер, который подведет учащихся к определению заветной мечты героя – шинели.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие.
Предлагаю подобрать прилагательные и глаголы к слову мечта. В ходе работы появляется кластер:
Заветная придает силы
Реальная вдохновляет
Несбыточная МЕЧТА помогает жить
Удивительная радует
Заманчивая окрыляет
Вместе делаем ВЫВОД: человеку необходимо мечтать, ведь без мира фантазии наша жизнь была бы скучной и однообразной.
На стадии осмысления с помощью приема «двойной дневник» выявляем роль шинели в жизни героя.
Прошу ребят заполнить таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Получилось следующее:
+ | - |
Стал ближе к обществу | Забросил работу |
Стал заметнее (о нем заговорили) | Стал делать ошибки |
Стал увереннее | Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» |
| умер |
На стадии рефлексии ученики вернулись к вопросам, поставленным в начале урока, выяснили: какие проблемы подняты автором в повести «Шинель»? и составили синквейн по теме урока.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Правила написания синквейна
- 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
- 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
- 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
- 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
У учащихся получился синквейн:
Человек
маленький, несчастный
мучается, терпит, страдает
Человек не должен быть маленьким!
Личность
Данный урок, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, помог проверить степень понимания текста, умение учащихся работать самостоятельно.
Чтобы видеть результаты своего труда, большое внимание уделяю контролю и учету знаний обучающихся. Текущий, тематический и итоговый контроль помогают выявить пробелы как в своей работе, так и в знаниях обучающихся, грамотно спланировать работу по их устранению.
Важным вопросом в процессе внедрения технологии критического мышления является мониторинг деятельности обучающихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала.
Применение технологии развития критического мышления позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у обучающихся после применения технологии развития критического мышления значительно более развиты, чем до момента перехода на работу по данной технологии.
Апробировав технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат. Об этом свидетельствуют и результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, итоговое сочинение.
Умения, навыки, сформированные при использовании технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы, найдут применение в преподавании различных учебных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...