Урок-проект. 4 класс
план-конспект урока на тему

Исследовательский проект "Храм иконы Божьей Матери в п.Дагомыс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt_4_klass.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд         

Исследовательский  проект

 «ХРАМ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

В  П. ДАГОМЫС. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

МОБУ СОШ №82  4«Б» кл  

 «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение… Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».

Президент Российского Фонда Культуры Н. С. Михалков

         Не случайно выбрана тема нашего проекта – « Храм иконы  Казанской  Божьей  Матери в посёлке  Дагомыс. Прошлое и настоящее».

3 слайд     

                

 План работы над проектом:

1.Введение      

  • Обоснование необходимости проведения исследовательской  работы (актуальность).        
  • Цели и задачи проекта.        
  • План исследования.  
  • Гипотеза.                                                                                                                                                                                                                    

2. Основная часть. (работа в группах)

  • Знакомство с православными храмами, их  особенностями
  • Отличительные черты и символический смысл иконографических типов Пресвятой Богородицы.   История  иконы Казанской  Божьей  Матери.
  • Храм – сердце посёлка. 

 3. Заключение. 

4. Источники, используемые при подготовке работы. 

5. Презентация.

4 слайд

 Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы.  В нашем посёлке, тоже  недавно  был  построен  храм  иконы Казанской  Божьей  Матери, недалеко  от  школы.  В своём  исследовании мы хотим узнать больше об  этом  храме, узнать его историю.

    5 слайд     

Цели

  • Способствовать приобщению учащихся к религиозно – духовному наследию русской православной культуры.
  • Формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию предков.
  • Изучить историческое прошлое и настоящее православного храма и показать  его историческую значимость в жизни людей.

6 слайд

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с православными храмами, их  особенностями
  • выявить отличительные черты и символический смысл иконографических типов Пресвятой Богородицы. Узнать  историю  иконы Казанской  Божьей  Матери.
  • Познакомиться с храмом  Иконы Казанской Божьей Матери п. Дагомыс.

Развивающие:

  •  развивать у учащихся навык критического слушания;
  •  развивать у учащихся навык и умение работы в группе;
  •  развивать умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия и интернет ресурсами.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.

7слайд

        В ходе исследовательской работы необходимо доказать гипотезу «Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни»

8 слайд

Работа в группах:

  1. «Зодчие» – Православные  храмы.
  2. «Иконоведы» – Иконы  Пресвятой  Богородицы. Икона  Казанской  божьей  Матери.
  3.  «Летописцы» – История  нашего  храма.

9 слайд

1 группа  «Зодчие»

Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

- В храме совершаются  таинства венчания, крещения, отпевания.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

   10слайд

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Спасителе.

     11 слайд

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

   12 слайд

 Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

   13 слайд

  Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.     Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.  Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест, во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

14 слайд

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.   

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

15 слайд

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.   

    16 слайд

 Площадка перед входом в храм,  называется папертью.  

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. 

Притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон можно поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой.

17 слайд

     Алтарную часть от средней отделяет алтарная преграда — иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. )

В центре иконостаса – двери – Царские врата.(Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)

18 слайд

 Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

19 слайд

2 группа «Иконоведы»

Вторая  часть нашего исследования было посвящено иконам Пресвятой Богородицы.

Мы  уже  знаем много о православной иконе,  ее назначение  и её изобразительным особенностям.

20 слайд

Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука, который жил  еще в I веке. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Богоматерь, увидев икону, произнесла: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».

По прошествии значительного времени оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения.(Списки) Православными иконописцами берутся за основу именно они.

     Можно сказать, апостол Лука положил начало иконописанию, определил его основные принципы. А Сама Божия Матерь передала  иконам благодатную и таинственную силу.

21 слайд

Внимательно вглядитесь  в  эти  иконы, есть  ли различия  в  изображениях?

22 слайд

Иконы с изображением Богородицы условно  делятся на три основных  типа:

23 слайд

ОДИГИТРИЯ (греч.) – ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА.

Богородица с Иисусом Христом на руках: одной рукой Она указывает на Сына, Иисус,  смотрит строго перед Собой, правой рукой благословляет, в левой руке держит свиток – знак его Учения.

24 слайд

ЕЛЕУСА (греч.) – УМИЛЕНИЕ.

Богородица и Младенец Иисус, склоненные друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к ней щекой.

25 слайд

ОРАНТА (греч.) – МОЛЯЩАЯСЯ

Изображение Богородицы с воздетыми в молении руками без Младенца.

Деление на три основных типа условно и служит лишь для ориентира  в огромном мире православной иконы.

26 слайд

Подробнее  расскажем  об  иконе  Казанской  Божией  Матери

В 1579 году на город Казань обрушился страшный пожар, постепенно уничтожающий все на своем пути. Несчастье не обошло стороной и дом купца Онучина. Сразу после пожара маленькой девятилетней дочери торговца Матроне приснился сон: сама Дева Мария явилась к девочке и открыла ей, что под развалинами их жилья находится чудесный образ, спрятанный под землей тайными приверженцами христианства. Образ был найден. Икона начала  творить чудеса. Исцеляла слепых слабым  давала  силу.

 27 слайд

Спустя десять лет после обретения этой иконы на том самом месте, где ее нашли, был построен монастырь для женщин в честь иконы Казанской Божией Матери, а сама Казанская икона Божией Матери была перенесена в новый Успенский храм. Там она и хранилась, пока не была похищена святотатцами в 1904 году.

28 слайд

Именно перед этим образом молился князь Дмитрий Михайлович Пожарский перед сражением с поляками, Петр I перед Полтавской победой, князь Михаил Кутузов во время наполеоновского нашествия.

 Во время Второй Отечественной войны Казанская икона Божией Матери была обнесена вокруг Москвы на самолете, управляемом личным пилотом Сталина.

С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, которые тоже прославились чудесами. Вскоре ее почитание стало всероссийским,  было открыто множество храмов в ее честь.

 По иконографическому типу Казанская икона приближена к погрудному варианту Одигитрии. Рук Богоматери не видно, а у Младенеца  Христа видна только правая, благословляющая рука. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной

Часто именно этой иконой благословляют родители своих детей на брак, она считается покровительницей семейной жизни. Пресвятая Богородица помогает молящимся перед Ее святым образом в исцелении от болезней, защищает от нападения грабителей.

29 слайд

3  группа « Летописцы»

 Храм иконы Казанской божьей матери  на  улице  Армавирской в п. Дагомыс. 

Немного  истории

Первый православный храм был построен в поселке Дагомыс в 1912-1917 годах для нужд местных жителей и сотрудников и пациентов Государева имения и лечебницы. В начале сороковых храм начали разбирать, и к 1956 году здание церкви было полностью разрушено.

30 слайд 

Как  вы  думаете:  «Что связывает  этих  два  здания?»

В 1992 году на сходе жителей поселка было принято решение о создании православной общины. При этом присутствовал благочинный сочинского округа  протоиерей Константин Коробов. Было решено просить  архиепископа Исидора об освящении будущего храма во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Прошение было решено удовлетворить. Первые шесть  лет приход ютился в маленьком помещении по ул. Гайдара, 14.

 В 1998 году администрацией города и правлением Дагомысского чай совхоза была безвозмездно выделена земля под строительство нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

 Проект создал Б. Бабаков.

31 слайд

 Храмовый комплекс  состоит  из двухэтажного  крестово – купольного храма с верхним основным  и нижним крестильным престолами  и  трапезной. Высотой  21,5м. Кроме того, были возведены подсобные помещения и небольшая деревянная часовня во имя ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ с двумя куполами.

32 слайд

 В 2009 году были изготовлены и установлены пять куполов под золото.

33-34-35 слайд

 В храме имеются три древние иконы, переданные сочинской таможней, икона с частицей святых мощей преподобного Петра Афонского, древняя икона святых мучениц Ирины, Агапии и Александры, написанная в Иерусалиме. А  также Икона Спиридона Тримифунтского.

Наш храм ещё молодой,  только с Пасхи 2012 года, богослужения регулярно совершаются в верхнем, основном храме.

36 слайд

Храм – это действительно, самое прекрасное и благодатное место, в котором хочется молиться и долго смотреть на чудные иконы.

37 слайд

        В русской деревне храм являлся сердцем села. В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь была частью людского бытия. Церковь была истинно общественным центром деревень: не формально, а по людскому желанию, и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание и совесть вели людей туда.

38 слайд

        В современных условиях религиозное просвещение является одним из приоритетных в деле пастырского служения, - поясняет настоятель, отец Александр. - Огромное значение оно имеет на небольшом  поселковом приходе, где имеется нужда в особом душепопечении и учительстве. Отец Александр постоянно проводит беседы с прихожанами на духовно-нравственные темы. Наряду с проповедями, произносимыми за каждым богослужением, беседами, проводимыми перед Таинствами крещения и венчания, большую роль в деле религиозного образования на приходе играет активное сотрудничество с нашей школой. Отец  Александр  является председателем  попечительского  совета.

39 слайд        Силами Православной общины постоянно приводится в порядок территория и внутренние помещения храма. Издревле православный люд заботился о своем храме и ревностно возрождал его, потому что прекрасно осознавал, что храм является центром духовно-нравственных идеалов всего народа. Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни. 

        Храни Вас Господь!

40 слайд

  • "О храме", страница официального сайта храма:
  • "Церковь Казанской иконы Божией Матери", сайт вОтпуск RU:
  • "История храма", официальный курортный сайт администрации города Сочи:
  • Бокарёв Александр, "Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Дагомысе", учетная карточка проекта Храмы России от 5 сентября 2009:

http://www.jmp.ru/svyat/jul08.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

урок- проект 5 класс"Площади"

Причиной выбора этого метода является то, что он повышает интерес к занятиям, облегчает восприятие, снимает нервное напряжение, развивает коммуникативные компетенции, учит работать над проектами и пов...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок проект 7 класс

Тема урока " Геологическое время" по учебнику  Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевий...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

урок-проект-мастер-класс

Учебный проект «Изображение природы в лирике Л.Тапхаева» проводится в рамках элективного курса по литературе  в 9 классе «Природа в творчестве поэтов и писателей Тунки». Р...