Пректная методика в профильном обучении.
статья (5 класс) на тему

Елфимова Ирина Ивановна

Статья содержит основы проектной методики в профильном обучении математике в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika_v_profilnom_obuchenii.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика в профильном обучении

Профильное обучение на старшей ступени среднего образования требует серьезных изменений в его организации: в первую очередь, использование современных методов обучения, которые с максимальной возможностью учитывают интересы, склонности и способности учащихся.

Одним из таких современных методов обучения и является проектный метод обучения или метод проектов.

Вообще, проект – предварение чего-либо, т.е. план, который предваряет создание какого-либо продукта.

Метод проектов  –  педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Для ученика проект – это деятельность (учебно-познавательная, творческая, игровая) направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде целей и задач. Результатом этой деятельности становится найденные способы решения этой проблемы.

Для учащихся проект – это:

  1. способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта;
  2. дидактическое средство обучения школьников проектированию;
  3. интегрированное дидактическое средство воспитания и развития способностей учащихся;
  4. воспитывается умение работать самостоятельно или в группе;
  5. критически мыслить;
  6. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерной науки, делать обоснованные выводы.

Для учителя метод проектов может быть вариантом организации проблемного обучения.

Какие же этапы при выполнении учебного проекта можно выделить?

1 (подготовительный) этап. На этом этапе осуществляется выбор темы, организация рабочей группы, окончательный выбор проекта;

  1. этап,  разработка проекта или собственно проектная деятельность, которая включает в себя:

а) формирование проблемы;

б) определение целей и задач;

т.е. нахождение средств и способов решения проблемы. На этом этапе должны выполняться определенные требования: цель должна быть реальной, конкретной, диагностичной (т.е. ее легко можно было бы проверить), локальной (узкий участок), значимой. Для лучшего выполнения цели, она разбивается на мелкие кусочки – задачи.

3 этап, определение средств и способов решения задач, планирование работы с распределение обязанностей.

План составления самими учащимися, назначаются  ответственные за каждый пункт плана.

  1. этап, определение критериев оценки хода и результатов проектной деятельности.
  2. этап, обеспечение учебного проекта: предметные знания (межпредметные, если проект объединяет несколько предметов), умения, навыки, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение, ( например, необходимая литература), организационное (например, выделение помещения и т.д.);

финансовое обеспечение.

И наконец – реализация проекта, которое включает:

  1. выполнение плана, осуществление промежуточного контроля хода и результатов проекта;
  2. анализ и оценка результатов;
  3. корректировка проекта – в результате анализа может произойти изменение проекта;
  4. обобщение и оформление результатов проектной деятельности;
  5. подготовка к презентации.

Критерии оценки проекта являются:

  1. аргументированность выбора темы, основания потребности, практическая направленность и значимость;
  2. объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовка к восприятию проекта другими;
  3. аргументированность использованных подходов, выводов;
  4. уровень творчества, оригинальность решения проблемы;
  5. качество предоставляемых материалов.

Критерии оценки защиты проекта будут являться:

  1. качество презентации;
  2. объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
  3. культура речи, использование наглядности;
  4. ответы на вопросы;
  5. деловые и волевые качества докладчиков.

Проект защищают авторы (все, кто принимал в нем участие).

Во время выступления раскрывается суть проблемы, пути ее решения, показываются результаты, делаются выводы. Даются ответы на вопросы членов экспертной группы и участников других проектов.

Виды проектов могут быть самыми различными:

- исследовательские проекты (например, исследовать какое количество краски необходимо для окраски пола и потолка 1 этажа школы – 6,7 классы);

- игровые проекты (ролевые – какая-то группа возьмет на себя роль снабженца школы и рассчитает, какое количество продуктов нужно закупить для школы на 1 неделю – 5 классы);

- творческие проекты, результатами которых могут быть видеофильмы, репортажи, организованные праздники (например, в виде проекта может быть организован математический вечер, посвященный какому-либо выдающемуся ученому и его вкладу в науку);

- проекты могут быть информационными, результатами которых являются доклады, публикации и т.д..

- практико-ориентированными , в процессе которых может быть пакет рекомендаций для овладения какой-либо темой.

В основе проектирования – усвоения новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нежно организовать и моделировать.

Тем не менее, следует помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. К таким качествам можно отнести умения:

- работать в коллективе;

- брать ответственность за выбор, решения;

- разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, свое время интересам общего дела).

При проектировании на первый план выходит сам процесс применения имеющихся значений. Неопределенность активизирует познавательную деятельность.

Работать в классе с активными «почемучками» сложно. Учитель на уроках с использованием проектной методики выступает как консультант: направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, но не предлагает решение проблемы в готовом виде.

При этом школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен говорить, как и что надо делать.

Однако школьники должны хорошо усвоить правила успешности проектной деятельности:

- в команде нет лидеров, все члены группы равны;

- команда не соревнуется;

- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от чувства уверенности в себе;

- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

Задача педагога заключается в том, чтобы при работе над проектами реализовалась логическая цепочка, от выбора темы проекта и формы его выполнения (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до анализа полученных им результатов.

Проектная методика позволяет создать естественную среду для формирования компетентного во многих отраслях человека, обладающего к тому же хорошими личностными качествами.

Литература:

Соловьева Н., Шельпова Н. «Проектная методика в профильном обучении» (Ж. «Школьные технологии» №3, 2005 г.)

Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» (Москва, АРКТИ 2003 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения элективного курса "Удивительные невидимки" в профильном обучении.

Представляю педагогическую концепцию по проведению элективного курса "Удивительные невидимки".Каждая тема - это своеобразный экскурс в прошлое....

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Методика профильного обучения

Задание №2 на курсах "Учитель профильной школы"...

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...