Опытно-поисковая деятельность «Почему птицы могут летать?»
занимательные факты на тему

Кириллова Кристина

узнать,  почему птицы могут летать? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

Опытно-поисковая деятельность

«Почему птицы могут летать?»

Кириллова Кристина Геннадьевна,

  воспитатель

г.Болхов, 2016 г

Цель: узнать,  почему птицы могут летать?

Программное содержание: 

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций;  чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).

Материал: магнитофон, свеча, зажигалка, пух тополя, пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазы с водой, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.

Ход занятия

 Дети сидят на диванчике и играют в пальчиковую игру.

 Пальчиковая игра: Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

 ( Ответы детей: 4 птички).

Воспитатель: - На какие группы делятся птицы? (перелетные, зимующие, кочующие).                                                                                                Воспитатель: - Каких вы знаете перелетных птиц?(после ответов детей показ плаката)                                  

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Зяблик

Трясогузка

Певчий дрозд

Пеночка-теньковка

Ласточка

Чибис

Лесной конёк

Жаворонок

Славка черноголовая

Иволга

Малиновка

Горихвостка

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

 Воспитатель: - Назовите зимующих и кочующих  птиц?                                             Воспитатель: - Правильно, молодцы!(показ плаката)

ЗИМУЮЩИЕ И КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Снегирь

Щегол

Клёст

Поползень

Синица хохлатая

Синица гаичка

Чиж

Дятел

Синица длиннохвостая

Синица-московка

Пищуха

Свиристель

Воспитатель: Как человек помогает птицам? (подкармливает птиц, вешает кормушки, строит весной скворечники).                                                        Воспитатель: - Чем питаются птицы? (зерном, крошками, ягодами, насекомыми)                                                                                          Воспитатель: - Как птицы передвигаются? (летают, прыгают, ходят). Воспитатель: - А человек тоже ходит и может прыгать, а может ли он летать? (нет, человек летать не может).                                                                     Воспитатель: - Почему же тогда птицы могут летать, а человек нет? Хотите узнать? (Да!)                                                                                                 Воспитатель: - Где летают птицы? (Ответы детей: по небу, по воздуху). Воспитатель: - Птицы летают по воздуху, а он есть? Давайте попробуем с вами узнать есть ли воздух. Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1: На столе пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазики с водой.

 Воспитатель: - Проверьте салфетку, какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая).                                                                                   Воспитатель: - Сомните салфетку в кулаке и положите ее на дно стаканчика. - Чтобы доказать есть ли воздух, переверните стаканчик вверх дном и быстро опустите его в воду. (Дети выполняют)                                                    . Воспитатель: - А теперь выньте стаканчик из воды и проверьте салфетку? - Какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая). Воспитатель: - Почему у вас салфетка сухая? (Ответы детей: там оказался воздух, он не дал намокнуть салфетке).

ВЫВОД: воздух есть, птицы летают по воздуху.

Воспитатель: - Вот мы и доказали, что воздух есть. А мы видим воздух? Можем ли мы его ощутить? ( Ответы детей: нет, не видим. Ощутить не можем ).

Опыт 2:  На столе свеча, зажигалка. Воспитатель зажигает свечу . Воспитатель: держит в руках зажженную свечу. - Проведите ладошкой над свечой, под свечкой? (Дети выполняют указания). - Какой воздух над свечкой? (теплый).                                                                                 Воспитатель: - Какой воздух под свечкой? (Ответы детей: холодный). Воспитатель: - Скажите, какой воздух на улице? А в помещении? Воспитатель: - Можем ли мы ощутить воздух? (Да!)

 ВЫВОД: Воздух можно ощутить. Воздух может быть теплым и холодным.

Физкультурная минутка. Под музыку, проводится подвижная игра: «Птички в гнездышках.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, мешает ли воздух нам делать движения? (Нет). Воспитатель: - Может он нам помогает? Давайте проверим. Опыт 3: Возьмите пушинки тополя и подуйте на них. Дети берут пушинки и дуют на них.                                                                                         Воспитатель: - Что с ней происходит? (Ответы детей: пушинка летает). Воспитатель: - Что мы делали? - Какая пушинка? (Ответы детей: Мы дули воздухом на пушинку, она легкая, может летать).

Опыт 4: Воспитатель: - Возьмите мыльные пузыри и попускайте их. (Дети пускают мыльные пузыри).                                                                  Воспитатель: - Что внутри пузыря? - Какой пузырь? (Ответы детей: внутри пузыря воздух, пузырь легкий). Воспитатель: - Что происходит с пузырем? (Ответы детей: пузырь летает, потому что легкий).                                                                                                      Воспитатель: -Каким предметам воздух помогает? (Ответы детей: воздух помогает легким предметам летать). Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

 ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам, значит птица легкая. Опыт 5: Воспитатель: - Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья). Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Воспитатель берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

 ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень. Воспитатель: - Чем покрыто тело птиц? (Ответы детей: тело птиц покрыто перьями). Воспитатель: - Помогают ли они ей? Давайте убедимся.

Опыт 6: (Дети садятся за столы). Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Это перо называется маховое. Оно необходимо птице для полета.                                                              Воспитатель: -Помашите им. Что происходит с волосками на пере они расходятся или нет? (Ответы детей: волоски на пере сомкнуты).   Воспитатель: - Вы держите перо за стержень, стержень у пера полый, посмотрите (показывает) в нем находится воздух, а машет – опахало (сомкнутые волоски).

Опыт 7: Воспитатель: - Возьмите молнию, расстегните ее и застегните. У птички все волоски пера соединяются, как зубчики на молнии.                      Воспитатель: - Возьмите лупу и рассмотрите перо под лупой. (Ответы детей: видно зубчики на волосках).                                                                                                       Воспитатель: - Возьмите другое перышко. Чем оно отличается от махового? (Ответы детей: волоски не сомкнуты, оно пушистое, как пух).                    Воспитатель: - Возьмите лупу и рассмотрите перышко под лупой. Это перо называется пуховое. Оно необходимо птице для тепла.                                Воспитатель: - Есть ли зубчики на этом перышке? (Ответы детей: нет). Воспитатель: - Сравните перья. Какие они? (Ответы детей: маховое перо длинное, пуховое – короткое, они легкие, в стержне перьев - воздух). ВЫВОД: Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. Стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.  

ИТОГ: Мы узнали,  почему птицы могут летать:

  1. помогает птице воздух,
  2.  птица легкая,
  3. чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.

Литература: Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска». М., 2007; Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М, 2001; Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004; Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы». М., 2005; Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003; Жукова В. А. «Познавательные опыты в школе и дома». М., 2002; 3аринова А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» // Дошкольное воспитание. 1994. № 7; Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Как могут эти дни забыться..."

Урок мужества "Как могут эти дни забыться..."Авторы: Шаркова О.Н.Раченкова Н.Д....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ БЕЗОПАСТНОСТИ РЕБЕНКА?

Подростки часто сами принимают решение- хорошие или не очень. Их чувство здравого смысла лишь начинает формироваться, и по мнению некоторых родителей, это происходит слишком медленно. Родителей часто ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

План-конспект исследовательской деятельности "Почему празднуют день победы?"

Представлен вариант занятия исследования на тему "Почему празднуют день победы?" для детей старшего дошкольного возраста....