Методический семинар
материал по теме

Клюкина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Системно – деятельностный подход в преподавании

химии в рамках реализации ФГОС

Клюкина О.В.,

учитель химии, МАОУ СОШ№4 г.Ишима

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Слайд1) Сегодня жизнь задает для человека быстрый ритм, все изменяется, и мы должны быть не только сами к этому готовы, но и, главное, подготовить к этим постоянно меняющимся условиям наших детей еще в стенах школы. Большие изменения коснулись и системы образования. В настоящее время уже активно в школу вошли Федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на повышение качества образования.

ФГОС предъявляет высокие требования к результатам обучения выпускников школы. Общество заинтересовано в людях, которые не только обладают большим объемом знании, но и умеют применять эти знания на практике. Возникает вопрос: как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей? (Слайд 2) Решение данной проблемы в полной мере зависит в целом как от системы образования, так и лично от учителя.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход в - это основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. (Слайд3)

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие, такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали  Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и многие др. исследователи).

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Что значит "деятельность"?

Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат- это развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – это создание и организация условий, инициирующих детское действие.

(Слайд 4)

Как получить новый образовательный результат? (Слайд 5).

Для этого нужно определить для себя следующее:

-Зачем учить? (Определить цель)

-Чему учить? (Содержание преподаваемого )

- Как учить? (Используемые методики)?

Задача, стоящая передо мной, как перед учителем, заключается не в максимальной передаче объема знаний, а в том, чтобы научить своих учеников учиться. Научить четко ставить цель и, наметив конкретные шаги для достижения, совершать их. Из пассивного потребителя знаний они должны стать активными субъектами образовательной деятельности, а полученные знания - результатом их собственных поисков. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным. Но для того чтобы это реализовать, нужно определить для самого себя, как построить урок. Какие технологии нужно применять. Современный урок должен выглядеть следующим образом:

(Слайд 6) первый этап- определение темы, постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. На данном этапе мною используются разные типы задания, например: на одном из уроков химии в 8 классе я использовала химическую загадку: 

Из нас не сваришь супа,

Содержим мы гидроксогруппу,

И активного металла

В нашей формуле немало.

Красим лакмус в синий цвет,

Мы опасны, спору нет.

После того, как отгадали  загадку и определили тему урока, по тексту загадки задаю вопросы

(Что мы уже можем сказать об основаниях, пользуясь информацией стихотворения – 1) состоят из металла и гидроксогруппы, 2) окрашивают лакмус в синий цвет, 3)опасные вещества).

При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы. Например: представляю на первом слайде презентации изображение лимона, яблока, муравейника, крапивы и прошу пояснить, по какому принципу объединены данные картинки, что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. А затем учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.

(Слайд7)   Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые,  знакомству с приведёнными  примерами,  их применением. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят или самостоятельно (если тема сложная) «открывает» суть незнакомого школьникам явления, закона природы и показывает, как можно применять полученные знания. На данном этапе я строю работу с использованием учебника. Прошу учащихся проверить правильность сделанных ими выводов. Это стимулирует мотивацию к чтению. Использую карточки с текстом, поработав с которыми, учащиеся должны составить определения понятий или схему, если речь идет о каком- то процессе. Также на данном этапе использую в качестве источника информации опережающие сообщения.

Важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Развивать умение работать по инструкции. Например, на уроке в 10 классе «Витамины» я использовала не информацию учебника, а заранее приготовленный текст. По этому тексту учащиеся должны создать информационный лист (мини проект), пользуясь инструкцией и иллюстративнм материалом. В информационном листе учащиеся представляют информацию о роли витаминов в организме, авитаминозах, гиповитаминозах и где содержится тот или иной витамин. Сложность работы заключается в том, что нужная информация в приготовленном тексте перемещена и если не следовать строго по инструкции, задание будет сложно выполнить. Такой вид работы (мини-проект) предполагает и развитие творчества. Выбор способа расположения информации остается за учащимися, это может быть буклет, просто информационная листовка или коллаж. Создание мини – проектов можно использовать и на уроках обобщения знаний, например в 8 классе после прохождения темы классы неорганических соединений. (Слайд 8).

Но всегда есть темы, вызывающие у учащихся проблемы, в которых самостоятельно разобраться не получается. И тогда, как один из вариантов,  я сама объясняю учащимся  суть процесса, но так,  чтобы это было доступно и понятно, привлекая материал из других предметов.

(Слайд 9).Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Вначале предлагаю ученикам ответить на вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают тестовые задания. Также на данном этапе провожу задания игрового типа.

Игра «Найди родственников»  Из большого количества формул выбрать отдельно кислоты, соли, основания, оксиды, пояснить, на что ориентировались при выборе.

 По такому принципу можно строить разнообразные задания как по химии, так и по биологии

( «Органы цветкового растения» – 6 класс, «Органы пищеварения» - 8 класс).

(Слайд10).Химия - это наука, где большую роль играет эксперимент, опыты, практические работы. Системно – деятельностный подход предоставляет для учителя большие возможности. Каждый урок - это маленькое открытие. На первых уроках учащиеся знакомятся с химической посудой и оборудованием. Простое кипячение воды в пробирке над пламенем спиртовки  вызывает такой восторг, хотя дома данное явление (закипание воды ) они видели не раз. По мере обучения опыты усложняю, делаю их многоступенчатыми (практически осуществить цепочку превращений, при помощи качественных реакций доказать наличие в солях ионов железа +2,+3). На мой взгляд, самостоятельное проведение опыта даёт больше  знаний, чем демонстрация.  Проводя опыты, учащиеся используют все типы восприятия. Ученики  прикасаются к химическому оборудованию, что особенно важно для кинестетиков, смотрят, что происходит – это важно визуалам, читая инструкцию, аудиалы получают информации. А главное, что  учащиеся делают сами, а учитель выполняет  роль координатора. После каждой практической работы обязательное условие – это анализ деятельности и формулировка  выводов.

Результатом  данного этапа  является использование  полученных  знаний для объяснения процессов окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса  как химии, так и  биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

(Слайд11).Последний этап урока посвящен подведению итогов всей работы на уроке. Дети должны осмыслить полученные знания, проанализировать свою деятельность. Этап рефлексии очень важен. Он должен являться обобщением всей работы урока. На данном этапе учащиеся предлагаю такое задание:

 закончи предложение. 1. Сегодня на уроке я узнал…..

2. Для меня было сложно………

3.Над вопросом…    мне нужно еще поработать.

Также на данном этапе урока использую метод «Мишень». Учащиеся анализируют и оценивают урок по пятибалльной шкале.

Домашнее задание  - немаловажная часть урока. В нём выделяю обязательную и вариативную части. Обязательная часть - чтение текста, задания по рабочим тетрадям. Выполнение вариативной части подразумевает использование дополнительных источников информации. Это сообщение, презентации и др.

 Главное в системно – деятельностном подходе - это создание условий  для систематической активизации деятельности учащегося на протяжении всего урока. Ученик должен быть в постоянном поиске информации, а я, как учитель, должна организовать образовательный процесс так, чтобы мои ученики стремились к этим знаниям и не ограничивались информацией,  полученной на уроке. Этому способствует и участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Со своими учениками мы принимаем участие в следующих конкурсах: (Слайд12).

  • Областной конкурс «Живой символ малой родины». Работа Аксентьевой Маргариты - «Горицвет» (первое место) 2015г.
  • Интернет-проект «Путешествие в мир химии». 2015г.
  • Школьная конференция «Естественные науки – основа жизни и здоровья» 2015г.
  • Конкурс «ХимБи» 2015г.

Все методы и приемы, которые я использую на уроках, помогают активизировать мыслительную, познавательную деятельность учащихся, развивать их творческую самостоятельность, повышать интерес к предмету.

     Учащиеся учатся анализировать свои ответы, а также ответы одноклассников. Кроме того,  учатся видеть проблему, корректировать полученные результаты и доказывать свое мнение.

Задача моих уроков – не дать определенный объем знаний, а научить учиться, научить мыслить.

. Если ученик из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащиеся смогли решить ее, совершив для себя открытие.

(Слайд13).Подводя итог, могу сказать: « Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик – это гарантия успеха».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно – деятельностный подход в преподавании химии в рамках реализации ФГОС

Слайд 5

Зачем учить? Чему учить? Как учить?

Слайд 6

Из нас не сваришь супа, Содержим мы гидроксогруппу , И активного металла В нашей формуле немало. Красим лакмус в синий цвет , Мы опасны , спору нет.

Слайд 8

Урок в 8 классе Повторение и обобщение по теме: «Классификация сложных неорганических соединений».

Слайд 10

Фрагменты урока «Смеси, способы разделения» Наблюдение за пламенем горящей свечи.

Слайд 11

Закончи предложение 1. Сегодня на уроке я узнал….. 2. Для меня было сложно……… 3. Над вопросом о….. мне нужно еще поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...