Микрокалькуляторы
план-конспект урока (5 класс) на тему

Зуева Наталья Юрьевна

конспект урока 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_3_urok.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР №137             5 класс

Цель: - научить выполнять вычисления с помощью микрокалькулятора.

Задачи урока:

- обучающая: ознакомить обучающихся с основными понятиями темы и с историей вычислительной техники, объяснить назначение микрокалькулятора, научить составлять программу вычислений;

- развивающая: развивать логическое мышление, создать условия для развития познавательного интереса, творческой активности обучающихся, расширения кругозора обучающихся;

- воспитательная: продолжить развивать у обучающихся трудолюбие и аккуратность,

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Формы работы: Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом 

Методы: объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Метапредметные: Подготовка к изучению алгебры и физики

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов

Предметные:

 Развить навыки инструментальных вычислений

 Оборудование: МК, дидактический материал (наглядность).

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку,  приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово. Постановка цели урока.

Вы уже научились  выполнять все действия с десятичными дробями, с многозначными числами. Действия производили  столбиком, уголком, устно.  А что делать, если вычислений много, а времени мало?

Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока:

Этот друг надежен очень –
Мал, удобен, быстр и точен.
Думать много не заставит, запятые сам расставит.
(Микрокалькулятор.)

– Ребята, как вы думаете какая цель урока?

- Как достигнуть поставленной цели?

Откройте тетради, напишите классная работа и тему урока «Сравнение десятичных дробей»

3. Объяснение  нового материала.

Для знакомства с ним я сразу отправляю вас в путешествие по страницам словаря. 

МИКРО – (от греч. micros)       МАЛЫЙ  

МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР – ЭЛЕКТРОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР  МИКРОЭВМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

                          Большой энциклопедический словарь

ЭВМ – это электронно-вычислительная машина. Любая ЭВМ – это сложнейшая техническая система, состоящая из миллионов и даже сотен миллионов простейших устройств – элементов. Но они появились совсем недавно (40-50-е годы) и развиваются очень быстро.

А теперь отправимся в историю  вычислительной техники, узнаем  как она развивалась

                                           Исторический материал 

(Вывесить таблицу с инструментами для вычислений – приложение 1)

Первыми «вычислительными устройствами», которыми пользовались в древности люди, были пальцы рук и камешки. С помощью них складывали, вычитали и даже умножали довольно большие числа. Так как пальцы всегда при нас, то и считать стали по пальцам. Таким образом, наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног.

Даже в настоящее время ещё используют этот древний «прибор». Маленькие дети, начиная учиться считать, часто пользуются при счете своими пальцами. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти. В древние времена люди ходили босиком, поэтому могли использовать для счета пальцы как рук, так и ног. С помощью «босоногого калькулятора» они считали до чисел, значительно больших двадцати, так как фактически использовали пятеричную систему счисления, т.е. каждые 5 единиц(5 пальцев) составляли единицу следующего разряда-сустава.

Запоминать большие числа было трудно, и поэтому кроме пальцев рук и ног «задействовались» другие «приспособления». Например, перуанцы использовали для этого разноцветные шнурки с завязанными на них узлами. Веревочные счеты с узелками были в ходу в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память.

Засечки на палочках применяли в торговых сделках.  Палочки после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую – должник. Половинка играла роль «квитанции». В деревнях использовали счеты в виде зарубок на палках.

Очень рано у людей появилась необходимость сообщать друг другу о количестве предметов. Счет был даже у тех народов, у которых имелось только два числительных -один и два, а все числа больше двух получали название в виде сочетания этих двух числительных. Например:, три – «один, два», четыре – «два, два», пять – «два, два, один». Люди умели считать довольно большое число предметов, в строго определенном порядке. Чаще всего счет начинали с мизинца левой руки; после того как все пять пальцев этой руки были использованы, переходили к запястью, локтю, плечу, затем к правой руке и т.д. Если частей тела одного человека не хватало для счета предметов, то приглашали второго человека. На более высокой стадии развития люди при счете стали применять разные предметы: использовали камешки, зерна. Веревку с бирками. Это были первые счетные приборы, которые в конце концов привели к образованию разных систем счисления.

Великий переворот в вычислительной технике произошел с изобретением АБАКА( в Древней Греции и Риме) и в Европе (до 18 века).

Абак – греческое слово и переводится как счетная доска. Идея его устройства заключается в наличии специального вычислительного поля, где по определенным правилам перемещают счетные элементы. Действительно первоначально абак представлял собой доску, покрытую пылью или песком. На ней можно чертить линии и перекладывать камешки. В Древней Греции абак служил преимущественно для выполнения денежных расчетов. В левой части подсчитывались крупные денежные единицы, а в правой - мелочь. Счет велся в двоично-пятеричной системе. На такой доске было легко складывать и вычитать, добавляя или убирая камешки и перенося их из разряда в разряд.

Придя в Древний Рим абак изменился внешне. Римляне стали изготавливать его из бронзы, слоновой кости или цветного металла. На доске присутствовали два ряда прорезей, по которым можно было передвигать косточки. Абак превратился в настоящий счетный прибор, позволяющий представлять даже дроби, и был значительно удобнее греческого. Римляне называли это устройство calculi- «камешки». Отсюда произошел латинский глагол calculare- «вычислять», а от него – русское слово «калькулятор».

После падения Римской империи произошел упадок науки и культуры и абак был забыт на некоторое время. Возродился он и распространился по Европе только в 10 веке. Абаком пользовались купцы, менялы, ремесленники. Даже спустя шесть столетий абак оставался важнейшим инструментом для выполнения вычислений.

Естественно. Что в течение такого большого промежутка времени абак менял свой внешний вид и в 12-13вв. он приобрел форму так называемого счета на линиях. Это были специальные таблицы и жетоны, которые можно было помещать как на линиях, так и между ними. Такая форма счета в некоторых европейских странах сохранялась до конца 18в. и лишь затем окончательно уступила место вычислениям на бумаге.

В Китае абак был известен с 4 века до нашей эры. На специальной доске выкладывались счетные палочки. Постепенно их сменили разноцветные фишки, а в 5 веке появились китайские счеты – суан-пан. Они представляют собой раму с двумя рядами нанизанных на прутики косточек. На каждом прутике их было по семь. Из Китая суан-пан пришел в Японию. Произошло это в 16веке и устройство получило название «соробан».

В России счеты появились в то же время, что и в Японии. Но русские счеты были изобретены самостоятельно, что доказывают следующие факты. Во-первых, русские счеты очень сильно отличаются от китайских. Во-вторых, это изобретение имеет свою историю.

В России был распространен «счет костьми». Он был близок европейскому счету на линиях, но писцы использовали вместо жетонов плодовые косточки. В 16веке возник дощаной счет (достаточно сложный), первый вариант русских счетов. Такие счеты хранятся сейчас в Историческом музее в Москве.

Современный вид русские счеты приобрели к началу 18века. Далее они  меняли только форму, размер и изгибы проволоки для удобства использования. Русская разновидность этого прибора, русский абак – счеты, появились в 16 веке, ими пользуются и в наши дни. Большое преимущество русских счетов в том , что они основаны на десятичной системе счисления, а не на пятеричной, как все  остальные абаки.

Счеты в России использовались почти 300лет и сменили их только дешевые карманные калькуляторы.

Первое в мире автоматическое устройство, которое могло выполнять сложение, было создано на базе механических часов, и разработал его в 1623году Вильгельм Шикард, профессор кафедры восточных языков в одном из университетов Германии. Но неоценимый вклад в развитие устройств, помогающих выполнять вычисления, безусловно внесли Блез Паскаль, Годфрид Лейбний и Чарльз Беббидж.

В 1673г. Немецкий физик, изобретатель  и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц создал первый арифмометр, который выполнял все четыре арифметических действия.

Арифмометр – это настольный ручной вычислительный прибор для механического выполнения арифметических действий.

Наиболее совершенный для того времени арифмометр изобрел в 1878г. Великий русский математик Пафнутий Львович Чебышёв.

В 17 веке английский математик В. Оутред изобрел счетный инструмент -  логарифмическую линейку.

В первой половине19 века англичанин Ч. Бэббидж разработал конструкцию машины, достойной называться первым компьютером. Но она так и не была построена.

Современный компьютер был создан лишь в 40-х годах нашего века, но он был еще несовершенным. В нашей стране первая ЭВМ была построена в 1951г. Под руководством С. Лебедева.

Создание миниатюрных ЭВМ – МК – стало возможно после того, как были разработаны способы изготовления электронных схем, содержащих тысячи транзисторов и других элементов на пластинке размером с ноготь человека. С использованием МК для вычислений мы сегодня и познакомимся.

Сейчас МК имеет почти каждый, они удобны при вычислениях с большими числами. Они есть и в сотовых телефонах, в компьютере, на часах и т.д.

Ребята расскажите, что нового вы узнали после прочтения данного текста.

У Вас на столе лежат карточки. Пожалуйста,  соотнесите рисунок и название.

пальцы, веревочный счет, абак, суан-пан, соробан, русские счеты, арифомктр, логарифмическая линейка, микрокалькулятор.

Ребята мне кто-нибудь может рассказать, как пользоваться микрокалькулятором?

Давайте откроем учебник на стр. 232 и прочитаем основные правила работы на микрокалькуляторе.

Ответьте на вопросы.

1. Как вводят в микрокалькулятор натуральное число?

2. Как ввести десятичную дробь?

3. Как сложить (вычесть, умножить, разделить) два числа

4. Решение задач по новой теме 

1. Ввести числа 450; 1131; 1547 и 28,65; 129,975; 13,734

2. Учебник стр. 234 № 1538

Ответы:

а) 128,827

1600, 69

0, 9636

1, 00229

64 337 403

б) 31,129

193, 851

0,04433

53 927 079

в) 954, 408

5, 182096 (миллионных)

0,2542287 (десятимиллионных)

166, 1044357 (десятимиллионных)

г) 5,347

25,38

715, 2

5. Домашнее задание: Небольшое сообщение на 1 вычислительный прибор

6. Подведение итогов урока

- Тема нашего урока?

-Цель урока?

-Достигли ли поставленной цели?

–Правила работы на микрокалькуляторе?

Ребята отвечают на вопрос.

Оценки за урок: 

7. Рефлексия

Продолжите высказывания об уроке.

1.         Самым интересным на уроке для меня было....

2.         Я научился (научилась) ... .

3.         Я хотел(а) бы ещё узнать ....

4.         Мне понравилось ... .

5.         Мне не понравилось ... .

Сдайте карточки.
Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-дублер математики в 5 классе по теме "Микрокалькулятор"

Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор». Тип урока по форме проведения: Урок – «дублёр начинает действовать» ( «вертикальный» практикум). Характеристика темы урока: Данная тема ...

Программа элективного курса "С микрокалькулятором на ты"

Согласно приказа Минобразования России на экзамене по физике учащимся рекомендуется использовать непрограммируемый микрокалькулятор. Но учащиеся , в своем большинстве, умеют выполнять только простейши...

Программа "Экзаменатор+" для программируемых микрокалькуляторов семейства Б3-34 (МК-52, МК-54, МК-61).

Предлагаемая  программа  может  быть  реализована  на  программируемых  микрокалькуляторах  семейства  Б3-34  (  МК-52, МК-54, МК-61 )....

Разработка урока "Микрокалькулятор. Вычисления на микрокалькуляторе"

Урок разработан в рамках рабочей программы по математике 6 класс коррекционного образования....

Микрокалькуляторы

тех. карта урока 5 класс...

конспект урока в 5 классе "Микрокалькулятор"

урок математики в День космонавтики 12 апреля...

ТКУ по математике в 5 классе по теме "Микрокалькулятор"

ТКУ по математике в 5 классе по теме "Микрокалькулятор"...