«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»
учебно-методический материал ( класс) на тему

Кузнецова Натальюшка Ивановна

     Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие культуры поведения.

     Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды  и окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_-_metodichka_poznavatelnyy_interes.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»

Методическое пособие

«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»

Воспитатель:

Н.И.КУЗНЕЦОВА

Санкт-Петербург

2015

«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»

     Детские дома являются основной формой воспитания детей и обеспечивают благоприятные условия для позитивной социализации детей-сирот, поэтому деятельность педагогов нашего дома направлена на решение одной из основных задач – создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих разностороннему воспитанию и развитию воспитанников.

     Преимуществом детских домов является твердый режим дня, постоянный и целесообразный педагогический контроль, наличие возможностей для практического соединения воспитания и обучения с трудовой деятельностью, для всемерного расширения кругозора воспитанников и их умственного развития.

     Наши дети учатся общению, умению жить в незнакомой обстановке, воспитанники учатся самостоятельно находиться вне детского дома. Учение – ведущий вид деятельности. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Учебная деятельность зависит от взглядов воспитанников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации.

     Развитие мотивационной сферы – сложный и длительный процесс.Задача воспитателя – воспитывать, развивать ребенка, стимулировать его, создавать своеобразные «ситуации успеха».

     Учебно-воспитательный процесс выстроен согласно программе и плану учебно-воспитательной работы детского дома. В этом плане отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность. Особое внимание в организации учебной деятельности в детском доме уделяется повышению уровня выполнения домашнего задания.

Ведущие направления работы воспитателя по организации учебной деятельности:

1. Регулярная проверка дневников. Постоянно контролировать успеваемость, своевременно и эффективно реагировать на замечания из школы.

2. Проведение цикла бесед с целью формирования общественных навыков и помощи воспитанникам в овладении знаниями.

3. Ведение работы по повышению учебной мотивации учащихся, адекватного их отношения к школе, создание в группе микроклимата борьбы за качество,поощрение стремления к знаниям.

4. Включение в план работы мероприятий по развитию познавательных интересов и познавательной активности. В перспективном планировании – посещение школы, уроков, беседы с учителями.

5. Методически правильная организация самоподготовки с использованием дополнительной литературы,

     Воспитатели учат детей умению обращаться со словарем, энциклопедиями, справочниками, работе с каталогами, оглавлением, работать с интернетом.

     Хорошие результаты зависят от рационального образа жизни, выполнения режима дня. Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической работы, способствует разумному чередованию труда и отдыха, исключает вредные перегрузки. Рационально организованный порядок дня повышает работоспособность, сохраняет и укрепляет здоровье детей. Систематическая повторяемость режимных моментов изо дня в день вырабатывает у воспитанников определенные привычки и навыки, которые со временем становятся нормой их поведения.

- Умение организовать рабочее место.

- Умение планировать текущую работу.

- Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

- Сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказать помощь, принять помощь товарища и т.д.).

     Воспитанникам детского дома требуется педагогическая поддержка, причем не только в учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных проблем.

Основными задачами воспитателя в учебной деятельности являются:

- оказание всемерной помощи воспитанникам в овладении знаниями;

- создание в группе микроклимата борьбы за качество учебы;

- участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности воспитанников группы.

     Педагогический коллектив нашего детского дома осуществляет тесное взаимодействие со школами (классными руководителями, учителями- предметниками). Воспитатели посещают школу, имеют постоянную информацию о результатах учебной деятельности в отдельности каждого ребенка. Совместное обсуждение их и общение с учителем дает возможность продолжать учебную работу в том же направлении, что и в школе. Единство

требований учителей и воспитателей, слаженная работа педагогов, отработанная система помогают добиваться желаемых результатов. Уменьшаются пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость учащихся, воспитанников детского дома, сохраняется на уровне 100%, качество знаний повышается

     В условиях детского дома роль родителей выполняют воспитатели, которые контролируют и помогают учителям в обучении детей. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты, категория детей, которые приходят в детский дом из семьи, где они не чувствовали переживание «мы». В новую социальную общность детского дома и школы они входят с трудом. Отсюда – проблемы и трудности, возникающие у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

     Дети детского дома чаще попадают в категорию так называемых «трудных». Они учатся неравномерно, теряют интерес к учебе, у них снижена мотивация учения. Так называемые «трудные» дети – это головная боль многих педагогов, не знающих, что с ними делать. В самом деле, как быть с теми, кто слишком активен, обделен родительским вниманием, страдает замедленным развитием и различными неврозами? И поэтому наш педагогический коллектив стремится организовать жизнь воспитанников так, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой жизни.

     Дети по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Как правило, наши воспитанники ищут внешние причины собственных ошибок:

  • необъективность учителя,
  • непосильные задания,
  • необоснованная требовательность воспитателей,
  • агрессивность воспитателей и т.д.

     Такая позиция чревата тем, что воспитанник может озлобиться, замкнуться, у него может сложиться представление о непреодолимости преград, неизбежности трудностей, и, как следствие, появиться неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем. Немногие дети ищут причины затруднений в себе, своих знаниях, чертах характера, манере поведения. В этом случае у таких учащихся проявляется стремление самому справиться с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым.

     Цель самоподготовки – научить воспитанников самостоятельно работать. Самостоятельность учащихся в учебной работе воспитывается постепенно, это длительный и кропотливый процесс. От того, как будут складываться в 5-6 классах навыки и приемы самостоятельной работы детей, в значительной степени зависит успех их дальнейшей учебной деятельности в последующих классах. Воспитатели обращают серьезное внимание именно на формирование первоначальных навыков во время подготовки воспитанниками домашних заданий.

     Чем лучше руководство педагога в процессе самостоятельной учебной работы учащихся, тем прочнее у них навыки такой работы, тем легче воспитаннику в старших классах работать самостоятельно без контроля и постоянной помощи воспитателя.

     Одна из главных задач воспитателя при проведении самоподготовок воспитывать у детей сознательное отношение к выполнению заданий, учить рациональному распределению времени на то или иное задание, своевременность. Мы сталкиваемся с тем, что наших воспитанников надо терпеливо, настойчиво учить учиться. Во время самоподготовок обнаружился тот факт, что некоторые дети не понимают, что надо делать, другие все делают небрежно; одни нуждаются в помощи в силу запущенности, другие просто не научены работать самостоятельно.

     При организации самоподготовки необходим дифференцированный подход к различным группам воспитанников: т.е. одни воспитанники получают полную самостоятельность, другие приобретают свободу действий лишь после выполнения определенных заданий, третьи работают всё время под контролем воспитателя.

     Есть опыт: для самоподготовки делить группу на несколько групп, старшими в них назначаются лучшие ученики, которые контролируют выполнение заданий. Такие дети обычно заканчивают приготовление уроков раньше, их проверяет воспитатель, после чего они приступают к проверке работы воспитанников своей группы. Консультанты из числа учащихся играют немаловажную роль в рациональной организации самоподготовки, работая под руководством воспитателя. Создание групп с полной самостоятельностью является не только хорошим средством повышения ответственности и развития инициативы у детей, но и позволяет воспитателю осуществить индивидуальный поход к остальным воспитанникам.

     Учебно-воспитательный процесс мы выстраиваем согласно программе и плану учебно-воспитательной работы детского дома, в которых отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность.

     Налажена тесная связь с учителями-предметниками, классными руководителями, посещаются школы с целью владения информацией о результатах учебной деятельности каждого воспитанника в отдельности.

     Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие культуры поведения.

     Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды  и окружающей действительности.

     В основу системы воспитания положены принципы:

  • принцип гуманистического воспитания;
  • принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива детского дома, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
  • принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

  • принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
  • принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
  • принцип толерантности.
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального    окружения,  он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.

Основные  направления воспитательной работы

Учебно - познавательная деятельность

Цель: Формирование положительной мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома. Формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.

Задачи:

  • целенаправленно и систематически развивать мыслительную операцию, память, внимание;
  • развивать у воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • совершенствовать развитие речи на слух, пополнять словарный запас;
  • вырабатывать сознательное отношение к учёбе, как к основному труду учащихся;
  • прививать интерес к учению;
  • создать условия для развития любознательности, познавательного интереса у воспитанников;
  • организация учебной деятельности воспитанников для подготовки к  урокам в школе;

Основные направления работы  по учебно-познавательной деятельности:

  • постоянный контроль за успеваемостью;
  • тесная взаимосвязь со школой,  через посещение собраний и уроков, бесед с классными руководителями;
  • организация самоподготовки воспитанников в группе;
  • коррекция пробелов в знаниях воспитанников;
  • ориентирование воспитанников на повышение уровня обученности, с целью в дальнейшем получения престижного образования;
  • проведение викторин, олимпиад и других мероприятий.

Трудовое воспитание и профориентация

Цель: развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий; формирование и развитие у обучающихся качеств личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.

Задачи:

  • соблюдение личной гигиены;
  • организация личной жизни и индивидуальной деятельности, вырабатывание умений и навыков по их обеспечению;
  • воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края;
  • формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилища, представлений о своём доме, его интерьере, умений пользоваться бытовыми приборами для уборки помещений и территории детского дома;
  • вырабатывание знаний умений и навыков, необходимых при проведении косметического ремонта помещений детского дома и оборудования на участке детского дома;
  • развитие трудовых навыков в процессе работы в столовой и других помещениях;
  • обучение воспитанников шитью, вязанию, мальчиков работе со слесарным столярным инструментом, ремонту мебели, садово-огородного инвентаря;
  • стимулирование детского труда через  их на работу по линии центра занятости населения;
  • подготовка к сознательному выбору профессии;
  • воспитание уважения к людям труда.

Основными направлениями работы являются:

  • работа по профориентации воспитанников;
  • труд по самообслуживанию;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • сельскохозяйственный труд;
  • технический труд.

Патриотическое и гражданское воспитание

     Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

Задачи:

  • формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в современной действительности.

Основными направлениями работы являются:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции воспитанников;
  • оказание помощи воспитанникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Формирование здорового образа жизни

Цель: охранить и укрепить физическое и психологическое  здоровье      воспитанников, укрепить основы  здорового образа жизни, успешно социализировать воспитанников в общество; формирование у воспитанников стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

Задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • выявление  одарённых воспитанников, обладающих уникальными  физическими способностями, содействие их полному  раскрытию;
  • привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и воспитанников с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу для всех участников;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
  • установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями посёлка по вопросам профилактики заболеваний.

Основными направлениями работы являются:

  • вовлечение воспитанников в секции учреждений дополнительного образования района, в соответствии с их интересами,  наклонностями и способностями;
  • проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний  Дней здоровья в детском доме;
  • привлечение воспитанников к участию в спортивных праздниках в районе;
  • подготовку и проведение тематических воспитательских часов, бесед;
  • организацию экскурсий,  походов, прогулок;
  • организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе в каникулярное время;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • формирование системы знаний о здоровьесбережении.

Основы семейного воспитания в условиях детского дома.

Цели: воспитание ребёнка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу (не пополнили детские дома- профилактика сиротства); подготовка воспитанников к взрослой жизни, обучение умению ориентироваться в различных  жизненных ситуациях; заместить не мать и отца, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что знают и умеют дети из благополучных семей.

Задачи:

  • расширять знания, формировать у воспитанников представления о семье и её функциях и значении в жизни каждого человека;
  • дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства;
  • расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве жилища;
  • дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;
  • расширять знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека и дать им представление о значении родителей в умственном развитии детей через ознакомление с природой.

Основными направлениями работы являются:

  • мониторинг знаний воспитанников о семье и её функциях;
  • формирование и расширение знаний воспитанников о семье, её функциях, домашней экономике и бюджете через проведение воспитательских часов, практических занятий и др.
  • ознакомление с жизнью и бытом благополучной семьи, через определение детей в гостевые семьи на выходные и каникулярные дни.

Экологическое воспитание

Цель: в развитии экологической культуры поведения воспитанников  в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Задачи:

  • создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения;
  • расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Этика поведения

Цель: воспитание человека ответственного за своё поведение и поступки;

Задачи:

  • формирование и развитие этических норм жизни, как регулятора поведения людей;
  • формирование качеств личности, составляющих культуру человека, его поведение;
  • формирование правовых норм жизни человека.

Основными направлениями работы являются:

  • проведение бесед, тренингов и других мероприятий по формированию норм поведения в семье, обществе;
  • воспитательские мероприятия по изучению  и закреплению правовых норм жизни.

Эстетическое воспитание

     Осуществляется через работу творческих объединений воспитанников детского дома (кружки) проведение общедетдомовских  праздников и мероприятий, посещение кружков «Умелые руки», «ИЗО»  и другие в учреждениях дополнительного образования района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».

Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..   Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....