Зал Боевой Славы – центр формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в школе
статья на тему

Современная педагогика должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности.

          Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер. Среди широкого спектра направлений педагогической деятельности одно из центральных мест должны занимать гражданственность и патриотизм.

 Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для нашего российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._zal_boevoy_slavy.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Галина Николаевна Краснова,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 9,

г.Ковров

Зал Боевой Славы – центр формирования

патриотического и духовно-нравственного воспитания

учащихся в школе

          Современная педагогика должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности.

          Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер. Среди широкого спектра направлений педагогической деятельности одно из центральных мест должны занимать гражданственность и патриотизм.

 Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для нашего российского общества.

При подготовке к традиционному педагогическому совету «Семья, нравственность, культура и здоровье» было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов нашей школы. В иерархии ведущих позиций старшеклассники ставили на первое место счастье, дружбу и свободу. Патриотизм никто из ребят не отрицал, но ставил на 5-12 место. Оно и понятно: в наше время человечество утратило то, что породило его на этой Земле: традиции, обычаи, родную природу.

Мы привыкли называть словом «патриотизм» любовь к Родине, преданность к своему отечеству, готовность к его защите. Об это мы читаем в Педагогическом энциклопедическом словаре и словаре С.И. Ожегова. Но оказывается, слово «патриотизм»  заимствовано из французского языка в эпоху Петра Первого. Никакого эквивалента этому слову в древнерусских памятках нет, словосочетание «любовь к Родине» да и само слово «Родина» древнерусскими авторами не употреблялось.

Вспомним «Слово о полку Игореве», которое учит нас любви к Родине, но не на языке понятий, а на языке чувств, образов. У восточных славян понятие родины было связано с тем, что принадлежит Роду, а Роду принадлежит земля, поэтому и восклицает неизвестный автор в своей повести: « О Русская земля, ты уж за холмом».

А что же для нашего поколения значит  Русская земля? Вздох древнего летописца при виде княжеской междоусобицы или голос поэта в годину новой беды, когда фашистские танки лавиной подминали под себя просторы нашей Родины? Конечно, и то и другое, но главное, это раздумья сегодняшнего молодого поколения, предчувствующего, какую ответственность возлагает ему на плечи история и современность, какие тревоги и победы суждено еще пережить его земле, как защитить ее. А защитить ее – это значить служить своей земле, народу.

Защиту своей родины мы и называем патриотизмом.            

Наше поколение обвиняют в отсутствии патриотизма,  в утрате традиций, обычаев, любви к своей земле. Поэтому именно сегодня требуется восстановление этой «почвенности» с учетом современных общественных традиций и закономерностей.

 И нам есть у кого поучиться, есть с кого брать пример. Патриотизм российского народа глубоко коренится в душе русского человека, потому что формировался долгим историческим опытом в борьбе с многочисленными врагами. Сохранение российской земли от завоеваний, самоотречение, ответственность, коллективизм и вера в то, что   «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» - вот три составляющие патриотизма русского человека. Именно поэтому эти слова высечены на памятном знаке в сквере на улице  имени Абельмана в честь ковровских ребят, погибших  в «горячих точках».

Воспитание патриотизма – это воспитание преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса  к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который предполагает активное участие школьников в его работе, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: ученического исследования, образовательных путешествий, технологии коллективных творческих дел, игровых технологий, метода проектов.

Школьный музей истории развития образования «Поиск» действует более 10 лет. С момента его открытия и по настоящее время музей работает под девизом «Школа – единый музей». За это время оформлена музейная комната, Зал №1 «Так всё начиналось». Сделано много, но для того чтобы рамки действия музея расширились, с 2009 года мы разработали проект «Зал Боевой Славы», который  рассчитан на 5 лет.

Исходя из темы, над которой работала школа, мы поставили целью проекта:

1.Создание и развитие Зала Боевой Славы как центра духовно- нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения – будущего Владимирского края.

2.Использование ресурса музея для реализации Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования и ФГОС второго поколения.

Для выполнения  этих целей были намечены следующие задачи:

  • Внедрять методы, приемы, формы музейно-педагогической технологии в учебно-воспитательный  процесс.
  • Развивать на базе музея проектную и исследовательскую деятельность учащихся с привлечением материалов музейной коллекции.
  • Перейти на качественно новый уровень проведения учебно- воспитательной, культурно-массовой и экскурсионной работы с применением современных информационных технологий.
  • Работать над совершенствованием экспозиционно-выставочного комплекса, применять дизайнерские решения, способствующие повышению имиджа музея.

Для создания Зала Боевой Славы в школе была объявлена благотворительная акция «Бессмертны имена России», в которой приняли участие ученики, родители, учителя, выпускники школы, городская организация «Боевое братство», попечители школы. Каждый понимал, что Зал Боевой Славы необходим, потому что воспитание патриотизма начинается с уважения к малой Родине, школе, семье, потому что «деревья сохнут без корней и без корней черствеют  души».

На первом этапе  были организованы Совет и актив Зала Боевой Славы. В Совет вошли учащиеся 5-11 классов, педагоги и члены КОЦА «Отечество», родители. Составили план действия, и началась работа по реализации идеи «Школа – единый музей». Администрация школы выделила помещение площадью 114 кв. м (учебная рекреация третьего этажа).

Было намечено 4 зтапа развития Зала Боевой Славы, основными видами деятельности которых стали поисковая, исследовательская, просветительская, методическая и оформительская. Для реализации проекта созданы 10 поисковых групп, которые за 2 года собрали материал о 25 выпускниках военных учебных заведений, открыли экспозицию, посвященную жителям микрорайона, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, учащимся, родителям и учителям школы, воевавшим в Афганистане и Чеченской Республике. Это была живая, настоящая работа, которая воспитывала в учащихся-поисковиках интерес к истории родного края, к людям, внесшим свой вклад в дела Отечества и малой родины.

Результатом первого этапа стало открытие Зала Боевой Славы, которое  

 состоялось 12 мая 2010 года, в день гибели  в Чечне нашего ученика. Витрины Зала пополнились экспонатами: снаряжением солдата и офицера российской армии.

С целью активизации работы Зала Боевой Славы  на втором этапе   члены совета музея разработали абонемент на посещение экскурсий, Уроков мужества, торжественных акций, посвящённых памятным датам, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военнослужащими срочной службы, бывшими учениками школы. За этот период были созданы 4 постоянных группы экскурсоводов, которые разработали тематические экскурсии:

  • Ковровские космодемьянские (о группе ЮФА, действовавшей на Смоленщине в 1942 году). Большую помощь в этом оказал Техноцентр завода имени В.А. Дегтярева.
  • Их имена носят улицы нашего города.
  • Пожарский и наш край.
  • Ковров – город воинской славы.

Патриотические чувства пробуждались и пробуждаются не только в тех ребятах, кто собирает материал и проводит экскурсии, но и в тех, кто приходит на эти экскурсии в Зал Боевой Славы.

На третьем этапе  были спланированы пути взаимодействия с городским краеведческим музеем: встречи с научными работниками музея, посещение  Рождественских встреч. Результатом этого сотрудничества стал проект «Шашовская сторона», который дал возможность собрать материал об истории деревни Шашово, на территории которой сейчас находится наша школа.

 Совет музея организовал встречу с руководителем ковровского частного музея Боевой Славы, участником поисковых отрядов Алексеем Стрижовым. Подлинные экспонаты времён Великой Отечественной войны, предоставленные Алексеем, пополнили наш Зал и дали возможность  открыть  новую экспозицию «Они сражались за Родину». В витринах расположили реликвии: письмо с фронта, датированное 1944 годом, а также боевое снаряжение солдата времён Великой Отечественной войны, боевые медали, медали работникам тыла 1941 – 1943 годов

В феврале 2012 года в Зале Боевой Славы состоялась встреча с малолетними узниками концлагерей. Открыл встречу председатель Владимирского отделения Российского Союза бывших малолетних узников фашизма Рябов Александр Данилович. Презентация его книги «Чтобы помнили» была интересна и поучительна. Сколько вопросов задавали ребята, охваченные сочувствием к судьбам детей-узников. В память о нашей встрече Александр Данилович подарил музею книги и лапоточки, которые он научился плести с пяти лет и для взрослых, и для детей в концлагере на торфяных разработках. Эта встреча нашла отклик в сердцах детей, об этом можно было судить по взволнованным лицам и глазам, наполненным слезами.

Вся эта работа дала возможность участвовать в конкурсе грантов  – социально-значимых проектов образовательных учреждений и на выигранные средства приобрести застеклённый шкаф, в который разместили    экспонаты 1940-ых годов: гимнастёрку , пилотку, бинокль образца 1943 года, макет револьвера образца 1928 года.

Срок реализации проекта заканчивается. А желание работать в данном направлении остается.

Кроме мероприятий, ставших традиционными:

  • митинг-реквием;
  • конкурс военно-патриотической песни;
  • школьная и городская конференции;
  • встречи с участниками боевых действий , –

мы планируем  апробировать новую форму работы – конференция «Вооружённые силы России». Необходимо разместить новые экспонаты, предоставленные заводом имени В.А. Дегтярёва.

Таким образом, Зал Боевой Славы  призван сохранять и приобретать знания о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, о своей малой родине, о своем крае. И успех работы  зависит от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие в их использовании.

Литература

1. А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: Глобус, 2007.

2.Т.М.Палаткина. Школьный музей. Светотон, 2004.

3.Н. В. Нагорский. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство. Педагогика,№5,2005.

4.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на

2010-2015 годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - основа национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Выступление на районной научно-практической конференции "Миссия педагога дополнительного образования в условиях реализации национальной инициативы "Наша новая школа".  В данной работе освящаются ...

Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся

Данный материал представляет собой статью "Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся и молодежи" педагога.На протяжении ряда лет, занимаясь с учащимися поисково-ис...

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

Программа гражданско - патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся 9-11 кл

Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Сейчас воспитание гражданина - патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина - патриота,...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...