Методический семинар
статья на тему

Улуг-Хува Ай-кыс Евгеньевна

Пояснительная записка к методическому семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx72.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар» шапка

Пояснительная записка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Улуг-Хува А.Е.,

учитель физики и информатики

МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы

«Человек, не знающий ничего, может научиться;

Дело только в том, чтобы зажечь в нем желание учиться».

Д. Дидро

Актуальность

Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому — ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес учащихся всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

Целью является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение.

Как же обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого?

При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность. Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо убеждаться в их логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого нужно раскрывать логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественно подводить учащихся к необходимости изучения материала урока. Кроме того, учитель должен попытаться вызвать у них интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей установления закона; показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения и т.д. В конце объяснения целесообразно делать вывод и подчеркивать, какой вопрос был поставлен в начале объяснения, какой ответ на него получен и каким образом. Например, при изучении темы «Вес воздуха. Атмосферное давление» можно показать опыт со стаканами (Повторение опыта Герике Ото фон)

Новизна

Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки.

Проблема

Проблема развития познавательной активности учащихся не новая, но по-прежнему актуальна. Являясь учителем физики, я замечаю тенденцию снижения интереса учащихся к предмету. Одну из причин такого положения вещей называют американские физики: “Все согласны с тем, что физика – одна из самых интересных наук. В то же время многие учебники физики никак не назовешь интересными. В таких учебниках изложено все, что следует по программе. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно. А ведь эта сторона вопроса тоже заслуживает внимания ”.

Поэтому я начала свою педагогическую деятельность по теме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики». Основные задачи моей деятельности – это единство обучения и воспитания; создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и развития личности ребенка. Я считаю, что важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения. Поэтому необходимо воздействовать на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности.

На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:

  1. урок-соревнование;                  
  2. урок – игра;
  3. урок – викторина;
  4. урок – конкурс;
  5. урок творчества;
  6. урок–путешествия;
  7. урок- зачёт;
  8. урок открытых мыслей;
  9. урок- турнир;
  10. аукцион знаний;
  11. урок - сказка;
  12. урок-эврика

   Применяя в своей небольшой практике нестандартные уроки, я пришла к выводу, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Кроме методической проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики» использую информационно-коммуникационные технологии.

Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения. Например, в седьмом классе при изучении темы «Архимедова сила» в основном был использован видеоурок.

Таким образом, можно надеяться, что применение информационных технологий способствуют повышению активизации познавательной деятельности, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке учащегося.

  1. Привлечение непроизвольного внимания  и активизация познавательного интереса
  2. Личностно-ориентированный подход
  3. Возможность многократного повторения и просмотра мультимедийных  наглядных пособий
  4. Учет особенностей восприятия детей в разные моменты урока
  5. Возможность самообразования ученика

Практическая значимость

Физика - практическая наука. Моментами для формирования познавательной деятельности являются практические и лабораторные работы по конструированию моделей и физических приборов, комбинированные уроки с организацией групповой работы, любые деятельностные формы организации учебных занятий.  Над методической проблемой по теме «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики» я начала работать  с 2015 года.

В своей работе использую следующие педагогические методы и технологии:

  • нестандартные формы уроков;
  • проблемное обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • комбинированные уроки;
  • урок – беседа;
  • демонстрации и эксперименты;
  • метод проектов;
  • ИКТ - технологии

 Накопленный опыт по использованию активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики позволяет говорить о значительных преимуществах данной методической проблемы обучения в сравнении со сложившимися, традиционными формами и методами позволяет:

  • привлекать учащихся к моделированию и конструированию физических приборов и моделей, например, модель Стирлинга;
  • использовать различные виды деятельности: коллективную, групповую, индивидуальную;
  • подготовить учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального уровней.

Результат

Результатом работы является участие моих учеников в школьных научно - практических конференциях «Шаг в будущее», на которой учащиеся представляют свои творческие работы, лучшие из них принимают участие в муниципальной конференции.

Учебный год

Количество участников

 в школьной конференции

Количество участников

в муниципальной конференции

2015-2016

2

1

Результаты моего педагогического мониторинга выявили следующие результаты обучения.

Учебный год

% качества

% успеваемость

2014-2015

49%

98%

2015-2016

56%

100%

Таким образом, на протяжении одного года работы применения этих методов и приемов на уроках  отмечается:

  • рост познавательного интереса учащихся к физике;
  • положительная динамика роста уровня обученности по физике;
  • рост мотивации учащихся учебной деятельности;
  • рост прочных навыков исследовательской деятельности;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;
  • участие учащихся в научно-практических конференциях и олимпиадах по физике.

В 2015-2016 учебном году мой ученик Кара-Сал Даваа Сергекович стал победителем муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и его работа отправлена на республиканскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».

Я верю в своих учеников и считаю, что все ученики способные, и каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою «вершину». В будущем,  свою педагогическую деятельность я продолжу направлять на активизации познавательной деятельности учащихся.

Литература

  1. Современные подходы и методы к введению ФГОС  в школах России. Выпуск 1. – М: Педагогическое общество России, 2013. -320 с.
  2. Опыт работы участников областного конкурса «Учитель года 2008» . Томск, 2008
  3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1984. – 284 с.
  4. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83
  5. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...