управление самообразованием ученика
статья ( класс) на тему

мо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_samoobrazovaniem.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Управление самообразованием и самовоспитанием ученика

Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для значительной части учащихся старших классов характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества личности, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Говоря иными словами, школьники занимаются самовоспитанием, воспитанием самих себя. Но учащиеся не только ставят перед собой определенную цель, они стремятся достигнуть ее. Для решения поставленной перед собой задачи используются различные пути, в том числе и самостоятельный поиск знаний путем чтения дополнительной научно-технической и художественной литературы, выходящей за пределы обязательной учебной программы. Поэтому в процессе самовоспитания у школьников развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Технология управления самовоспитанием ученика

​ Диагностика самовоспитания учащихся. Исследования личности (психологические; анализ социума; анализ условий семьи; анализ потребностей; анализ ценностей и ценностных ориентаций).

​ Анализ уровня воспитанности и выявление проблем.

​ Постановка целей самовоспитания (от исправления своих поступков и поведения в начальной школе, самовоспитания воли, характера в среднем звене к ответственности и принципиальности в старших классах).

​ Составление плана самовоспитания:

- познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение);

- эмоционально-волевые качества (аутотренинг, выработка полезных

привычек);

- коммуникативные умения (общение «учитель-ученик», групповая работа,

тренинги, упражнения, наблюдения).

​ Прогнозирование результатов самовоспитания учащихся.

​ Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование, самообязательство,самоприказ, самовнушение и др.).

​ Выработка критериев успеха и неудачи:

- соответствие результата поставленной цели;

- удовлетворение потребностей.

​ Стимулирование (опора на положительные эмоции, радость творчества, состояние вдохновения; стимулы, вызывающие успокоение, снятие напряжения, тревоги, страха).Создание условий, способствующих воспитанию тех или иных качеств ( в семье, в школе ).

​ Реализация плана самовоспитания:

- найти наставника ( родители, сверстники, друзья, учителя, психолог );

- моральная поддержка ( члены семьи и добрые знакомые, клубы по

интересам и др.);

- соревнование ( сравнение себя с самим собой );

- самообязательства ( посильные и выполнимые на уровне оптимальной

трудности);

- самоприказ ( не должно быть насилия);

- использование «стимулов-орудий» (записная книжка, записки самому

себе, дневники и др.);

- соблюдение принципов последовательности;

- опора на положительные эмоции;

​ Промежуточная диагностика.

​ Корректировка изменений.

​ Анализ эффективности результатов работы и прогноз на будущее.

Конечно, самовоспитание обучающихся вряд ли начнётся стихийно. Классным руководителям необходимо продумать и применять в своей работе систему часов общения, которая могла бы спровоцировать это.

                                                                                         

                                                                                                                     __________________Рыпова Н.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания темы Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера

Уважаемые коллеги!Я думаю, что каждому из нас приходится посещать курсы повышениф квалификации.В 2011 году я посещала курсы в ПАПО по теме "Основы алгоритмизации и программирования в курсе средней шко...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Участие учеников в профессиональных конкурсах (проводимых Министерствами, Управлениями, учреждениями культуры).

Участие учеников в конкурсах, проводимых Министерствами, Управлениями, учреждениями культуры....

Технология управления самовоспитанием ученика.

Технология управления самовоспитанием ученика. Тезисы....

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося.

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах. Выступление на педсовете....

Тема самообразования: «Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроке математики»

Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников, достижение более высокого уровня моей профессионально...