Пояснительная записка описания опыта работы "методический семинар"
материал на тему

Штейнер Елена Борисовна

Пояснительная записка содержит опыт работы. Конкурное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года Дона - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Дона» 2016

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Малеванная Елена Борисовна.,

учитель географии,

МБОУ Маньковской СОШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Опыт использования технологии развития критического мышления  для  формирования познавательной учебной деятельности на уроках географии»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по использованию технологии развития критического мышления для формирования познавательной учебной деятельности на уроках географии. (Слайд 2)

(слайд 3 ) Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

(Слайд 4) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.

  (Слайд 5)   Изучая массовый  опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования познавательной  деятельности   обучающихся в учебно - воспитательном процессе.

   Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

Поиск эффективных  способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

   

(Слайд 6) Достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

 (Слайд 7) Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

(Слайд 8) Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

(Слайд  9) Цель и задачи педагогического опыта.

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

Хочу заметить, что  мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД .(слайд 10)

(Слайд  11) Познавательные УУД.

(Слайд 12-14)Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.

Слайд 15 Условия эффективности педагогического опыта: 

-здание образовательного учреждения, набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, 

-уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

-Материально-техническое оснащение образовательного процесса 

-укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:

-  помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и  мастерские), 

-информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,  оборудованными читальными залами и книгохранилищами

-Организация дополнительных выездных занятий в музеи

 - цифровые образовательные ресурсы, наличие выхода в интернет

 -наличие интерактивной доски, проектора.

Приемы технологии критического мышления применяемые при формирование познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

(Слайд 16)Прием «Контур - символ»  формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.

 (слайд 17  )Прием «Синквейн» используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

(Слайд 18) Наиболее продуктивной на уроках географии считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  географии очень  актуально использовать приемы технологии развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся.

(Слайд 19-20)   Результатом работы, считаю участие обучающихся  5-11 классов в олимпиадах по географии, также 100% уровень успеваемости обучающихся и средний показатель качества- 62%.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки,  труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

(Слайд 21) Используемые ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к методическому семинару

Краткая пояснительная записка...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методическому семинару...

пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методичекому семинару...

пояснительная записка в методическому семинару

использование ИКТ на уроках англ языка...

пояснительная записка к методическому семинару

В пояснительной записке представлен материал к презентации для методического семинара....

Пояснительная записка к "Методическому семинару"

Пояснительная записка к "Методическому семинару"...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к семинару "учет индивидуальныхх психофизиологических особенностей"...