ЕГЭ.38.Общебиологические закономерности.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Воронцова Елена Сергеевна

Задания для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no38_obshchebiologicheskie_zakonomernosti.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Общебиологические закономерности.

  1. Задание 38 № 11087. Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

Пояснение.1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению. 2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя. 3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание

В пункте 3) более правильнее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

  1. Задание 38 № 11096. В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

Пояснение. 1) Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления. 2) Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию. 3) Обтекаемая форма тела.

  1. Задание 38 № 11097. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?

Пояснение.1) Уничтожение хищников приведет сначала к увеличению численности растительноядных рыб. 2) Из-за этого между ними усиливается конкуренция. 3) Быстро распространяются заболевания, что приводит к сокращению их численности.

  1. Задание 38 № 11106. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

Пояснение. 1) Увеличение численности растений; 2) сокращение численности хищников — жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

  1. Задание 38 № 11108. Докажите, что клетка является открытой системой.

Пояснение. 1) Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой. 2) Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы. 3) Клетка способна к регуляции своего химического состава.

  1. Задание 38 № 11109. Чем растительная клетка отличается от животной?

Пояснение. 1) Клетки растений содержат клеточную стенку из целлюлозы. 2) Клетки растений содержат пластиды, хлорофилл. 3) Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком.

  1. Задание 38 № 11110. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Пояснение. 1) Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

  1. Задание 38 № 11111. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

Пояснение. 1) В клетках желез синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи; 2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток желез.

  1. Задание 38 № 11112. Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?

Пояснение. 1) Живые системы состоят из клеток. 2) Клетка может быть частью многоклеточного организма или самостоятельным организмом. 3) Живые системы развиваются из одной клетки.

  1. Задание 38 № 11113. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

Пояснение. 1) В клетках эукариот рибосомы формируются в ядрышке. 2) На ДНК синтезируется р-РНК, к которой затем присоединяются белки. 3) Субчастицы рибосомы выходят из ядра в цитоплазму, и здесь завершается формирование полноценных рибосом.

  1. Задание 38 № 11114. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Пояснение. 1) Содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация, 2) способны само удваиваться за счёт репликации ДНК, 3) способны равномерно распределяться между дочерними клетками, обеспечивая преемственность признаков.

  1. Задание 38 № 11115. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

Пояснение. 1) Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий. 2) Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки). 3) Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.

  1. Задание 38 № 11116. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

Пояснение. 1) Обмен веществ и превращение энергии — основа жизни в обмене веществ участвуют все органоиды. 2) Отдельный органоид не обеспечивает всего обмена веществ. 3) Органоид нельзя считать единицей живого.

  1. Задание 38 № 11117. Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

Пояснение. 1) В процессе окисления органических веществ в митохондриях освобождается энергия. 2) Эта энергия используется на синтез АТФ и запасается в них. 3) Энергия АТФ используется на все жизненные процессы.

  1. Задание 38 № 11118. Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

Пояснение. Для поступления веществ в клетку существуют следующие пути:1) Фагоцитоз — поглощение,захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание. 2) Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной; 3) Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану. 4) Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации,происходящий с затратами энергии.

  1. Задание 38 № 11119. В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?

Пояснение. 1) Процессы протекают в двухмембранных органоидах (хлоропласты, митохондрии). 2) В обоих процессах происходит синтез АТФ. 3) Процессы идут при участии биоферментов.

  1. Задание 38 № 11120. В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

Пояснение. 1) Сходство: в результате этих процессов синтезируется глюкоза. 2) Различия: фотосинтез происходит в клетках растений, в хлоропластах, а хемосинтез — в клетках хемосинтезирующих бактерий (азото-, серо-, железобактерий) на мембранных структурах. 3) В результате фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза — нет.

  1. Задание 38 № 11121. В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

Пояснение. 1) Происходит образование органических веществ. 2) Процессы происходят с затратой энергии АТФ. 3) Процессы идут при участии ферментов.

  1. Задание 38 № 11123. Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

Пояснение. 1) Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена. 2) А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена. 3) В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

  1. Задание 38 № 11125. В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?

Пояснение. 1) В процессе биосинтеза белка используется энергия молекул АТФ, синтезируемых в процессе энергетического обмена. 2) В реакциях энергетического обмена участвуют ферменты, образованные в результате биосинтеза белка. 3) Процесс распада белков до аминокислот является промежуточным этапом энергетического обмена.

  1. Задание 38 № 11126. Чем строение молекулы ДНК отличается от строения молекулы иРНК?

Пояснение. 1) ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная. 2) В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин 3) В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил.

  1. Задание 38 № 11127. Чем отличается строение тРНК от рибонуклеиновых кислот других типов?

Пояснение. 1) Транспортная РНК (тРНК) составляет около 10% всей РНК. Она имеет короткую цепь нуклеотидов. 2) Форму трилистника. На одном конце трилистника находится триплет нуклеотидов (антикодон), кодирующий определенную аминокислоту. На другом конце триплет нуклеотидов, к которому присоединяется аминокислота.

  1. Задание 38 № 11128. В чем заключается биологический смысл митоза?

Пояснение. 1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним. 2) Лежит в основе роста тканей, органов. 3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов. 3) Находится в цитоплазме и переносит аминокислоты к месту синтеза белка.

  1. Задание 38 № 11129. В чем заключается биологический смысл мейоза?

Пояснение. 1) Это способ образования половых клеток. 2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида. 3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.

  1. Задание 38 № 11130. Что называется зиготой?

Пояснение. 1) Зигота — это оплодотворенная яйцеклетка. 2) Содержит диплоидный набор хромосом. 3) Служит для образования зародыша.

  1. Задание 38 № 11131. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

Пояснение. 1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму. 2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).

  1. Задание 38 № 11132. Каково значение интерфазы в жизни клетки?

Пояснение. 1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки. 2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ. 3) Происходит удвоение молекул ДНК.

  1. Задание 38 № 11134. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

Пояснение. 1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться. 2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора. 3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида. 4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т. д. ), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т. д.

  1. Задание 38 № 11124. Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

Пояснение. 1) Матрица, это объект, с которого снимается копия. 2) Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и-РНК, 3) молекула и-РНК является матрицей для сборки молекулы белка.

  1. Задание 38 № 11135. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Пояснение. Клетки отличаются кариотипом: 1) количеством, 2) размерами, 3) формами хромосом.

  1. Задание 38 № 11136. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

Пояснение. 1) Вегетативное размножение — это способ бесполого размножения, 2) в потомстве сохраняются все признаки материнского организма и 3) не происходит расщепления признака, как при половом размножении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"

 При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...

Курс по выбору по алгебре в 9 классе "Случайность или закономерность?"

Разработка содержит программу курса по выбору по алгебре в 9 классе по теме: "Случайность или закономерность?". Структура программы курса соотвествует требованиям и рекомендациям по проектированию про...

Урок по теме "Закономерности географической оболочки"

Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.С 2006 года географию преподает по лин...

Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства

Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...

Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс

Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне. На основе знаний об эволюционной значимости ароморфозов и идиоадаптаций у...

Самостоятельные работы по темам "Закономерности наследственности" и "Закономерности изменчивости"

Материал для промежуточного контроля при изучении генетики в профильном классе (биология, 10 класс). Содержит тестовые задания и вопросы с развернутым ответом, в том числе задачи на дигибридное скрещи...

ЕГЭ.33.Общебиологические вопросы.

Задания для подготовки к ЕГЭ....