Муниципальный этап "Учитель года 2020" эссе на тему: "Я - педагог"
статья

Сагайдак Юлия Владимировна

Эссе на тему: "Я - педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_yu.v.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Я – педагог.

   Призвание. У каждого оно свое, собственное.  Главное найти его, и тогда, любой реализует себя и достигнет успеха. С призванием, на мой взгляд, неразрывно связан выбор профессии – самый значимый выбор в жизни. Что же влияет на это? А влияет на этот выбор очень многое: характер, склонности, и, конечно же, мечта, которая манит и зовет, рисуя заманчивые перспективы нашего будущего. Такой мечтой для меня являлась профессия педагога. Человека, который может показать себя с творческой стороны, каждый раз примеряя на себя различные роли. Человека, постоянно находящегося в окружении детей. Я всегда любила детей и мечтала их учить.

   В моей семье нет педагогов, но волей судьбы я стала учителем. Видимо, это во мне заложено еще с раннего возраста, со школьной скамьи. С уважением вспоминаю своего учителя биологии, талантливого педагога Полякову Светлану Викторовну. Тактичная, воспитанная, грамотная учительница, ее уроки я впитывала, как губка. У меня сохранилась в сердце светлая и добрая память о прекрасных людях, моих учителях, которые отдали нам частицу своей души. Быстро пролетели школьные годы. Вот и выпускной бал, я на пороге выбора профессии, самостоятельной жизни. Мне предстояло сделать очень ответственный шаг, потому что профессия учителя – одна из самых важных и сложных на свете. Она не всем по плечу, так как, в моем понимании, педагог – это не урокодатель, не репетитор, учитель – это духовный наставник. Так и хочется написать это слово с заглавной буквы. Каждый день, заходя в класс, учитель должен заботится обо всем и делать это с улыбкой.

   И вот первый школьный день. Мое первое сентября. Первый рабочий день – новая жизнь. Школьный праздник Знаний, а я на нем ведущая. Вот это денёк! Так я начала свою трудовую деятельность учителем биологии и химии в МБОУ ИООШ №21. Вспоминаю сейчас этот день, полный волнений, переживаний, трепета и в тоже время радости и счастья. Я могу гордиться собой, что все это пережила, и в памяти остались только положительные эмоции.   С первых уроков я поняла, что учитель – это не просто профессия. Это состояние души, образ жизни. Учитель – это личность, находящаяся в гармонии с собой и с окружающим миром. Это теплая любовь к тому, чем ты занимаешься. Да, я люблю свою работу и свою маленькую школу. Если бы у меня спросили, какая школа самая лучшая, я бы ответила: «Лучшая та, в которой работаю».

Здесь каждый класс, каждая половица – всё знакомое, уютное  и уже для меня родное.  За что я люблю свою работу? За бессонные ночи? За бесконечные переживания? Нескончаемые шум и гомон? Наверное, и за это. А главное, за то, что можно помочь детям, наполнить добротой каждое мгновение их жизни. Потому что именно они, непослушные, неугомонные, дают  силы и веру в будущее своей открытостью, простодушием и непосредственностью. Спросите, где же черпать вдохновение? В  детских глазах, смотрящих на тебя.

   Я считаю, что любовь к человеку – это главное, что должно присутствовать в современной системе образования. Радует, что сегодня школа объявляет главной ценностью душу живую – ученика. Важно не только проникнуть в мир ребенка, важно не сломать мир его души. Если он пустил тебя в этот мир, доверил – не сломай. Ты куешь этого ребенка, ты растишь его вместе с родителями, но это не значит, что ты должен ему что-то навязывать. Да, ты должен корректировать, что-то подсказывать, помогать, чтобы он вышел на нужное, правильное направление. Но нельзя, на мой взгляд, научить всему, нужно помнить, что всякое знание относительно. Нужно вести диалог с воспитанником. Я учу его, а он одновременно учит меня. И для меня, как педагога, как человека, это очень важно.

   Перечитывая «Уроки французского» В.Распутина, я задумалась о том, что автор действительно прав, говоря, что с годами учителя черствеют душой, жестким становится учительский взгляд. Страшно становится от этой правды. Осознаю, что и сама иногда замечала, как некоторые педагоги старались прикрыть себя, приглушить свои чувства. Я не хочу, чтобы со мной такое случилось. Я постараюсь всегда быть открытой детям, нести им только добро. Как сказал К.Роджерс, «...Человек есть не то, что он есть, а то, чем он может стать».  Поэтому педагог не имеет права ошибаться, как бы он ни мучился сомнениями, он призван быть опорой ученика. Профессия такая!

  Я стараюсь принимать детей такими, какие они есть. Признаю право ученика на свое собственное мнение, отличное от моего (только умей отстоять его!) и  право на ошибку. Школа должна стать школой для каждого, поэтому обязательно дифференцированное обучение. Слабо успевающий ребенок не должен чувствовать себя ущербным, он должен стремиться к улучшению собственных результатов. Я применяю в практике элементы технологий, сберегающих здоровье, создаю условия психологического комфорта для учеников и для себя. Дети чувствуют заботу и интерес к себе и тянутся к учителю. Рождаются доверительные отношения. Они-то помогают потом создать атмосферу творчества и на уроке, и вне его. Школьники четко улавливают, нравится учителю то, чем он занимается, или нет. Они никогда не поддержат то, что сам делаешь через силу. Я люблю игру, увлекаюсь ею, неважно какой – волейбол это, спортивные эстафеты, где моя команда рвет своих противников, а я, капитан, кричу изо всех сил, подбадривая своих, или это учебная игра на уроке. Игре в школе быть! Она может научить всему: наблюдательности, чуткости, ловкости. Поможет раскрыться тихоням. Развивает интуицию, учит общаться.

   Общение с учеником очень важно для меня. Сочувствие, понимание состояния своих воспитанников, интерес к их собственным наблюдениям помогает мне создать на уроке атмосферу, рождающую диалог. Это общение с текстом, учителем, одноклассниками. Это умение отстаивать свою позицию и принимать чужую. Нужно учить иметь свою точку зрения по любому вопросу (и у учителя она должна быть прежде всего!). Нужно учить замечать чужое слово.  Мне хочется, чтобы на уроке был обмен точками зрения. Важно осознание ребятами того, что полученные знания и окружающий нас мир не могут лежать в разных плоскостях. Нужно уметь применять в жизни то, что познал. Необходимо научить ребят взаимодействовать в команде. Вместе с моими учениками мы принимали участие в районном слете юных экологов. Наша команда успешно выступила, завоевала несколько грамот. Наш первый совместный успех доказал действенность избранных мною методов и приемов педагогической деятельности.

  В настоящее время усложняется социальная среда обитания человека, что предъявляет к нему новые, более высокие требования. Школа должна подготовить выпускника к активной полноценной жизни в современном обществе. Поэтому на своих уроках я стараюсь учитывать особенности каждого ребенка, ведь каждый человек – личность. У любого школьника индивидуальны такие характеристики как память, мышление, воображение, наблюдательность. Все это сказывается на учебной работе. В больших школах, несомненно, труднее осуществлять индивидуальный подход в обучении. В моей маленькой основной школе индивидуальный подход реализуется успешно. Я стараюсь спрашивать ребят в той форме, какая им больше подходит. Это может быть фронтальный опрос или групповая работа,  самостоятельная или индивидуальная. Таким образом, при подготовке урока я подбираю различные варианты учебного материала и заданий с тем, чтобы обеспечить оптимальные методы и виды учебной деятельности, чтобы каждый ученик смог работать быстро и качественно. Это приводит к тому, что сокращается время на выполнение задания. Подобный подход  позволяет успеть сделать на уроке гораздо больше. Кроме того, успешное и быстрое выполнение заданий создает ситуация успеха для ученика, следовательно у них вырабатывается уверенность в своих силах, повышается самооценка, что положительно сказывается на интересе к предмету.

    В заключение сказанного хочу привести строки В.Троицкого, на мой взгляд,  наиболее полно и точно передающие мои чувства и мысли. Я осознаю, сколь многому мне еще предстоит научиться, знаю, что путь педагога всегда тернист, но я уверена, что свой выбор я сделала на всю жизнь:

Я люблю даже вас, слабыши и лентяи,

Хоть немало, признаюсь, от вас перенес,

Даже вас, шалуны, даже самых отчаянных,

Доводящих до скрытых мучений и слез.

Вы сейчас не поймете, как ночью бессонной,

Не успев отдохнуть за отведенный срок,

Я сижу над тетрадью, усталый, влюбленный

В наш грядущий и вам неизвестный урок...

Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

Но когда расцветут ваши милые лица

И живым любопытством глаза озарит,

И в десятках голов моя мысль шевелится,

И в десятках сердец мое сердце стучит,

Счастлив я и готов к напряженности буден,

Чтоб мечтать и творить, и работать, горя,

Я приветствую вас, мои юные люди,

В этот радостный день, первый день сентября!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...

Разработка выступления на мастер - классе конкурса "Педагог года 2017" на тему: "Читая между строк".

Всегда ли у нас получается понять прочитанное произведение? Вникнуть во все сюжетные линии? Оценить позицию автора, его замысел? Что нужно сделать, чтобы научиться читать великие произведения между ст...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Статья по теме: МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ: АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (28 февраля 2018 года)

Сборник содержит материалы V межрегиональной научно-практической кон-ференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» повопросам организации и реализации методической р...

Открытый урок муниципального конкурса "Учитель года-2020" на тему "В гаванях Афинского порта Прирей"

Изучая новый материал, показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить,  каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в А...