внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

Михайлуца Татьяна Юрьевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnogo_povedeniya_programma.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова

  Принято

  на педагогическом совете  

  протокол № ____

  от «___» _________2014 г.                                                  

               Утверждаю

            Директор МАОУ СОШ №1 им.         Героя Советского Союза В.П. Чкалова

            ______________С.В. Гридасова

           «____» ________________ 2014 г.  

          Пр. №____ от «___» _____ 2014 г.

        Программа

по внеурочной деятельности

«Азбука безопасного поведения»

Автор – составитель:

Бединова Татьяна Юрьевна, учитель

Английского языка МАОУ СОШ №1

им. Героя Советского Союза В.П.Чкалова

        Хабаровск, 2014г.

  1. Пояснительная записка

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасного поведения».

Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасного поведения» для 3 класса МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность данной программы

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.

В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Новизна

Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Азбука безопасного поведения ». Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.

Назначение программы

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в третьем классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Рабочая программа  класса рассчитана на 68 часа по 2 часа в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности.    

  1. Ожидаемые результаты:

Личностные

Самоопределение

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.        

Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

Коммуникативные

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника.

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» ученик должен:

Знать:

 -  основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

 -  иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

 -  элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

 - основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

 -  ведения здорового образа жизни;

 - действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-  пользования бытовыми приборами;

 - использования по назначению лекарственных препаратов;

 -  пользования бытовыми приборами;

 - соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

 - соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

 - соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое

  время года;

 - оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

-  вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

 соответствующих служб экстренной помощи.

        

  1. Содержание курса внеурочной деятельности « Азбука безопасного поведения»

1. Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

2. Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности».

Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

3. Опасные ситуации социального и бытового характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

4. Дорожно-транспортная безопасность

Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

5.Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Опасные ситуации природного характера

1.

Мы – путешественники!

1

2.

«Не трогай нас!» отдыхаем без опасности.

1

3.

Опасные растения и грибы.

1

4.

«Осторожно – лето!»

1

5.

Понятие чрезвычайной ситуации

1

6.

Что такое авария

1

7.

Что такое катастрофа

1

8.

Что такое стихийное бедствие

1

9.

Что такое смерч

1

10.

Правила безопасного поведения в лесу

1

11.

Правила безопасного поведения на воде

1

12.

Правила безопасного поведения на льду

1

Основные ситуации техногенного характера

13.

Правила пожарной безопасности

1

14.

Причины возникновения пожаров

1

15.

Виды пожаров. Природные пожары

1

16.

Способы тушения пожаров

1

17.

Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.

1

18.

История пиротехники

1

Опасные ситуации социального и бытового характера

19.

Один дома.

1

20.

Звонок в дверь, звонок по телефону.

1

21.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1

22.

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми

1

23.

Детские игры со спичками

1

24..

Меры предосторожности при обращении с огнем

1

25.

Опасность неисправных электроприборов

1

26.

Меры безопасности при пользовании электрическими приборами.

1

27.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1

28.

Опасность при обращении с острыми предметами.

1

29.

Причины бытового травматизма среди детей

1

30.

Меры предупреждения бытового травматизма

1

31.

Опасность при обращении с предметами  бытовой химии

1

32.

Урок обобщение.

1

        Дорожно-транспортная безопасность

33.

Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.

1

34.

Правила поведения в зоне жилых домов.

1

35.

Один на дороге

1

36.

Мы на загородной дороге

1

37.

Переход дороги при плохих погодных условиях.

1

38.

Правила поведения на дороге во время гололёда.

1

39.

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

40.

Транспортные средства

1

41.

Краткая история колеса

1

42.

Краткая история автомобиля.

1

43.

Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто

1

44.

Что такое Автозавод?

1

45.

Краткая история возникновения общественного транспорта.

1

46.

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?

1

47.

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?

1

48.

Что такое правостороннее движение

1

49.

Тротуар – дорога для пешеходов

1

50.

Внимательный пешеход.

1

51.

Транспортные и пешеходные светофоры.

1

52.

Роль светофоров в организации движения.

1

Подготовка к активному отдыху на природе

53.

Природа и человек

1

54.

Виды активного отдыха на природе.

1

55.

Отдыхаем всей семьей!

1

56.

Топографическая карта – что это?

1

57.

Экстремальные ситуации. Скажем панике – нет!

1

58.

Соблюдаем правила дисциплины на природе

1

59.

Что делать если вы заблудились

1

60.

Правила поведения в незнакомой местности.

1

61.

Что такое маршрут и какие бывают виды маршрута?

1

62.

Способы определения сторон горизонта

1

63.

Для чего нам нужен компас?

1

64.

Поход. Правила группового похода

1

65.

Солнечный удар и его причины

1

66.

Оказание помощи при солнечном ударе

1

67.

Укусы насекомых. Помощь при укусах насекомых

1

68.

Учимся разводить костер.

1

Итого

68 часов

  1. Материально-техническая база

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасного поведения» желательно наличие:

Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК, спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
  3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
  4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
  6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
  8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
  9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 3 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...