Открытый урок по элективному курсу "Семьеведение"
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Колесникова Елена Анатольевна

Конспект заняия в 10 классе по курсу "Семьеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_semevedeniyu.docx24.17 КБ
Файл zvyozdy.pptx661.85 КБ
Office presentation icon tema_4._semeynoe_pravo.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

План открытого занятия по семьеведению на тему

«Семейное право»

Класс: 10

Урок: 15

Дата проведения: 17.12.2015 г.

Учитель: Колесникова Е.А.

Цель урока: получить представление о семейном праве; выявить нюансы правового урегулирования семейных отношений

Задачи:

  • рассмотреть порядок заключения и расторжения браков;
  • получить понятие о брачном договоре;
  • сформулировать понятие об усыновлении и опекунстве;
  • сформировать у обучающихся  представление о нравственных  ценностях семьи и брака.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийное, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Орг.момент. ( 1 мин.)

Учитель настраивает класс на работу, сделав акцент на том, что на занятии присутствуют гости:

- Добрый день. Пожалуйста, присаживайтесь. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, которые ожидают от нас с вами фееричной и плодотворной работы. Надеюсь, мы  оправдаем их ожидания, и наше занятие будет интересным, насыщенным и, разумеется, полезным. Выясним мы это с вами в конце урока, когда будем подводить итоги.

 II.  А урок я хочу начать с известного высказывания:

«Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом». Эти слова произнёс некогда, в далёкой древности Гиппократ. Это понимание брака великим мыслителем,  к сожалению, актуально и по сей день. Как вы понимаете слова Гиппократа?

Работа в группах. Каждая группа обсуждает своё понимание известного афоризма ( 5 мин.)

 - Итак, полагаю, вы готовы объяснить значения слов Гиппократа.

(каждая группа высказывает своё мнение – финк-райт-раунд-робин )

  - Прекрасно. А теперь давайте с вами вспомним, что же такое брак?

Актуализация прежних знаний.

Обучающиеся дают определение браку, а также называют типы брака.

 - Мы с вами знаем, что такое брак. Но мы знаем и определение семьи. В чём принципиальное отличие брака от семьи?

Обучающиеся высказываются.

 - Мне бы хотелось, чтобы своё понимание  вы изложили в виде ассоциативного ряда.

Структура ДЖОТ-ТОТС ( 5 мин.): обучающиеся по группам записывают на листочках слова, в их  представлении имеющие отношение к термину «семья», затем озвучивают.

 - А теперь составьте предложения, так называемые собственные афоризмы из слов, которые у вас получились.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ ( 5 мин.)

  1. Изучение нового материала.

- Все те слова, которые, по вашему мнению, ассоциируются со словом «семья», верны. Но никто из вас не произнёс такого слова, которое, к слову сказать, тоже имеет отношение к  «семье» - право.

 - Как вы думаете, как слово «право» может быть связано со словом «семья»?

Далее беседа, подводящая к теме урока ( 3 мин.)

Группы выдвигают свои гипотезы, которые могут как подтверждаться, так и опровергаться учителем.

Определение темы урока:

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Учитель помогает обучающимся выдвинуть тему урока. И обучающиеся записывают тему урока в тетради.

- Что вы знаете о семейном праве?

Обучающиеся выдвигают предположения.

 - Известно ли вам, как называется документ, посвящённый урегулированию семейного права?

Один из обучающихся делает сообщение о Семейном кодексе ( 3 мин.)

Работа по презентации + записи в тетради + беседа ( 7 мин.)

  • Принципы семейного права
  • Семейное законодательство в России
  • Порядок заключения и расторжения брака

Физкультминутка ( 2мин.)

Рассмотрение сути брачного договора ( 5 мин.)

 - Взгляните, пожалуйста, на эти фото. Кто на них изображён? Знакомы ли вам эти лица?

Демонстрируются фото звёзд шоу-бизнеса, заключивших брачный контракт.

 - Как считаете, брачный контракт имеет позитивные стороны или несёт лишь негатив?

Работа в группах: выделяют плюсы и минусы и озвучивают их.

 - Да, это действительно так. Но помимо брачного контракта, в семейном праве есть и другие аспекты. Например, такие,  как усыновление и опекунство.

Далее обзорное рассмотрение этих терминов. ( 3 мин.)

  1. Закрепление темы ( 3 мин.)

- А теперь самое время убедиться, что мы с вами эффективно и плодотворно провели время. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Обучающиеся отвечают.

 - Мы обсудили сегодня с вами такой неприятный во всех отношениях процесс как расторжение брака. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы этого избежать?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

  1. Рефлексия. ( 5 мин.)

 - Наш урок мне хотелось бы завершить замечательным стихотворением Таисии Федосиевой:

Не спешите!

Не спешите разводиться, не спешите!
Шквал эмоций в своем сердце потушите.
На весах рассудка точно взвесьте,
хорошо иль плохо, что вы вместе.

Оцените брак ваш зрелым взглядом.
У вас дети?
О них думать надо!
Крах надежд и розовых мечтаний?
Нет семьи совсем без испытаний!

 - Эти слова как нельзя лучше передают ту ситуацию, которая складывается в последнее время, и выражают надежду на то, что всё будет хорошо.

Близится Новый год. Вот уже немного осталось. А как связаны семья и этот замечательный праздник?

Обучающиеся отвечают, что это семейный праздник, когда вся семья собирается вместе в ожидании новогоднего чуда и счастья.

 - Мне хотелось бы,  чтобы вы на  снежинках написали то,  что вы ждёте от Нового года.

Обучающимся раздаются снежинки.

 - И, наконец, я попрошу вас оценить сегодняшнее занятие помощью галочек на доске:

  • Интересно
  • Познавательно
  • Обыкновенно
  • Скучно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принц Уильям и герцогиня Кейт

Слайд 2

Том Круз и Кэти Холмс

Слайд 3

Анджелина Джоли и Бред Питт

Слайд 4

Марина Анисина и Никита Джигурда

Слайд 5

Евгений Плющенко и Яна Рудковская


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейное право

Слайд 2

Семейные отношения как предмет правового регулирования Любое общество, любое государство стремиться к установлению определенных обязательных для всех правил поведения в том числе и для семьи Система правил поведения, регулирующих семейные отношения, образуют одну из отраслей российского законодательства – семейное право. Но не всё так просто…

Слайд 3

В статье второй Семейного кодекса Российской Федерации предметом регулирования семейного законодательства являются три пункта. Не все семейные отношения могут быть упорядочены при помощи правовых норм. Из всех отношений, существующих в семье, семейное законодательство выделяет лишь только те, которые могут подлежать правовому регулированию

Слайд 4

1) Условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным 2) Личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренными семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами 3) Формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья).

Слайд 5

Брак. Порядок заключения и расторжения брака Брак представляет собой юридически оформленный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаим­ные личные и имущественные права и обязанности. Брачный возраст установлен как для мужчины, так и для женщины - 18 лет. В этом возрасте лица достигают определённой степени физической и психической зрелости и становятся полностью дееспособными. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить регистрацию брака по достижении 16 лет. Только с момента государственной регистрации заключения брака у супругов возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Слайд 6

Если супруги не имеют общих несовершеннолетних детей и оба согласны на развод, они могут подать совместное заявление в загс. Расторгается брак через месяц после подачи заявления. Брак может быть прекращен и при жизни обоих супругов путём его расторжения по заявлению одного или обоих супругов (развода). Развод представляет собой юридический акт, прекращающий правовые отношения между супругами. Суть административного порядка расторжения брака состоит в том, что брак расторгается органами загса по заявлению разводящихся супругов без решения суда

Слайд 7

В судебном порядке расторжение брака производится: 1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; 2) при отсутствии согласия одного из супругов; 3) в случаях, когда один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).

Слайд 8

Брачный договор Как до заключения брака, так и в любой момент после регистрации брака возможно заключение брачного договора - это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, устанавливающее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения

Слайд 9

Усыновление (удочерение) детей Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновителями (усыновителем) могут быть лица, обладающие качествами, необходимыми для осуществления воспитания и всестороннего развития личности ребёнка, подготовки его к самостоятельной жизни в дальнейшем. В соответствии со ст. 127 СК РФ усыновителями могут быть лица обоего пола, достигшие совершеннолетия, но есть определенные исключения, как например: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, отстраненные от обязанностей опекуна за ненадлежащие выполнение возложенных на него законом обязанностей

Слайд 10

Опека и попечительство над детьми. Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Слайд 11

Права и обязанности опекуна и попечителя в отношении подопечного по существу совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей. Разновидностью договорной опеки (попечительства) выступает приемная семья. Приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре

Слайд 12

Задание для самоконтроля: Попробуйте сформулировать позиции, которые вы бы хотели обозначить в брачном договоре при заключении вами брака, с целью обсуждения их целесообразности и законности на семинарском занятии в аудитории.

Слайд 13

Темы рефератов и эссе : Право, религия, мораль, нравственность, обычаи и традиции и их роль в регулировании брачно-семейных отношений Цели и принципы семейно-правового регулирования Семейный кодекс Российской Федерации Личные права и обязанности супругов Родительское право на воспитание своих детей: сущность понятия и границы ответственности Правовые последствия усыновления/удочерения для детей и их усыновителей и их родственников Опека и попечительство как формы социальной поддержки детей-сирот Ребёнок приёмной семье

Слайд 14

Литература Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. – М., 2011. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 280 с. Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 393 с. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. – 300 с. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»

Кунспект к открытому занятию по элективному курсу по алгебре для 9 класса "Функции и их графики" содержит материал по повторению графиков различных  функций, помогает глубже рассмотреть график фу...

Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»

Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...