Работа с одарёнными детьми
план-конспект урока (5 класс) на тему

Работа с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дом детского творчества

   

 Новые формы и методы работы  с  одаренными  детьми.

                                              Автор разработки

Ирина Ваисовна Лучезарнова

педагог доп.образования

руководитель ДОО «Репортёр»

                                               Димитровград -2014

        Педагогическое мастерство   в процессе работы с одаренными детьми   заключается в его умении максимально выявлять индивидуальные  возможности и личные интересы учащихся с целью повышения эффективности усвоения  ими программного материала.

Одно их главных направлений работы с одаренными  детьми заключается в создании условий для оптимального развития детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент может еще не проявляться, а также просто способных детей, в отношении которых должна вестись серьезная работа на качественное развитие их способностей. Такой подход к учащимся возможен только на личностно – ориентированных занятиях, которые являются комплексной, гибкой, вариативной  системой, направленной на работу не столько с группой , сколько с каждым учеником как  индивидуальностью. Цель таких занятий в группах ДОО «Репортёр»  – раскрытие потенциальных возможностей  каждого ученика, его субъектного опыта, уникального и неповторимого, с помощью  которого  можно  быстрее  и  качественнее  добиться  усвоения  знаний, умений  и  навыков.

       Использование  технологии  проведения  личностно – ориентированных  занятий  взаимовыгодно  для  ученика  и педагога .  

     Для раскрытия и развития индивидуальных возможностей каждого одаренного  ребенка необходимо строить обучение по интегрированному типу, где есть место разным  видам учебной деятельности и реализуется право ученика на выбор любого из них. Видами учебной деятельности

В ДОО «Репортёр» уже 4 года снимают творческие  проекты, компьютерные  презентации, игровые учебные фильмы , которые   организует  с  учетом  конкретных  целей  и  задач.

Жанры: игровое кино, документальное кино, исследовательские проекты, творческие лаборатории.

                                  Использование  компьютерных  технологий:

               Работа в  ДОО «Репортёр»  предполагает  формирование  ключевых  компетентностей  старшеклассников: самообразовательных, исследовательских, проектировочных. Их  становление  и  развитие  осуществляется  посредством  включения  старшеклассников  в  проектировочную  и  исследовательскую  деятельность.

Проектное  занятие: Живой словарь»   .

      В  качестве  проекта  ученикам  предлагается  на  основе  комплекса  источников  и  дополнительной  литературы  по  определенной  теме  самостоятельно  фильм

I этап:  Формулировка  темы.

II этап:  Деление  учащихся  на  учебные  группы  и  отбор  материала.  

                                 Алгоритм  работы  групп:                                                                                                                1. Формулировка  заголовка  и  плана  фильма

2. Составление  небольшого  авторского  текста.

3. В  любой  форме  раскрытие  событийно – синхрологического  ряда.

4. Отбор  материала  для  рубрик: «это  интересно», «словарь», «как  Вы  думаете…», «историческая  личность» и  др.

5. Подбор  или  создание  видеоряда фильма.

        

.

 Проектное  занятие:    «Диалог  культур».

     Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения  и презентации проекта (,документальное кино, зарисовка, игровое кино , программа    и  т.д.)

Проекты  могут  быть  как  групповыми, так  и  индивидуальными.

       В описанных выше моделях занятий по тележурналистики в ДОО «Репортёр»  акцент  переносится  с  воспроизведения  готовых  знаний на обучение школьников приемам самостоятельного поиска знаний, формирование  их  интеллектуальных, коммуникативных  и  оценочных  суждений.

      Таким  образом, суть  проектной  деятельности  старшеклассников  состоит  в  том, что  ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты  и т.д.

Проектная деятельность дает возможность учащимся проживать конкретные ситуации, приобщает их к проникновению вглубь явлений, процессов, и «конструирование» новых  объектов, новых  образцов.

      Интерес к глубокому изучению ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ , творческое развитие  личности, развитие  элементов  исследовательской  культуры  осуществляется  посредством  организации  профессионально  ориентированной  исследовательской  деятельности  школьников, которая  ведется  как  на  уроке, так  и  во  внеурочное  время.

              Научно – исследовательская  деятельность  во  внеурочное  время:

     Основными  видами  исследовательской  деятельности  

      Для  того, чтобы  данные  виды  исследовательской  деятельности  учащихся  реализовывались  эффективно, необходимо:

1.Предварительно  подготавливать  этапы исследовательской  деятельности.

2.Руководить  работой  ученика, причем  это  должен  осуществлять  грамотный  и  профессионально  подготовленный  учитель – наставник.

3.Проводить  экспертизу  как  самой  работы, так  и ее  защиты.

      При  работе  с  одаренными  детьми  необходимо  постоянно  активизировать  их  

познавательную  деятельность  в  учебном  процессе  посредством:

  • работы  по  развитию  абстрактно – понятийного  способа  мышления;
  • приемов  и  техники, направленных  на  творческое  применение  учащимися  накопленных  знаний;
  • инновационных  игр.

ПОПС – формула.

Предлагается  написать  четыре  предложения  по  предложенной  теме, выразив  собственную  позицию:

П – позиция («Я  считаю, что…»)

О – обоснование («Потому, что…»)

П – пример («Я  могу  доказать  это  тем, что…»)

С – суждение («Исходя  из  этого, я  делаю  вывод  о  том, что…»)

Синквейн.

 Синквейн – нерифмованное  пятистрочие, составленное  по  строгим     правилам:

  • первая  строка  заключает  в  себе  слово, обычно  существительное  или местоимение, которое  обозначает  предмет  или  объект, о  котором  пойдет речь;
  • вторая  строка  содержит  два  слова – чаще  всего  прилагательные  или причастия. Они  дают  описание  признаков  и  свойств  выбранного  для  синквейна  предмета;
  • третья  строка  образуется  тремя  глаголами  ил  деепричастиями, описывающими  характерные  действия  заданного  предмета;
  • четвертая  строка – это  фраза  из  четырех  слов, которая  выражает  личное отношение  автора  синквейна  к  описываемому  предмету;
  • в  пятой  строке  содержится  одно  слово, характеризующее  суть  предмета.

Инновационные  игры (сюжетно – ролевые, тренировочные, рубежные  игры, игровые  задания).

Например:   Сюжетно – ролевые   игры  могут принимать различные  формы: журналистское  расследование, научная  конференция  и  т.д.

                        Сюжетно – ролевые   игры    

                                       

         Деловые  игры                                     научная конференция

                                                                                       

     

       Именно  игра – это  самая  свободная, естественная  форма  погружения  человека в  реальную  или  воображаемую  действительность  с  целью  ее  изучения, проявления «Я», творчества, активности, самостоятельности  и  самореализации. Следует отметить некоторые  функции  игры:

  • коммуникативная – освоение  диалектики  общения;
  • игротерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других  видах  жизнедеятельности;
  • диагностическая – определение отклонений от нормативного поведения, самопознание  в  процессе  игры;
  • коррекция  в  игре – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей  индивида.

       Организация   обучения  в ДОО «Репортёр» призвана  обеспечить  понимание  учащимися  необходимости  развиваться, жить  и  действовать  в  условиях  нового  общества, в  котором  на  первый  план  при  оценке  личности  выйдут  уникальные, прежде  всего  творческие  и  интеллектуальные, способности  учащихся.

                       

                                                  Литература.  

Вяземский Е.Е., Стрелова Практическое  пособие  для  учителей. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.

Кларин М.В.  Инновации  в  обучении: метафоры  и  модели. Анализ  зарубежного  опыта.  М., 1997 г.

Короткова М.В. Методика  организации  игр  и  дискуссий .- М., 2003 г.

Ксензова Г.Ю.  Перспективные  школьные  технологии. - М., 2001 г.

Поташник М.М., Левит М.В. Как  подготовить  и  провести  открытый  урок. – М., Педагогическое  сообщество. – 2003 г.

Селевко Г.К.  Современные  образовательные  технологии. – М., 1998 г.

Сластёнин В.А., Подымова Л.С.  Педагогика: инновационная  деятельность. - М., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...