«ЛЮБВИ К ОТЧИЗНЕ У НИХ УЧИТЬСЯ…»
статья по теме

Новохатская Галина Кузьминична

Статья посвящена биографии моего свекра Новохацкого Евгения Александровича, ветерана Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubvi_k_otchizne_u_nih_uchitsya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«ЛЮБВИ К ОТЧИЗНЕ У НИХ УЧИТЬСЯ…»

«Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой…»

Е. Агранович

ВСТРЕЧИ ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Миллионы жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. Несмотря на то, что прошло уже 73 года с тех дней, в сердцах многих до сих пор живы воспоминания о погибших друзьях и товарищах, родных и близких, тех, кто прошёл через ад войны, сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества - доброту, сострадание и милосердие. С каждым годом их становится всё меньше. Они уходят, а вместе с ними и воспоминания о минувшей войне. А так хочется, чтобы мы, их потомки, никогда не забывали о своей истории. Именно поэтому мы свято чтим память своих предков, отдавших свою жизнь за мир, счастье и процветание нашей Родины.

Частые встречи, проходившие в школе с ветеранами войны, способствуют формированию духовно-нравственных, патриотических качеств подрастающего поколении, поколения 21 века. Гостем наших школьных встреч был в прошлые годы и ветеран  Великой Отечественной войны Новохатский Евгений Александрович. Он из  людей военных лет – великих людей свинцовой закалки.

Евгений Александрович родился 25 февраля 1923 года в селе Скригаливка Фастовского района Киевской области на Украине. В 1965 году заочно закончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт в городе Балашиха Московской области (ВСХИЗО) по специальности зоотехник. В комсомоле состоял с 1939 по 1947 год, а в феврале 1947 года стал членом КПСС. До войны воспитывался и учился в детском доме в хуторе Черешенки Коропского района Черниговской области. После войны 2 года работал в совхозе «Уразовский» бухгалтером, а затем с 1948 по 1950 год учился в Майновском Зоотехническом техникуме, после окончания которого до 1951 года работал зоотехником в совхозе «Шульгинь» Тульской области, а с 1951 по 1958 год - зоотехником 4-го отделения совхоза «Викторополь», с 1967 по 1974 год - главным зоотехником совхоза «Дмитро-Тарановский» Белгородского района, а затем - снова главным зоотехником совхоза «Викторополь». После ухода на пенсию с 1978 по 1986 год продолжал работать учётчиком в совхозе.

За добросовестный труд в сельском хозяйстве в военное и послевоенное время Евгений Александрович награждён медалями «За доблестный труд в ВОВ 1941-45 гг.», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», а за  участие в Великой Отечественной войне - орденом «Отечественная война I степени», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»,  а также шестью юбилейными медалями.

Когда началась война,  Евгений Александрович участвовал в эвакуации детского дома в Сибирь (в Кемеровскую область). В мае 1942 года он был призван в армию. После кратковременного формирования и обучения в июле 1942 года его 218 стрелковую дивизию с Дальнего Востока перебрасывают под Сталинград. В боях на Сталинградском фронте участвовал в качестве наводчика 45 мм противотанкового орудия в 435 стрелковом полку (батарея истребителей танков). В августе 1942 года под городом Котельниково был тяжело ранен. После длительного лечения в госпиталях в 1943 году был выписан в 64-й Запасной полк. В ноябре 1943 с маршевой ротой был снова направлен на 2-ой Украинский Фронт в Кировоградскую область, где участвовал в боях в составе 464 стрелкового полка в полковой разведке. В январе 1944 года под селом Новгородкой снова был ранен и снова лечился в госпиталях в городах Улан-Уде, Иркутск. В январе 1945 года его служба в армии была закончена.

Из эпизодов Великой Отечественной войны ему особенно запомнился 1943 год. Продолжалось освобождение нашей Родины от фашистов. В ноябре после лечения в госпиталях в составе 464 стрелкового полка он освобождал Кировоградскую область. У деревни Новгородка немцы закрепились на выгодных позициях. Наступление затянулось. Надо было выяснить силу врага, нужна была разведка. Наблюдения за позициями немцев были безрезультатными. Необходим «язык», то есть пленный немец, у которого можно выяснить, какие части противостоят нашим войскам на этом участке фронта. Решено было ночью захватить немецкий ДОТ. Этой операции предшествовала подготовка. И в одну из январских ночей 1944 года отделение полковой разведки вместе с отделением сапёров начали операцию. Сначала сапёры разминировали минное поле перед дотами, и тогда разведчики двинулись на штурм. Дот был взят с боем, захвачен и немецкий «язык». Но осколком немецкой гранаты в этом бою Евгений Александрович был тяжело ранен. Вывезли его из боя на собаках, специально для этого обученных, и отправили в госпиталь - в Сибирь,  на станцию Дивизионная. На этом война для него закончилась. День Победы Евгений Александрович встретил в Иркутске в 40-м отдельном батальоне выздоравливающих.

ДОМ ЕГО ДЕТСТВА

Черешенский детский дом находился в посёлке, расположенном на живописном берегу Десны в нескольких километрах от районного центра Короп Черниговской области. Когда-то там был сельскохозяйственный техникум. В 1932 году туда перевели  детский дом (вместе со всеми детьми, воспитателями, учителями и обслуживающим персоналом), который был основан после гражданской войны. В нём воспитывались беспризорные дети, дети-сироты, родители которых погибли в первой мировой  и в гражданской войнах или умерли от голода и болезней.

Это был поистине детский городок. Были созданы все условия для жизни детей, для их учебы, трудового и нравственного воспитания, для отдыха.

В жилых корпусах дети размещались по возрастным группам, в отдельных корпусах мальчики и девочки. Имелись семилетняя школа, клуб с киноустановкой и библиотекой, больница, столовая, столярная, слесарная и швейная мастерские, в которых учились дети по желанию. У детского дома было своё хозяйство: 47 га пахотной земли, 43 га лугов и пастбищ, небольшое стадо коров, свиней, овец и лошадей. Это подсобное хозяйство почти полностью обеспечивало детей продуктами питания. На полях и на фермах вместе со взрослыми трудились старшие воспитанники детского дома: сажали, пололи, кормили животных, убирали в помещениях. Когда наступало время сенокоса или уборки урожая — выходили все от мала до велика.

Учителя, воспитатели, другие работников детдома, делали всё для того, чтобы дети были накормлены, одеты, обуты, получили знания, и  самое главное - стали полноценными гражданами своей страны. Не забыть детдомовцу директора Илью Наумовича Темес, руководившего  детдомом с 1937 по 1959 год, имя которого может достойно стоять в одном ряду с такими педагогами, как Макаренко, Ушинский. Всю себя отдала делу воспитания детей Вера Прохоровна Федорская, ей присвоено звание «Отличник народного образования» и Ветеран труда. Она была организатором четырёх послевоенных встреч бывших воспитанников Черешенского детдома в 1947, 1957, 1986 и 1991 годах. Помнил Евгений Александрович  И. И. Гванцева, Т. А. Гурченко, Г. В.  Гускову,  В. И. Бойко,  М. С. Дьяченко, А. С. Валенецкую, П. П. Прядко, Е. Ф. Темес (жена Ильи Наумовича), Т. П. Кунцевского, Т. Остапенко,  П. С. Микеева, В. И. Кравчук,  Ф. С. Коробко,  О. С. Корабьева,  С. Е. Очменко.

За время существования Черешенского детдома  из его стен вышло на самостоятельный путь более 1000 юношей  и девушек. Его воспитанники жили и живут во всех уголках бывшего Советского Союза, работали в разных отраслях народного хозяйства, в сфере образования, здравоохранения, культуры.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Черешенский детский дом. Здесь воспитывался с 1935 по 1941 годы Евгений Александрович Новохатский, который родился в бедной крестьянской семье. В 1933 году из-за сильного голода у Евгения Александровича умерли родители и меньшие братья. Инстинкт самосохранения толкнул мальчика уйти из села. Он попал в детский дом, предварительно хлебнув горькой жизни беспризорника в Фастове, Киеве, сбежал из Киевского детского дома и попал в приёмник-распределитель в Чернигове. В 1935 году вместе с другими подростками его отправили на пароходе вверх по реке Десне в Черешенский детдом, где ребятам очень понравилось, и  убегать уже не хотелось.

Началась учеба в школе, в слесарной мастерской, работа в поле, игры, походы, участие в художественной самодеятельности. Все были окружены исключительной заботой и вниманием воспитателей, учителей, работников всех служб детдома. Дети на любовь и ласку взрослых отвечали взаимностью, старались быть послушными, хорошо учиться, поддерживать образцовый порядок везде и во всём, добросовестно трудиться в мастерских, в поле, на фермах. Не обходилось, конечно, и без нарушений, но то были редкие и исключительные случаи.

В  1937 году Евгений закончил 5 класс. И его, как отличника, отправили на летние каникулы в Одессу, в пионерский   лагерь Лузановку, который называли украинским Артеком. Эта поездка запомнилась ему на всю жизнь.

Группу отправляли из Чернигова поездом, откуда должны были плыть на пароходе в Черешенки. Этим же рейсом ехал в Черешенки заведующий отделом пионеров Черниговского обкома ЛКСМУ Илья Наумович со своей семьёй - его назначили новым директором детдома. Так Евгений Александрович впервые познакомился с Ильей Наумовичем,

После семилетки   из    детдома   ребят   и   девчат   рассылали   на самостоятельную работу, на учёбу в техникумы или ФЗУ. Некоторое время детский дом поддерживал материально своих воспитанников, пока они не становились прочно на ноги и могли жить самостоятельно. Евгения Александровича оставили в детском доме, так как он учился только на «отлично».

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ

1941 год  -  начало страшной и кровопролитной  войны. Окончить десятилетку не удалось. Старшие детдомовцы организовали отряды, у них  было оружие. Приближались фашисты, судьба 300 детей была под угрозой. Директор, Илья Наумович, добился разрешения эвакуировать детдом, но это возможно было только пешим ходом и на подводах - до ближайшей станции  было далеко, да и грузиться  там было уже опасно, начались бомбежки, не было надежды получить вагоны. С помощью районной организации детдому из окрестных колхозов выделили подводы, на которых, сложив самое  необходимое,  посадив самых маленьких, отправились в путь. Дошли до Сибири, где им дали вагоны, после чего  детдом оказался  в Сибири,  в  одном из сёл под Кемерово.

Старшие    должны    были начинать самостоятельную  жизнь. Несколько десятков выпускников  пошли работать на завод, в ФЗУ. Евгений Александрович поступил на 2-й курс Кемеровского коксохимического техникума.   Началась   суровая   сибирская   зима. Приходилось  помогать разгружать вагоны эвакуированным, но главная мечта была – фронт. Каждый день ходил Евгений Александрович в военкомат, и каждый раз ему давали отказ.

В мае, 1942 года его призвали в армию. Отряд формировался и обучался, в течение 2-х месяцев, на Дальнем Востоке. В июле их 218 стрелковую дивизию срочно отправили под Сталинград, где уже шли кровопролитные бои. Первый бой начался со станции Котельникова. Здесь он получил первое  тяжёлое  ранение. После лечения был направлен в 61 запасной полк, 13 стрелковую бригаду. После формирования и обучения в ноябре 1943 года с маршевой ротой его отправили  на 2-й Украинский фронт в качестве командира отделения разведки 464 стрелкового полка.

Когда война с Германией закончилась, Евгений Александрович был направлен в 41-й стрелковый полк, часть которого должна была  вступить в войну с  Японией.

В сентябре 1945 года Евгений Александрович по состоянию здоровья демобилизовался.

ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕТЕРАНА

Началась мирная жизнь. Евгений Александрович приехал в неизвестный ему совхоз «Уразовский» Курской области, где и начал работать в бухгалтерии, а в 1947 году поступил в техникум на зоотехника. Но военные раны напоминали о себе, пришлось лечь в госпиталь. Врачи старательно удалили осколки – отметины военных действий. Но ранения оказались серьезными, Евгений Александрович стал инвалидом. Однако любовь к жизни побеждала все невзгоды. В 1950 году он закончил учёбу в техникуме  и был направлен в Тульскую область, в совхоз «Шульгинов» зоотехником.

В 1951 году по семейным обстоятельствам переехал на родину жены в посёлок  Викторополь. И  стал работать зоотехником  в совхозе «Викторополь» Вейделевского района Воронежской области. Любимому делу он отдавал себя полностью. А потому и был ведущим специалистом, который из  самой  трудной  ситуации находил выход. В 1958 году назначен главным зоотехником хозяйства, а в 1967 году его перевели директором совхоза «Уразовский» Валуйского района. В 1974 году - вновь возвращается в Викторополь, где до заслуженного отдыха посвящает себя любимому делу.

Евгений Александрович прожил трудную, но яркую жизнь. Оставив о себе только добрые  воспоминания. Вырастил со своей женой Марией Филипповной троих сыновей. С учётом того, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына, он со своей обязанностью блестяще справился. Скрасили преклонные годы ветерана его внуки. Все семейные праздники проходили в большой дружной семье. А  День Победы для Евгения Александровича и его семьи  – всегда был Святым праздником!  С особой теплотой он вспоминал своих полковых друзей, рассказывая об их подвигах. А о себе говорил с присущей ему скромностью.

26 февраля 2009 года Евгения Александровича не стало. Ушёл еще один ветеран Великой Отечественной, еще один прекрасный, честный человек, достойный образец для подражания.

Страны своей героев имена,

Друг мой, запомни навсегда!

Ты должен знать их и ими гордиться,

Чтобы  любви к Отчизне у них учиться!

Г.К. НОВОХАТСКАЯ,

Учитель математики Викторопольской средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Открытое тематическое мероприятие праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, 8 июля «И долог век любви….»

Семья- это основа человеческой жизни, гарантия счастливого детства, спокойной юности и успешного будущего, это надежная пристань каждого из нас....

«А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мер`ило человеческой нравственности».

Цели:  обучать  анализу  пейзажного  стихотворения  в  единстве  формы  и  содержания;пробудить  интерес  к  поэзии  А.А.  Фета...

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Классный час "Учимся любви и доверию к себе"

Цель: объяснение важности любви к себе, как к полноценной личностиЗадачи: - объяснить разницу между здоровой любовью к себе и гордыней...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Галина Кузьминична! Спасибо за рассказ о ветеране, за участие в Вахте памяти.