Конфликты в нашей жизни
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Я выбрала для занятия данную тему не случайно. В нашей жизни очень часто возникают конфликтные ситуации ведущие к конфликту Каждый должан знать, что такое конфликт и как его можно избежать. Нужно учиться быть коммуникабельным, находить подход к каждому человеку, учитыая все его и положительные и отрицательные черты характера. Надо уважать любого человека, кем бы он не был. Каждый должен знать , что такое конфликт и и тогда конфликты не возникнут на пустом месте и их можно будет избежать. Вот именно этому я и отвожу основное время на занятие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: ребята должны усвоить сущность понятий ( конфликт, конфликтная ситуация, знать сигналы конфликтов ), уметь разрешать конфликты.
Задачи:
1) обучать навыкам общения.
2) формирование умения оценивать себя и других людей с позиции нравственных критериев.
3) воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.
Орг. момент. Проходите ребята. Поздоровайтесь с гостями их у нас сегодня много. И я вас попрошу занять свои места и отдать все внимание мне.
Введение в тему: Давайте поможем друг- другу настроиться на положительную волну и для этого скажем друг- другу что-то доброе, хорошее.
- Ты хороший товарищ
- Ты добрый человек
- Мне приятно с тобой общаться
- Спасибо, что помогаешь мне с уроками
- У тебя приветливые глаза
- Спасибо, что помог мне вчера собрать пазл.
Сейчас мы показали, что можно относится к друг - другу по хорошему, быть тактичными и внимательными, но иногда забываем об этом и происходит конфликт.
Основная часть:
Что же такое конфликт? Ваше мнение ребята
- спор
- столкновение
- несовпадение мнений
- разногласие
- драка
- антипатия
Давайте поставим знак плюс с теми определениями, которые вызывают положительные ассоциации ,и знак минус с теми которые вызывают отрицательные ассоциации.
Вывод: Большинство людей воспринимает конфликт , как отрицательное явление нашей жизни.
Давайте зачитаем научное определение конфликта.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных , несовместимых друг с другом тенденций ( мнений ) обычно связанное с отрицательными переживаниями ,эмоциями.
Конфликты неизбежны в нашей жизни и ,чтобы научиться их предугадывать обратимся и разберем схему: «Сигналы конфликтов»
- недоразумение
- напряжение
- дискомфорт
- инцидент
- кризис
Давайте поработаем. Постараемся определить состояние участников конфликта в предложенных литературных произведениях.
- « Мы с приятелем» С.Михалков ( недоразумение )
- « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин ( напряжение )
- « Хандра» - дискомфорт
- « Птичий двор» С.Михалков – инцидент
- «Бараны» С.Михалков – кризис
Молодцы. Все правильно определили. Давайте попробуем сделать вывод: Умение распознавать сигналы конфликта это первый шаг в искусстве их разрешить. Для этого необходимо прислушиваться к себе и другим.
Определить состояние человека можно по его жестам (потирание рук, сцепленные пальцы, закладывание рук за спину), мимика.
Упражнение: Давайте определим состояние человека по выражению его лица.
( дать фото с различным выражением лица)
- внимание, удивление
- сомнение, недоразумение
- недовольство, брезгливость
- отвращение
- агрессия, жестокость
- смех
- горе, печаль
- презрение
Зачитываем, что получилось. Все правильно.
Вывод: Для полноценного общения и предотвращения конфликтов необходимо развивать умение наблюдать за состоянием человека, воспринимать его чувства и принимать их такими, каковы они есть, а также определять свои чувства по отношению к другому человеку. Для этого нужно руководствоваться: «Золотым правилом общения»
Что же с нами происходит, когда мы разрешаем или не разрешаем конфликт?
Чтобы это выяснить я вам предлагаю на карточке отметить то состояние, которое для вас характерно в конфликтных ситуациях или спустя некоторое время после нее.
Усталость покой
Веселье тревога
Счастье смятение
Чувство успеха беспомощность
Радость общения одиночество
Открытость затаенный гнев
Знак плюс появляется в правой колонке, если конфликт разрешен.
Знак минус появляется в левой колонке, если конфликт неразрешен.
Отсюда можно сделать вывод: Конфликт может выступать, как повод к смене настроения. Все зависит от того, как мы посмотрим на эту ситуацию.
В позицию другого человека бывает встать довольно трудно, но это необходимо для того, чтобы предотвратить конфликт или разрешить уже возникшую ситуацию. Умение видеть хорошее в людях, говорить им об этом, а также видя недостатки необходимо тактично сказать им об этом. Все это помогает в конфликтных ситуациях. Ребята, прежде, чем мы разрешим с вами ситуацию давайте вспомним определение конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация – ситуация, при которой происходит столкновение двух точек зрения, мнений, сил.
Давайте разберем ситуацию: Маша приходит после училища и видит , что в тумбочке все перевернуто. Что надо сделать и как сказать, чтобы не было конфликта.
Маша - принять извинения. (Я принимаю твои извинения, но мне бы хотелось, чтобы больше этого не повторялось. Попроси заранее. Либо, оставь за собой порядок).
Даша - объяснить, извинится ( Мне срочно надо было книгу, я прибежала на перемене. Не успела прибрать. Извини, больше, не буду).
Чтобы, не было в жизни, подобных ситуаций, еще раз, давайте зачитаем «Золотое правило» и будем руководствоваться им в жизни.
Золотое правило: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Часто нам удается предотвратить конфликт и тогда речь идет о его разрешение (урегулирование)
Лучше, если нам удается погасить конфликт, как можно быстрее, не доводя его до того момента, когда он станет неразрешим. Для этого нужно найти лучший способ урегулирования. Сегодня мы займемся этим поиском.
Давайте вспомним способы разрешения конфликта.
- давление ( наступление ) Приведите пример : Яростно взрывается, пытается кричать, оскорбляет, критикует.
Еще больше обостряет конфликт.
- уступка ( отступление ) Пример: жалуетесь кому-то, перестаете разговаривать, впадаете в депрессию, заболеваете, убеждаете себя, что это пустяки.
Ведет к дальнейшему охлаждению и полному непониманию друг друга
- компромисс и сотрудничество. Компромисс- соглашение на основе взаимных услуг. Сотрудничество- соглашение на основе взаимных выгод. Надо избирать эти варианты поведения в конфликтной ситуации.
Вывод: Среди всех существующих способов разрешения конфликтов наилучшими являются компромисс и сотрудничество.
Они требуют умения общаться и всегда применять золотое правило общения. Предлагаю решить ситуацию и найти компромисс.
Ситуация: В нашей классной комнате мы смотрим телевизор, идет сериал. Смотрят 6 человек, а двое громко включили музыку и слушают, но делать тише звук не хотят. Как нужно попросить, чтобы избежать конфликта?
-Пожалуйста, выключите магнитофон на время, пока не кончится сериал, он идет 1 час, а затем слушайте музыку.
-Слушайте через наушники
- Присоединяйтесь к нам смотреть сериал
Часто нет реакции. Конфликт назревает, и вы уже забыли о фильме, о музыке. Начинаете кричать, обзываетесь, готовы подраться. Кто вам может помочь Посредник – человек, устанавливающий перемирие между конфликтующими сторонами. Он должен дать совет в прямой форме ( я советую тебе, мне бы хотелось, желательно ). Он определяет правых и виноватых. Он открыто встает на чью-либо сторону.
Вывод: Посредник играет большую роль в разрешение конфликта и устанавливает перемирие между конфликтующими сторонами. Должен быть тактичным, вежливым, хорошо знать правила общения и уметь ими пользоваться, чтобы не принести вред и не обострить конфликт. Более подробно мы узнаем об этом на следующем занятие.
Обобщение: А сейчас скажите, понравилось ли вам занятие и что для себя вы взяли.
- золотое правило
- правило общения
- узнал и надеюсь, что сумею определить сигналы конфликтов, чтобы их избежать вовремя
- узнала, что посредник помогает разрешить конфликт
- узнала, как можно с помощью компромисса решить конфликт
Спасибо. Думаю, что пришло время расслабиться. Включена музыка. Ребята примите удобную позу и расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу Черного моря. Лето. Вы лежите на теплом песочке, ярко светит солнце и согревает вас. Вокруг загорелые тела. Тихо шумит море и легкий морской ветерок напевает вам на ухо приятную мелодию. Вам хорошо. Вы довольны и счастливы жизнью. У вас прекрасное настроение.
Но пришло время возвращаться. Потихоньку откройте глаза и возвращайтесь в реальность. Мы снова на занятие. Я хочу вас поблагодарить за работу и подарить вам памятку «Правила общения», которые будут помогать вам, избегать конфликтных ситуаций, а если таковые случатся, то достойно их решить. И прежде, чем вы уйдете, по одному подойдите и положите в чемодан общения то качество, которое вам поможет общаться и избегать конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конфликты в нашей жизни"
Дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Классный час "Конфликты в нашей жизни".
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...
Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....
Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"
Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...
познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"
Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».
Цели классного часа: Познавательная:1. Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...
