Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
проект (5 класс) на тему

Афанасьева Ольга Викторовна

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет.  Все они являются инвалидами детсва. Они нуждаются в постоянном уходе. медико-психологической и коррекционно-воспитательной поддержке со стороны взрослых. оДним из направлений коррекционно-воспитатетльной работы с данной категорией детей является эколого-валеологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologo-valeologich._vospitanie.doc223.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc1.33 МБ

Предварительный просмотр:

«Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности  воспитанников  с нарушением  интеллекта в условиях детского дома-интерната»

.                                                                  учитель, высшей квалификационной

                                                       категории Афанасьева О.В.

                                    Шадринск, 2018г

Государственное бюджетное учреждение «Шадринский детский дом для умственно отсталых детей»  Курганской области является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают дети  с 4 до 23 лет с нарушением интеллекта (F-71, F-72)

Все воспитанники являются инвалидами детства. Они находятся в условиях «социального  сиротства» и нуждаются в постоянном уходе, медико-психологической помощи и коррекционно- воспитательной поддержке со стороны взрослых.  

 Одним из направлений коррекционно- воспитательной  и развивающей деятельности  с данной категорией детей является эколого- валеологическое воспитание.

Эколого-валеологическое воспитание детей рассматривается нами

 как природосообразный процесс  воспитания, обучения и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений

воспитанников с нарушением интеллекта  с окружающей средой,

которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и воспитание навыков здорового образа жизни.

Исходя из актуальности и значимости проблемы, разработана программа «Эколого-валеологическое воспитание детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната»

    Цель программы - создание условий для формирования гармоничных  отношений воспитанников с нарушением интеллекта с социальной и природной окружающей средой, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  • формирование позиции «ценности здоровья», чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • обогащение знаний о значении и роли природы для здоровья человека, человек- часть природы и, охраняя природу, человек охраняет свое здоровье;
  •  формирование экологических знаний, практических  навыков и умений в разнообразной природоохранной деятельности;

* профилактика и устранение вредных привычек.

Принципы построения программы

 Принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение воспитанников  к окружающему миру.

 Принцип аксиологический, который формирует нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, способствует становлению новой системы ценностей у воспитанников.

 Принцип целостности   (сбалансированность   процессов   формирования   умений    и   навыков, стратегий взаимодействия с природой)

 Принцип деятельностный, формирует познавательные

и практические умения экологического плана, развивает волевые

 и творческие качества.  

  Принцип сотрудничества (построение

 взаимоотношений участников процесса

эколого-валеологического образования)

  Принцип систематичности    и    непрерывности.

            В работе с воспитанниками  с нарушением интеллекта использовались разнообразные формы и методы работы: экологические занятия, на которых реализуется зоотерапевтическая технология («Гости морей и океанов», «Путешествие в Акваград», «Пернатые друзья человека», «Чистая клетка - здоровый зверек» и т.д.); экологические экскурсии («Путешествие в осенний/весенний сад», «Как деревья зимуют», «Зимняя тропинка в лес» и т.д.); уроки доброты («Защити зимою птиц», «Маленькая помощь большой природе» и т.д.); оформление стенда «Мы – друзья природы»; сбор коллекции семян, плодов, составление гербариев, коллекции камней и т.д., ведение календаря природы в каждой группе; экологические выставки (выставка поделок из природного материала);

  Ежегодно в течение летнего периода с воспитанниками детского дома проводятся походы  и экскурсии в природу, прогулки «За здоровьем к природе» за территорию детского дома –интерната.     

         На занятиях в экологической комнате  использовалась  технология «кейс-стади» (Case Stady) - технология анализа конкретных ситуаций.

Цель технологии - самостоятельное добывание знаний, умений, способов охраны своего здоровья и окружающей природы. Название технологии произошло от лат. термина «casus» - запутанный или необычный случай.  

       Содержание занятия включало описание конкретной ситуации, «кусочка реальной жизни», события реально произошедшего и описанного для того, чтобы вызвать дискуссию, беседу, спор, как бы стимулировать воспитанников с нарушением интеллекта к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения. Воспитанники сначала знакомились с проблемой, ситуацией, а затем они выбирали наиболее правильное решение в ходе беседы, обсуждения. Таким образом, «кейс» - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Одним из направлений эколого-валеологической программы являлась и  природоохранительная работа, содержание которой включено в раздел программы «Природа и мы». Данный раздел подразумевает проведение акций: «Очистим двор от мусора», «Помоги птицам зимой», «Посади дерево», и т.д.

    Эта работа формирует  у  воспитанников  с нарушением интеллекта гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе, развивает трудовые природоведческие  навыки. Проведение занятий в форме акций развивает познавательную активность воспитанников. Цель этих акций привлечь их к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (садам, паркам), птицам, животным, растениям. В ходе мероприятий дети  понимают, что заботясь о природе они забоятся о своем здоровье.

Воспитанники детского дома с  интересом  отражали  свои знания  в рисунках. Они приняли участие в конкурсах рисунков на темы: «Мир на моей ладони», «Природа вокруг нас», «Укрепляем здоровье», «Мы твои друзья природа», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Режим дня», «Береги здоровье» и т.д. Ребята приняли участие  в  различных конкурсах рисунка. Например,  международный конкурс рисунка  сайта «Тематика.ру»:  «В мире животных» (диплом победителя за 3 место получил  Климов К.), «Перья, клювы и хвосты» (диплом за 1 место Немиров А.),  «Пресмыкающиеся и животные» (диплом  за 1 место  получил Сапегин В.) и другие.

     Таким образом, реализация программы  «Эколого-валеологическое воспитание детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната»  способствует формированию эколого-валеологических представлений у воспитанников с нарушением интеллекта и  закладывает  основы отношения  к себе, своему здоровью и окружающей природной среде.

        У них формируются базовые учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные. Фото к документу см. в Приложении 1

           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»

Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...