Эссе на муниципальный этап конкурса "Учитель года - 2016"
материал на тему

конкурсное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-uchitel.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Учитель и ученик. История нашего успеха»»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если   учитель      имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

                                                                                                            Л. Толстой

        У меня очередное родительское собрание. Сколько их прошло! Мои дети уже в 11 классе. Мне казалось, что встреча с родителями играет решающую роль в моей работе с детьми. Но со временем я пришла к выводу, что быть один на один с учениками намного ответственнее, чем со взрослыми.

        Вот заходит в класс папа Юры Иванова, очень ответственный работник, заботливый отец. Сын похож на него. А вот слышу взволнованный голос мамы Кати Мищенко. Она предприниматель, человек всегда очень занятый, придерживающийся преимущественно только своего мнения, не считаясь с окружающими. Эта самоуверенность свойственна и дочери.

        Это взрослые, состоявшиеся люди. Их дети наследуют черты характера своих родителей. А я несу ответственность за воспитание детей. Я – учитель. И всегда хотела им быть.

 О другой профессии даже и не мечтала. Школа и семья – моя жизнь.  Вокруг меня дети, и каждый из них – это своеобразный мир мыслей, чувств, интересов, переживаний, тревог, радостей.

        На 4 курсе я впервые попала на школьную практику к ученикам начальных классов. Они всегда были рады встрече со мной, общение с ними доставляло мне огромное удовольствие.  На 5 курсе я вновь практика. Старшеклассники.  Ребята с интересом работали на моих уроках. Именно тогда я поняла, что не ошиблась в выборе профессии.

         И вот я в школе! Мой первый урок, и улыбающиеся лица детей.  Вижу их распахнутые удивленные глаза.  Так хочется дарить им что-то новое и интересное.

        Наполняется класс родителями. Вижу: явка почти сто процентов. Возбужденно обсуждают между собой происходящее в мире, жизненные трудности.

        Мои мысли уносят меня к моим трудностям, которые приходится испытывать в работе, а это оказывает добрую услугу в приобретении педагогического мастерства

Я уже пятнадцать лет с детьми… С самыми разными: одаренными и чуть ленивыми, жизнерадостно-веселыми и немного стеснительными, спортивно-активными и унылыми молчунами. Каждому надо отдать частичку своего сердца и души, чтобы найти и раскрыть то зернышко, которое потом прорастет и поможет школьнику стать достойным, настоящим человеком. 

И теперь, когда вхожу в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких и больших побед, которые обязательно должны быть, иначе мой труд не имеет смысла. Я верю в возможности каждого ученика и помогаю найти свое место в жизни.

А трудности… Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту невидимую связь, и тебя наполняет чувство восторга от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете. 

Я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в учителе, прежде всего взрослого друга и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться и любить своих учеников, каким бы он ни был. Любить своих учеников - это еще и верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив по-своему  и в своем! Я верю в своих учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату. 

«Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу. Я указываю вперед, вперед по отношению к себе и к вам»,- писал Бернард Шоу. Так мы и идем - я и мои ученики: вместе, рядом друг с другом, преодолевая маленькие и большие препятствия, учась друг у друга.                                                                                

На повестке дня нашего собрания очень важный вопрос.

Роль семьи и школы в воспитании и обучении детей, в формировании личности подростка.

С интересом выслушиваю мнение родителей, прихожу к выводу, что их мнение акцентируется на роли учителя, на том, каким он должен быть.

Размышляя о своем профессиональном предназначении, я периодически задаю себе вопросы: «Какой я учитель? Могу ли я называться настоящим учителем?» Без поиска ответов на них нет развития. Уверена, систематическая   педагогическая практика и постоянный самоанализ работы – лучшие инструменты для профессионального роста, имеющиеся в моем распоряжении.    К каждому уроку готовлюсь так, чтобы он был увлекательным, методически правильным. Урок - это спектакль, его конспект - сценарий. А учитель, несомненно, сценарист, режиссер и актер. Ученикам отвожу роль не пассивных зрителей, а участников действий - актеров. А иначе и быть не может.

Своей задачей считаю   развить активно мыслящего ученика. Пусть он ещё многое не умеет, но если хочет знать, то я должна ему помочь овладеть основами научного познания: обобщать, анализировать, сопоставлять информацию, выделять частные, мелкие, но очень значимые детали. Детская любознательность тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными исследованиями, наблюдениями, опытами. Такие методы позволяют даже в самых обычных предметах и явлениях находить неизвестное, вызывающее интерес и пробуждающее воображение.

   Я учу малышей разговаривать с природой, старшеклассников – её понимать. И всех – любить окружающий нас мир. Природу нельзя подчинить себе, просто так – её нужно исследовать. Каждая сторона жизни загадочна, важна и необходима.

На своих уроках я не только учу, но и учусь сама, как правильнее строить процесс воспитания души и сердца детей. Каким вырастет в будущем ребенок, многое зависит от нас, учителей. Жизнь стремительно меняется, современная педагогика и методика вносят новые требования. Появляются педагогические технологии. Ни один последующий день учителя не похож на день вчерашний. Необходимо всегда оставаться интересным для учеников, быть генератором идей, вечным двигателем. Быть учителем – это постоянно быть в поиске, какого-то интересного дела. Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют быть молодым душой и никогда не уставать от идей. 

Подходит к концу оживленное собрание, равнодушных нет, родителями проявлена необыкновенная активность в высказывании своих мнений, советов, в обмене жизненным опытом.

А я прихожу к выводу, что профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. От того как педагог будет думать, жить, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это эталон жизни. На него равняются ученики. Но сегодняшнее время многие ценности пересмотрело и изменило. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, не воспринимаются. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, ответственных молодых людей. Оно предъявляет, конечно, высокие требования к ним, но именно учитель должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Самопрезентация учителя музыки в рамках школьного этапа муниципального конкурса "Учитель года - 2016",часть - 1часть - 2...

Портфолио участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"

Размещены достижения учащихся и учителя, участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"...

Эссе участника муниципального этапа конкурса "Учитель года"

Эссе участника конкурса в номинации "Учитель здоровья"...