Методический семинар
методическая разработка на тему

Некрасов Антон Сергеевич

Проектная и исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Некрасов А.С.,

Томск.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Исследовательская и проектная деятельность как инструмент решения задач образования в рамках реализации ФГОС»

Период работы над данной темой: 2 года (2014-2016)

Не секрет, что у каждого учителя с опытом выстраивается своя система работы.

Самыми актуальными вопросами на сегодняшний день являются следующие два: «Как мотивировать?», «Как вовлечь в деятельность?»

В ходе поиска ответов на эти вопросы назрела необходимость поиска таких методов, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний, а учителей от процесса преподавания.

Обозначим следующую проблему: противоречие между индивидуальным способом усвоения информации учащимися и коллективным характером обучения снижает качество формирования метапредметных компетенций

Цель: создание условий по формированию метапредметных компетенций за счет использования проектной и исследовательской деятельности учащихся

Опираясь на существующие методы и технологии, учитель создает индивидуальное новшество, которое обеспечивает положительный результат в обучении. Мне кажется, использование проектной технологии помогает в решении задач, поставленных в рамках реализации ФГОС

Положительным аспектом проектной технологии является то, что у обучающихся формируются УУД (регулятивные: умение планировать-прогнозировать и оценивать; познавательные: умение формулировать проблему, поиск информации и структурирование знаний; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли; личностные:самоопределение), реализуется самостоятельное усвоение материала, овладение новыми умениями и приобретение необходимых компетентностей.

Преимущество данной технологии: обучающиеся работают в своем темпе и на своем уровне, каждый выходит на результат.

Актуальность: повышение компетенции школьников в мета-предметной области, развитие IT-компетенций

Ориентиром успешности организации и реализации этого метода считаю слова Неймана: «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам» и слова Л.Н. Толстого: «…Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…»

Система моей работы делится на два направления.

Проектная деятельность в рамках уроков математики с выходом на мета-предметную интеграцию.

Работа в рамках научного общества учащихся «Эдельвейс», руководителем которого являюсь.

На мой взгляд, мини-проекты и исследования весьма эффективны в рамках классно-урочной системы. Для успешности ожидаемых результатов все этапы, предусмотренные проектом, выполняются в сжатой форме. В процессе выполнения этапов проекта обучающиеся учатся кратко и четко формулировать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядное представление результата деятельности. Учитель, в свою очередь, обобщает, резюмирует и дает оценку деятельности обучающихся.

Учитель обязан подходить к подготовке урока с элементами проекта более тщательно: осуществить выборку информационных ресурсов, дидактического материала, инструктивных карт с алгоритмом действий для учащихся. Проектный урок, по мнению ученика – интересный, по мнению учителя - трудоемкий.

Организуя работу над проектом на любых уроках важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории и жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его предметной подготовки.

Один из реализованных мною мини-проектов: информационный мини–проект «Теорема Пифагора», 8 класс

Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.

За неделю до проведения урока класс был разделен на группы, каждая из которых получила задание.

Задание 1 группе: изучить биографию Пифагора, результаты представить в виде презентации и буклета;

Задание 2 группе: подготовить обзор доказательств теоремы Пифагора в виде презентации и публикации;

Задание 3 группе: изучить отражение теоремы Пифагора в литературе: в легендах, стихах, песнях, анекдотах, результаты представить в виде презентации;

Задание 4 группе: собрать исторические задачи, в решении которых применяется теорема Пифагора, результат оформить в виде публикации;

Задание 5 группе: изучить философские высказывания Пифагора, их связь с современностью, результат оформить в виде презентации.

Результаты этой работы были представлены на уроке.

Цель урока: Изучить теорему Пифагора.

Задачи:

Расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Пифагора.

Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, биологией, литературой.

Продукт проекта «Информационные буклеты-памятки»

Так же мною разработаны технологические  карты и реализованы следующие мини - проекты:

Творческий, практико-ориентированный мини–проект «Геометрические фигуры в жизни», 9 класс.

Творческий мини-проект «Треугольное творчество», 7 класс.

Творческий мини-проект «Многогранники средневековья», 9 класс.

Практико–ориентированный проект «День рождения нуля», 5 класс. и т.д.

Работа над проектами вне урока дарит больше возможностей, в том числе и время. Наиболее выигрышными можно считать социально-значимые проекты.

Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Успешность проекта заключается в его реализации. Количество людей, которые заинтересуются продуктом проекта, показывает его значимость.

Самым успешным и значимым  проектом считаю проект «Завалить (,) нельзя (,) сдать».

Представление данного проекта осуществлялась на разных уровнях. Стоит отметить, что проходя различные уровни, проект дорабатывался, так как перспективы его развития предусматривались

Кроме того, с 2014 года в рамках внеурочной деятельности мною разработана и успешно реализуется программа курса «Проектная и исследовательская деятельность». Курс предназначен для среднего и старшего звена.

Актуальность данного курса обусловлена  необходимостью развития навыков проектной деятельности у учащихся в соответствии с ФГОС

Результатом данного курса является ежегодная внутришкольная конференция «Гранит науки»

В итоге за последние два года моими учащимися разработано 7 проектов и исследовательских работ. Все удостоены званий победители ли призеры различных уровней.

Анализируя результаты внеурочной деятельности, хочется отметить их значение воспитательном плане и в социальном. Школьники, участвуя в различных проектах и получая общественное признание, принимают участие в обсуждении серьезных вопросов и  чувствуют свою сопричастность к решению важных проблем.

Опыт работы по организации проектной деятельности был представлен на многих педагогических конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...