Рабочая программа по индивидуальному надомному обучению 8 класс
рабочая программа (8 класс) по теме

Рабочая программа разработана для индивидуального обучения обучающейся с нарушением интеллекта 8 класса по предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, биология, география и история отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nadomnogo_obucheniya_8_klass.docx127.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с о ОВЗ

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №1

от «26»августа 2016 г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по индивидуальному обучению обучающейся  

  8   класса

 ____________________________

(надомное  обучение).

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Гусейнова Э.Г.

учитель  

надомного обучения

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

         

        Программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных  особенностей обучающейся с выраженным психическим недоразвитием, системным недоразвитием речи, нарушениями моторики.

У  обучающейся  низкий уровень познавательной активности (учебной), мотивационная сфера сформирована не достаточно, не выражено стремление к достижению учебных результатов, преодолению трудностей, характерно избегание. К заданиям интерес неустойчивый, работает в зависимости от настроения и состояния здоровья в конкретный день.

  Работоспособность низкая, темп работы падает, быстро утомляется даже при смене видов деятельности, истощаемый.

Ведущая рука правая.  Моторное недоразвитие, нарушение тонкой моторики, рисунки примитивны, искажены форма и пропорции. Согласованные действия рук не сформированы. Затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев.

Внимание неустойчивое, низкое, объем значительно снижен, переключение и распределение находятся на низком уровне.   Концентрация на   короткий промежуток времени.

Целенаправленная деятельность сформирована слабо, осуществляется только с направляющей, контролирующей помощью взрослого. Самоконтроль в процессе выполнения низкий. Не критична,  ориентирована только на успех. Необходима организующая, стимулирующая и контролирующая помощь со стороны учителя.

Произвольное запоминание затруднено, слуховая память на низком уровне, ведущей системой восприятия является визуальная, ниже – аудиальная.

Обращенную речь понимает, при предъявлении инструкции нуждается в дробном, поэтапном предъявлении. Словарный запас ниже возрастной нормы, фраза простая.

Затруднено использование имеющихся знаний, затруднен перенос полученных знаний и применение их в изменившихся условиях.  

 Анализ и синтез затруднены, доступно простое обобщение, причинно-следственные связи устанавливает с помощью.

         

В программе имеются разделы  по обучению письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, биологии, географии, истории отечества.

                 

          Основной задачей  данной программы является всесторонняя педагогическая поддержка  обучающейся  с   интеллектуальной недостаточностью, что позволяет не только обучать, но и осуществлять различные коррекционные мероприятия по охране здоровья, по развитию сенсорных и моторных функций, предупреждению вторичных отклонений в развитии обучающегося, воспитанию интереса к различным видам  игровой и учебной деятельности.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Под редакцией В.В.Воронковой.  

Рабочая программа по письму и развитию речи

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Письмо и развитие речи".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ Школа №854 (структурное подразделение для детей с ОВЗ), находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  3 часа  в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, итоговая контрольная работа.

Главная цель обучения письму и развитию речи в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.

Учащийся должен:

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления является составной частью учебного процесса и решается при формировании у умственно-отсталого ребенка знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание учебного материала

Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса  начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.

У учащихся закрепляются и совершенствуются графические навыки, уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

1.Повторение.

Предложение. Понятие. Предложение простое и сложное. Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. Однородные члены предложения.

2.Состав слова.

Состав слова. Однокоренные слова. Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Правописание ударных и безударных гласных. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Гласные и согласные в приставках. Приставка предлог. Сложные слова.

3.Части речи.

Понятие о частях речи. Их разнообразие.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Имя собственное. Существительные единственного числа с шипящей на конце. Склонение  имен существительных в единственном числе.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном  числе. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Правописание существительных с шипящей на конце.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными.

Родовые окончания прилагательных. Правописание безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи. Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья, -ье. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.

Личные местоимения.

Личные местоимения как часть речи. Лицо и число местоимений.  Местоимения 3 лица единственного числа. Склонение местоимений 1, 2 и 3 лица. Правописание местоимений с предлогами. Особенность в правописании личных местоимений  3 лица с предлогами.

Глагол.

Глагол как часть речи. Понятие. Значение в  речи. Неопределенная форма глагола. Правописание шипящих на конце слова. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола. Род и число. Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица ед. числа. Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться.

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

4.Предложение.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение нераспространенное и распространенное. Главные члены предложения нераспространенные и распространенные. Запятая при однородных членах предложения. Однородные члены предложения с союзами и без них. Однородные члены предложения нераспространенные и распространенные.

Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Сложное предложение с союзами и, а, но.

5. Повторение.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова.

Правописание безударных окончаний разных частей речи.

Словарь (44 слова).

Работа со словарными словами ведется  в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Абонемент, аэродром, бюллетень, гарнитур, гражданин, демонстрация, искусство, кафе, квитанция, клиент, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, экскаватор, экспедиция, электростанция, эскалатор.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

1

1

I четверть

Предложение

Предложение. Предложение простое и сложное

1

02.09

2

2

Предложение. Предложение простое и сложное

1

03.09

3

3

Сложные предложения с союзами и,а, но и без них

1

04.09

4

4

Однородные члены предложения

1

09.09

5

5

Однородные члены предложения

1

10.09

6

6

Контрольная работа

1

11.09

7

7

Состав слова

Состав слова

1

16.09

8

8

Состав слова

1

17.09

9

9

Гласные и согласные в приставках

1

18.09

10

10

Приставка и предлог

1

23.09

11

11

Сложные слова

1

24.09

12

12

Контрольная работа

1

25.09

13

13

Части речи

Части речи

1

30.09

14

14

Имя существительное. Собственное и нарицательное

1

01.10

15

15

Имя существительное. Собственное и нарицательное

1

02.10

16

16

Существительные единственного и множественного числа с шипящей на конце

1

07.10

17

17

Существительные единственного и множественного числа с шипящей на конце

1

08.10

18

18

Существительные единственного и множественного числа с шипящей на конце

1

09.10

19

19

Склонение имен существительных в единственном числе

1

14.10

20

20

Склонение имен существительных в единственном числе

1

15.10

21

21

Склонение имен существительных в единственном числе

1

16.10

22

22

Проверочные слова

1

21.10

23

23

Контрольная работа

1

22.10

24

24

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

1

23.10

25

25

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

1

28.10

26

26

Существительные с шипящей на конце

1

29.10

27

27

Существительные с шипящей на конце

1

30.10

28

1

II четверть

Имя прилагательное. Грамматические признаки

1

11.11

29

2

Согласование прилагательных с существительными. Родовые окончания прилагательных

1

12.11

30

3

Согласование прилагательных с существительными. Родовые окончания прилагательных

1

13.11

31

4

Согласование прилагательных с существительными. Родовые окончания прилагательных

1

18.11

32

5

Проверка безударных окончаний прилагательных

1

19.11

33

6

Проверка безударных окончаний прилагательных

1

20.11

34

7

Проверка безударных окончаний прилагательных

1

25.11

35

8

Контрольная работа

1

26.11

36

9

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

1

27.11

37

10

Склонение прилагательных женского рода на -ья

1

02.12

38

11

Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи

1

03.12

39

12

Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи

1

04.12

40

13

Личные местоимения. Грамматические признаки

1

09.12

41

14

Лицо и число местоимений

1

10.12

42

15

Местоимения 3-го лица единственного числа

1

11.12

43

16

Склонение местоимений 1-го лица

1

16.12

44

17

Склонение местоимений 2-го лица

1

17.12

45

18

Склонение местоимений 3-го лица

1

18.12

46

19

Контрольная работа

1

23.12

47

20

Повторение

1

24.12

48

21

Повторение

1

25.12

49

1

III четверть

Глагол

1

13.01

50

2

Глагол

1

14.01

51

3

Неопределенная форма глагола

1

15.01

52

4

Неопределенная форма глагола

1

20.01

53

5

Правописание шипящих на конце слова

1

21.01

54

6

Правописание шипящих на конце слова

1

22.01

55

7

Изменение глаголов по временам

1

27.01

56

8

Изменение глаголов по временам

1

28.01

57

9

Прошедшее время глагола, род и число

1

29.01

58

10

Прошедшее время глагола, род и число

1

03.02

59

11

НЕ с глаголами

1

04.02

60

12

НЕ с глаголами

1

05.02

61

13

Изменение глаголов по лицам и числам

1

10.02

62

14

Изменение глаголов по лицам и числам

1

11.02

63

15

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1

12.02

64

16

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1

17.02

65

17

Глаголы 3 лица

1

18.02

66

18

Глаголы 3 лица

1

19.02

67

19

Правописание глаголов оканчивающихся на -тся и - ться

1

24.02

68

20

Правописание глаголов оканчивающихся на -тся и - ться

1

25.02

69

21

Диктант

1

26.02

70

22

Изменение глаголов по лицам и числам

1

02.03

71

23

Изменение глаголов по лицам и числам

1

03.03

72

24

Безударные личные окончания глаголов

1

04.03

73

25

Безударные личные окончания глаголов

1

09.03

74

26

Глаголы II спряжения

1

10.03

75

27

Глаголы II спряжения

1

11.03

76

28

Глаголы I спряжения

1

16.03

77

29

Глаголы I спряжения

1

17.03

78

30

Глаголы I спряжения

1

18.03

79

31

Проверочная работа

1

23.03

80

32

Повторение

1

24.03

81

33

Обобщающий урок

1

25.03

82

1

IV четверть

Глаголы I и II спряжения

1

06.04

83

2

Глаголы I и II спряжения

1

07.04

84

3

Глаголы I и II спряжения

1

08.04

85

4

Глаголы I и II спряжения

1

13.04

86

5

Проверка безударных окончаний и глаголов

1

14.04

87

6

Проверка безударных окончаний и глаголов

1

15.04

88

7

Диктант

1

20.04

89

90

8

9

Предложение

Предложение

Простое предложение: нераспространенное и распространенное

1

1

21.04

22.04

91

10

Простое предложение: нераспространенное и распространенное

1

27.04

92

11

Простое предложение: нераспространенное и распространенное

1

28.04

93

12

Запятая при однородных членах предложения

1

29.04

94

13

Запятая при однородных членах предложения

1

04.05

95

14

Запятая при однородных членах предложения

1

05.05

96

15

Запятая при однородных членах предложения

1

06.05

97

16

Обращение

1

11.05

98

17

Обращение

1

12.05

99

18

Обращение

1

13.05

100

19

Сложные предложения

1

18.05

101

20

Сложные предложения

1

19.05

102

21

Сложные предложения

1

20.05

103

22

Диктант

1

25.05

104

23

Упражнения на закрепление

1

26.05

105

24

Упражнения на закрепление

1

27.05

В  конце учебного курса по русскому языку 8 класса

Учащийся должен уметь:

-писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

-различать части речи;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

-писать изложение и сочинение;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться  словарем.

Учащийся должен знать:

-части речи;

-наиболее распространенные правила правописания слов.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.

2. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

3. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012. – 263 с.

4. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.ЯКудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.

Рабочая программа по чтению и развитию речи

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Чтение и развитие речи".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ Школа №854 (структурное подразделение для детей с ОВЗ), находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  2 часа  в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, итоговая контрольная работа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе программ 
специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Учащиеся  должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематика изучаемых произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А.Некрасова, И.С. Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова,  В.Г.Короленко.

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, С.А. Есенина, Р.И.Фраермана, А.Т.Твардовского, К.Г.Паустовского, Л.А. Кассиль В.М.Шукшина.

  1. Устное народное творчество.

Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо". В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень». Былины. Былина «Добрыня и змей».

  1. Произведения русских писателей XIX века.

А. С. Пушкин. Биографические сведения. «Зимнее утро», «Няне». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде»  Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки А.С.Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Родина", «Парус». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И. А. Крылов. Биографические сведения. Басни "Осел и соловей", «Муха и пчела».

Н. А. Некрасов. Биографические сведения. "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).

И.С.Тургенев. Биографическая справка. «Муму».

3.Произведения русских писателей 1-й половины XX века

А. П. Чехов. Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки). Просмотр фильма по повести Короленко «Слепой музыкант».

М.Горький. биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра».

С. А. Есенин. Биографические сведения. «Пороша».

А.П.Платонов. Биографическая справка. «Разноцветная бабочка».

А.Н.Толстой. Биографические сведения. «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка»

4.Произведения русских писателей 2-й половины XX века.

К.Г.Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма».

Р.И.Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

Л.А.Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».

В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин».

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфографии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя.

Пересказ содержания прочитанного по наводящим вопросам учителя.

Заучивание наизусть стихотворений.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

1

1

I четверть

Сказки

Сказки. Волшебное кольцо

1

02.09

2

2

Сказки. Волшебное кольцо

1

03.09

3

3

Сказки. Волшебное кольцо

1

09.09

4

4

Баллады

Баллады. Перчатка

1

10.09

5

5

Нашла коса на камень

1

16.09

6

6

Былины

Былины. Добрыня и Змей

1

17.09

7

7

Былины. Добрыня и Змей

1

23.09

8

8

Произведения русских писателей XIX века

А.С. Пушкин. Биография

1

24.09

9

9

Публичное испытание

1

30.09

10

10

Записки о Пушкине

1

01.10

11

11

Памятник

1

07.10

12

12

Зимнее утро

1

08.10

13

13

Няне

1

14.10

14

14

Сказка о попе и работнике Балде

1

15.10

15

15

Сказка о попе и работнике Балде

1

21.10

16

16

М.Ю.Лермонтов. Биография поэта

1

22.10

17

17

Смерть поэта

1

28.10

18

18

Повторение

1

29.10

19

1

II четверть

М.Ю. Лермонтов. Родина

1

11.11

20

2

Парус

1

12.11

21

3

Сосна

1

18.11

22

4

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки)

1

19.11

23

5

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки)

1

25.11

24

6

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки)

1

26.11

25

7

Иван Андреевич Крылов. Биография

1

02.12

26

8

Волк на псарне

1

03.12

27

9

Осел и соловей

1

09.12

28

10

Муха и пчела

1

10.12

29

11

Николай Алексеевич Некрасов. Биография

1

16.12

30

12

Размышления у парадного подъезда (отрывок)

1

17.12

31

13

В полном разгаре страда деревенская...

1

23.12

32

14

Мороз, Красный нос (отрывок)

1

24.12

33

1

III четверть

Русские женщины

1

13.01

34

2

И.С. Никитин. Русь. Утро на берегу озера

1

14.01

35

3

И.С. Тургенев. Муму

1

20.01

36

4

И.С. Тургенев. Муму

1

21.01

37

5

И.С. Тургенев. Муму

1

27.01

38

6

Л.Н.Толстой. После бала

1

28.01

39

7

Л.Н.Толстой. После бала

1

03.02

40

8

Произведения русских писателей I половины XX века

А.П.Чехов. Лошадиная фамилия

1

04.02

41

9

В.Г. Короленко Слепой музыкант

1

10.02

42

10

В.Г. Короленко Слепой музыкант

1

11.02

43

11

В.Г. Короленко Слепой музыкант

1

17.02

44

12

В.Г. Короленко Слепой музыкант

1

18.02

45

13

М. Горький. Макар Чудра

1

24.02

46

14

С.А.Есенин. Спит ковыль

1

25.02

47

15

С.А. Есенин. Пороша. Отговорила роща золотая

1

02.03

48

16

А.П.Платов. Разноцветная бабочка

1

03.03

49

17

А.Н. Толстой. Русский характер

1

09.03

50

18

А.Н. Толстой. Русский характер

1

10.03

51

19

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка

1

16.03

52

20

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка

1

17.03

53

21

Произведения русских писателей I половины XX века

К.Г.Паустовский. Телеграмма

1

23.03

54

22

К.Г.Паустовский. Телеграмма

1

24.03

55

1

IV четверть

Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви

1

06.04

56

2

Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви

1

07.04

57

3

Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви

1

13.04

58

4

Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви

1

14.04

59

5

Л.А. Кассиль. Пекины Бутсы

1

20.04

60

6

Л.А. Кассиль. Пекины Бутсы

1

21.04

61

7

А.Т. Твардовский Василий Теркин

1

27.04

62

8

Гармонь

1

28.04

63

9

Кто стрелял

1

04.05

64

10

В наступлении

1

05.05

65

11

В.М.Шукшин Гринька Малюгин

1

11.05

66

12

В.М.Шукшин Гринька Малюгин

1

12.05

67

13

В.П. Астафьев. Далекая и близкая сказка

1

18.05

68

14

В.П. Астафьев. Далекая и близкая сказка

1

19.05

69

15

Р.П.Погодин. Алфред

1

25.05

70

16

Р.П.Погодин. Алфред

1

26.05

В конце учебного курса по чтению 8 класса

Учащийся должен уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного по наводящим вопросам учителя.

Учащийся должен знать:

  • наизусть несколько стихотворений.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

  1. Программы для 5-9  классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.
  2. «Чтение для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. З.Ф.Малышева. - М.: «Просвещение», 2011 г.
  3.  Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

Вспомогательная литература для учителя

  1. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).

Рабочая программа по математике

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Математика".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ "Школа № 854№", находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  2 часа  в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа,  контрольная работа.

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

Методология преподавания математики

При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Математическое образование в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из содержательного компонента арифметика, которая призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.

Содержание программы учебного курса

Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200; 5, 50, 500; 25, 250 в пределах 10000 с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.

Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы без преобразования.

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число.

Простые задачи на нахождение части от числа.

Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади 1 кв. мм, 1 кв. см, 1 кв.дм, 1 кв, м, 1 кв. км, их соотношения.

Измерение и вычисление площади прямоугольника.

Линейные, столбчатые диаграммы.

Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Количество

часов

Дата

1

1

I четверть

Числа целые и дробные

Числа целые и дробные

1

02.09

2

2

Сравнение чисел

1

03.09

3

3

Состав числа

1

09.09

4

4

Действия с разрядными слагаемыми

1

10.09

5

5

Сложение чисел в пределах 10000

1

16.09

6

6

Вычитание чисел в пределах 10000

1

17.09

7

7

Сложение и вычитание целых чисел

1

23.09

8

8

Нахождение неизвестных компонентов

1

24.09

9

9

Сложение десятичных дробей с одинаковыми знаменателями

1

30.09

10

10

Вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями

1

01.10

11

11

Сложение десятичных дробей с разными знаменателями

1

07.10

12

12

Вычитание десятичных дробей с разными знаменателями

1

08.10

13

13

Вычитание десятичных дробей с разными знаменателями

1

14.10

14

14

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

15.10

15

15

Сложение и вычитание чисел

1

21.10

16

16

Контрольная работа

1

22.10

17

17

Работа над ошибками

1

28.10

18

18

Итоговый урок "Сложение и вычитание чисел"

1

29.10

19

1

II четверть

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей

Табличное умножение и деление

1

11.11

20

2

Умножение целых чисел на однозначное число

1

12.11

21

3

Деление целых чисел на однозначное число

1

18.11

22

4

Умножение и деление целых чисел

1

19.11

23

5

Умножение десятичных дробей на однозначное число

1

25.11

24

6

Деление десятичных дробей на однозначное число

1

26.11

25

7

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число

1

02.12

26

8

Умножение на круглые десятки

1

03.12

27

9

Умножение на 10, 100

1

09.12

28

10

Деление на 10, 100

1

10.12

29

11

Умножение и деление на 10, 100

1

16.12

30

12

Умножение и деление чисел

1

17.12

31

13

Контрольная работа

1

23.12

32

14

Работа над ошибками

1

24.12

33

1

III четверть

Запись, чтение, сокращение обыкновенных дробей

1

13.01

34

2

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

14.01

35

3

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

20.01

36

4

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1

21.01

37

5

Сложение смешанных чисел

1

27.01

38

6

Вычитание смешанных чисел

1

28.01

39

7

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

03.02

40

8

Сложение дробей и смешанных чисел

1

04.02

41

9

Сложение целых и смешанных чисел

1

10.02

42

10

Сложение дробей и целых чисел

1

11.02

43

11

Вычитание дробей и смешанных чисел

1

17.02

44

12

Вычитание целых и смешанных чисел

1

18.02

45

13

Вычитание дробей и целых чисел

1

24.02

46

14

Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел

1

25.02

47

15

Итоговый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

1

02.03

48

16

Контрольная работа

1

03.03

49

17

Работа над ошибками

1

09.03

50

18

Нахождение площади фигур

1

10.03

51

19

Задачи на нахождение площади

1

16.03

52

20

Действия с числами с мерами площади

1

17.03

53

21

Действия с числами, с мерами площади

1

22.03

54

22

Обобщающий урок

1

24.03

55

1

IV четверть

Обыкновенные дроби

Линейная диаграмма

1

06.04

56

2

Задачи, решаемые с помощью линейной диаграммы

1

07.04

57

3

Столбчатая диаграмма

1

13.04

58

4

Задачи, решаемые с помощью столбчатой диаграммы

1

14.04

59

5

Действия с числами с мерами длины

1

20.04

60

6

Действия с числами с мерами массы

1

21.04

61

7

Действия с числами с мерами стоимости

1

27.04

62

8

Действия с целыми числами

1

28.04

63

9

Нахождение части от числа

1

04.05

64

10

Действия с десятичными дробями

1

05.05

65

11

Действия с обыкновенными дробями

1

11.05

66

12

Проверка арифметических действий

1

12.05

67

13

Порядок действий

1

18.05

68

14

Контрольная работа

1

19.05

69

15

Работа над ошибками

1

25.05

70

16

Обобщающий урок

1

26.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы в пределах 10000;

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число натуральных чисел и десятичных дробей;

- находить часть числа.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел в пределах 10000; по возможности уметь выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями;

- знать наиболее употребительные единицы площади;

- вычислять площадь прямоугольника.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

                                                  Основная литература:

  1. В.В. Эк. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» АО «Московские учебники». 2002.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой  (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
  3. М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
  2. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Рабочая программа по биологии

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Биология".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ "Школа № 854№", находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  1 час в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа,  тест.

     Программа по предмету составлена на основе учебной программы для V-IХ классов общеобразовательных  специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, М., « Владос», 2000г.

     Биология (естествознание) как учебный предмет в 8 классе содержит раздел «Животные». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой природе, об ее охране.

     Основными задачами преподавания биологии являются:

     1.Сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (строении и жизни животных).

     2.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни животных), бережного отношения к природе.

     3.Первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации,  учебные документальные и художественные фильмы.

Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, практические задания.

Содержание программы

Животные (1 ч в неделю)

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Черви. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчелы – полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Пчелиная семья и ее жизнь. Значение в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел.

Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и в воде).  Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Хищные птицы (сова, орел). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров  рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ  жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Выращивание ягнят.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства  и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

1

1

I четверть

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

1

02.09

2

2

Беспозвоночные животные. Общие признаки

1

09.09

3

3

Черви. Общие признаки

1

16.09

4

4

Дождевой червь

1

23.09

5

5

Круглые черви

1

30.09

6

6

Насекомые. Общие признаки насекомых

1

07.10

7

7

Внешнее строение и образ жизни насекомых

1

14.10

8

8

Бабочка-капустница

1

21.10

9

9

Яблонная плодожорка

1

28.10

10

1

II четверть

Майский жук

1

15.11

11

2

Комнатная муха

1

22.11

12

3

Медоносная пчела

1

29.11

13

4

Тутовый шелкопряд

1

06.12

14

5

Санитары леса

1

13.12

15

6

Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных

1

20.12

16

7

Рыбы. Общие признаки, внешнее строение и скелет рыб

1

27.12

17

1

III четверть

Птицы. Хищные птицы

1

13.01

18

2

Птицы пресных водоемов

1

20.01

19

3

Птицы, обитающие около жилья человека

1

27.01

20

4

Домашние птицы

1

03.02

21

5

Обобщающий урок "Птицы"

1

10.02

22

6

Млекопитающие. Внешнее строение, скелет и нервная система млекопитающих

1

17.02

23

7

Внутренние органы млекопитающих

1

24.02

24

8

Грызуны

1

02.03

25

9

Зайцеобразные

1

09.03

26

10

Разведение домашних кроликов

1

16.03

27

11

Нашествие длинноухих

1

23.03

28

1

IV четверть

Хищные звери

1

06.04

29

2

Дикие пушные хищные звери

1

13.04

30

3

Разведение норки на зверофермах

1

20.04

31

4

Домашние хищные звери

1

27.04

32

5

Китообразные

1

04.05

33

6

Ластоногие

1

11.05

34

7

Парнокопытные

1

18.05

35

8

Обобщающий урок

1

25.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

названия некоторых представителей изученных групп животных, значение изучаемых животных в природе или в жизни человека;

основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, живых объектах);

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

Основная литература:

1. Программы  специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос».

2. Никишов А.И., Теремов А. В., Естествознание \животные\, 8 класс.- М., Просвещение, 2008г.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.

Рабочая программа по географии

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Биология".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ "Школа № 854№", находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  1 час в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, итоговая самостоятельная работа, тест.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" и "Природоведение".

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Содержание учебного курса

 Введение.

Что изучает география материков и океанов.  Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Океаны. Их хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.

Практическая работа. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Материки и части света

Африка. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка Африка, острова Мадагаскар, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир и др.), гор (Атласские, Драконовы), Суэцкого канала, озер. Запись названий и зарисовка в тетради наиболее типичных растений и животных.

Австралия. Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Растительный мир.         Животный мир. Охрана природы.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка Австралии, островов Новая Гвинея и Тасмания, рек, озер, пустынь, полуостровов, морей, полезных ископаемых. Запись названий и зарисовка в тетради наиболее типичных растений и животных

Антарктида. Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка Антарктида, морей, полуострова, земель, научных станций. Запись названий и зарисовка в тетради наиболее типичных животных.

Америка. Открытие Америки.

Северная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и  полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка Северная Америка, морей, заливов и Берингова пролива, Панамского канала, островов, гор Кордильеры, рек,  Великих озер, полезных ископаемых.

Южная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Государства.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка, островов, Панамского канала, горы Анды, рек, озер, проливов, Панамского канала и полезных ископаемых. Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных.

Евразия. Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.

Практические работы. Обозначение на контурной карте материка. Запись в тетради морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, пустынь Европы и Азии. Обозначение условной границы между Европой и Азией на карте и запись в тетради ориентировочных объектов.

Запись названий и зарисовка в тетради типичных представителей растительного и животного мира материка Евразии.

В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащегося.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

1

1

I четверть

Материки и части света на глобусе и карте полушарий

Материки и части света на глобусе и карте полушарий

1

03.09

2

2

Атлантический океан

1

10.09

3

3

Северный Ледовитый океан

1

17.09

4

4

Тихий океан

1

24.09

5

5

Индийский океан

1

01.10

6

6

Африка

Африка. Географическое положение

1

08.10

7

7

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

15.10

8

8

Природные зоны. Растительность тропических лесов

1

22.10

9

9

Животные тропических лесов

1

29.10

10

1

II четверть

Растительность и животные саванн

1

12.11

11

2

Растительность и животные пустынь

1

19.11

12

3

Население и государства Африки

1

26.11

13

4

Египет

1

03.12

14

5

Австралия

Австралия. Географическое положение

1

10.12

15

6

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

17.12

16

7

Растительный мир и животный мир Австралии

1

24.12

17

1

III четверть

Северная Америка

Открытие Америки

1

14.01

18

2

Северная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

21.01

19

3

Население и государства Северной Америки

1

28.01

20

4

Соединенные Штаты Америки

1

04.02

21

5

Канада. Мексика. Куба

1

11.02

22

6

Южная Америка

Южная Америка. Географическое положение

1

18.02

23

7

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

25.02

24

8

Растительный и животный мир Южной Америки

1

03.03

25

9

Население и государства Южной Америки

1

10.03

26

10

Бразилия. Аргентина

1

17.03

27

11

Перу

1

24.03

28

1

IV четверть

Евразия

Евразия. Географическое положение

1

07.04

29

2

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1

14.04

30

3

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1

21.04

31

4

Климат Евразии

1

28.04

32

5

Реки и озера Европы

1

05.05

33

6

Реки и озера Азии

1

12.05

34

7

Население Евразии

1

19.05

35

8

Культура и быт народов Евразии

1

26.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение,  моря, относящиеся к тому или иному  океану и их значение.

Материки: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия.

Географическое положение, очертания берегов и природные условия, типичных представителей  растительного и животного мира каждого материка.

Учащиеся должны уметь:

Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику.

Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

  1. . Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. (география (Т.МЛифанова)): В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - Сб. 1.
  2. .Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина "География материков и океанов 8 класс" ,Москва "Просвещение" 2004г.

Дополнительная литература для учителя и учащегося

  1. Лифанова, Подвальная: Уроки географии в спец. (коррекц.) школе: пособие для учителя спец. (коррекц.) учрежд. VIII вида. - М., "Просвещение", 2013.

2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина приложение к учебнику "География материков и океанов", Москва "Просвещение" 2004г.

3. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина "География Государства Евразии", Москва "Просвещение"2006г

4. Т.М. Лифанова "География материков и океанов", Москва, "Просвещение", 2008

  1. Т.М. Лифанова "Рабочая тетрадь по географии", Москва, "Просвещение", 2005.

Рабочая программа по истории отечества

Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталого обучающегося.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса "Биология".

Категория обучающихся: учащаяся 8 класса ГБОУ "Школа № 854№", находящаяся на надомном обучении.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  1 час в неделю.

Формы контроля: устный индивидуальный, итоговая самостоятельная работа, тест.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
  • помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
  • развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
  • овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

В курсе «История отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворявшего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

В целях обобщения и систематизации знаний учащихся предусматриваются уроки обобщающего повторения в конце каждого раздела.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картинами, схемами, "Лентой времени", просмотр и разбор отдельных фрагментов документальных, учебных исторических кинофильмов.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать:

  • основные понятия курса;
  • выборочно даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);
  • основные исторические события.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

1

1

I четверть

Единая Россия (конец XV века - XVII век)

Иван III Великий - глава единого государства Российского

1

04.09

2

2

Расширение государства Российского при Василии III

1

11.09

3

3

Русская православная церковь в Российском государстве

1

18.09

4

4

Первый русский царь Иван IV Грозный

1

25.09

5

5

Опричнина Ивана Грозного

1

02.10

6

6

Присоединение к Российскому государству Поволжья

1

09.10

7

7

Покорение Сибири

1

16.10

8

8

Быт простых и знатных людей

1

23.10

9

9

Москва - столица государства Российского

1

30.10

10

1

II четверть

"Хождение за три моря". Путешествие Афанасия Никитина в Индию

1

13.11

11

2

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

20.11

12

3

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

1

27.11

13

4

Правление Бориса Годунова

1

04.12

14

5

Смутное время

1

11.12

15

6

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков

1

18.12

16

7

Начало правления династии Романовых

1

25.12

17

1

III четверть

Великие преобразования России в XVIII веке

"Золотой век" дворянства

1

15.01

18

2

Положение крепостных крестьян

1

22.01

19

3

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

1

29.01

20

4

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века

1

05.02

21

5

Знаменитый полководец Александр Суворов

1

12.02

22

6

Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. Быт русских людей

1

19.02

23

7

История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века

1

26.02

24

8

Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинская битва. Оставление Москвы

1

04.03

25

9

Народная война против армии Наполеона

1

11.03

26

10

Правление Александра I. Создание тайных обществ в России

1

18.03

27

11

Восстание декабристов

1

25.03

28

1

IV четверть

Великий русский поэт А.С. Пушкин

1

08.04

29

2

Крымская война 1853-1856 годов

1

15.04

30

3

Реформы Александра II

1

22.04

31

4

Правление Александра III

1

29.04

32

5

Развитие российской промышленности. Наука и культура во второй половине XIX века

1

06.05

33

6

Жизнь и быт простых россиян, русских купцов в XIX веке

1

13.05

34

7

Наука и культура во II половине XIX века

1

20.05

35

8

Обобщающий урок исторических событий

1

27.05

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- когда началось или закончилось событие;

- великих русских поэтов, писателей, ученых, полководцев.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени;

- пользоваться учебником и картой.

Перечень учебно-методического обеспечения рабочих программ по истории

Основная литература

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. (история (О.И. Бородина, В.М. Мозговой)): В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - Сб. 1.

  1. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Дополнительная литература для учителя и учащегося

  1. Пузанов Б.П., Сековец Л.С., Бородина О.И.: Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (надомное обучение). 5 класс

Рабочая программа по математике для обучающегося 5 – А класса ___________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентиро...

Рабочая программа по алгебре (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по алгебре для обучающегося 8-Г класса ___________________ на 2012- 2013 учебный год составлена на основе  федерального компонента Государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по геометрии (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающегося 8 – Г класса _____________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентир...

Рабочая программа для индивидуального (надомного) обучения по географии. 7 класс.

Рабочая программа расчитана на учеников средней школы....

Рабочая программа по физике, надомное обучение 9 класс.

Программа разработана для надомного обучения в 9 классе по физике....

Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...

Рабочая программа по индивидуальному надомному обучению 4 класс

Рабочая программа разработана для обучающегося 4 класса с нарушением интеллекта по предметам письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика....