Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Данный материал представляет собой статью "Из опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся и молодежи" педагога.На протяжении ряда лет, занимаясь с учащимися поисково-исследовательской и краеведческой работой, мною был накоплен определенный опыт по данному направлению, упор делался на исследования своей малой родины, вылившийся в ряд разработок по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty._vystuplenie.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по патриотическому  и духовно-нравственному воспитанию учащихся и молодежи.

(программа «Растим патриотов»  Комнаты Боевой и Трудовой Славы) МАОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области учителя истории Конновой Н.Б.

России не станет тогда,

когда не станет последнего патриота.

Н.М. Карамзин

Сегодня в современном обществе, к сожалению, происходит падение духовно-нравственных ценностей, именно эти качества личности, как ни парадоксально, утрачиваются, а понятие “патриотизм” и чувство любви к своей Родине становится каким-то абсолютно чужим и далёким для понимания сегодняшними школьниками и сегодняшней молодежью. По проведенному опросу  учащихся школ, многие не понимают даже значения слова  "патриот" или  не знают, что оно обозначает.  И поэтому главная задача учителя, педагога, воспитателя –  сделать все возможное и позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, своей малой Родине, которые необходимо закладывать в его сердце с самого рождения и постараться помочь ему развить и проявить эти чувства в жизни.

Современный мир и общество требуют новых воспитательных подходов, новых педагогических технологий способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому, воспитывать духовно-нравственную и всесторонне развитую гармоничную личность,  поэтому мною была разработана такая программа, с учетом новых воспитательных подходов и приоритетов.

На протяжении ряда лет, занимаясь с учащимися поисково-исследовательской и краеведческой работой, мною был накоплен определенный опыт по данному направлению, упор делался на исследования своей малой родины, вылившийся в ряд разработок по данному направлению.

Учащиеся, став поисковиками и краеведами на это время, исследовали историю возникновения школы и села. Работали в архивах г. Балакова, г. Маркса, с. Подлесное. Были получены данные, которые и легли в основу Программы "Растим патриотов".

 Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наша школьная музейная Комната Боевой и Трудовой Славы - центр военно-патриотического воспитания учащихся и сельской молодежи.

       Школьная музейная комната - это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство гордости, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

        Новизна опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются на основе исследовательской работы   и краеведческо-поисковой деятельности  учащихся и  сельской молодежи, в тесном сотрудничестве с  местным социумом, администрацией Новополеводинского муниципального образования,  сельской  библиотекой, Социально-культурным центром.

Программа "Растим патриотов" составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Она разработана специально к 70-летию Великой Победы, на основании потребностей молодежи, учащихся и общества, она продиктована временем, составлена с учетом специфики работы в сельской школе.  

Структура и организация данной воспитательной программы ориентирована на возрастные категории учащихся и молодежи в возрасте 11-18 лет, на коллектив педагогов и родителей, реализуется программа на базе нашей Комнаты Боевой и Трудовой Славы.

      Программу рекомендуется использовать в школе с 5-го по 11-й классы и для сельской молодежи. Она включает в себя 3 направления, связанных между собой логикой формирования гражданина и патриота России.

              Цель ее заключается в патриотическом воспитании учащихся и сельской молодежи, в формирование активной гражданской позиции подростков в процессе, духовно-нравственного развития, подготовка их к выполнению священного долга - защите Отечества.

Задачи:

формировать гражданско-патриотические чувства учащихся и воспитывать их эмоционально-волевые качества;

на примере жизни и деятельности земляков-героев и святых: адмирала Феодора Ушакова, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, преподобного Илии Муромца, великих полководцев А.В. Суворова и Михаила Кутузова воспитывать стремление к защите земли русской, повышая духовно-нравственный потенциал учащихся;

воспитывать школьников в духе уважения к подвигам героев, формируя у подростков чувство любви и гордости за свое Отечество, повышая интерес к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Основные направления Программы "Растим патриотов":

1. Люблю тебя, мой край родной!

2. Помним, чтим и гордимся

3. Святое дело - Родине служить.

      Как я уже сказала выше, программа реализуется на базе Комнаты Боевой и Трудовой Славы, т.е. Музейной комнаты, в которой собран самый разнообразный материал, книги, записи рассказов ветеранов, экспонаты по переписке и поиску документов о земляках, участниках ВОВ, экспонаты с перепиской бывших учеников, проходящих службу в рядах российских войск. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю своего Отечества, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музейная комната стала еще и информационной базой, центром для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы и сельской молодежи.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, поэтому данную программу мы используем в своей школе как вспомогательную программу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся и молодежи, а также на уроках ОРКСЭ, истории, обществознания, краеведения, музейных уроках и во внеклассной работе, в общественной жизни школы и села.

Нами оформлены тематические выставки "История одной судьбы", «Наши земляки», папки: "Балаковцы - кавалеры ордена Славы", «Балаковцы - Герои Советского Союза», «Педагоги - ветераны войны», собран материал о полном кавалере ордена Славы Михаиле Семеновиче Волкове, ордена и медали времен Великой Отечественной войны, личные вещи ветеранов, фотодокументы и материалы, орудия труда прошлого столетия. Оформлена экспозиции: "Дорогами войны», «Стена Памяти». Традиционно проводятся операции «Доброе утро, ветеран!», «Помним и чтим», а также акции "Свеча Памяти", "Благодарю деда за победу!", ребята активно участвуют во Всероссийских патриотических акциях «Книга Памяти", "Карта Памяти", «Бессмертный полк».      

     Вместе с ребятами мы занимаемся исследованиями именника жителей села. Провели исследование мужских и женских имен жителей села Новополеводино. Выяснили частоту употребления имен мальчиков и девочек в школе. Цель работы - сравнить количественно-качественный состав употребления мужских и женских имен, выяснить частоту употребления имен и средний коэффициент одноименности, самые частые и редкие имена. Исследовали: историю семьи в истории страны на примере семьи героя-односельчанина, полного кавалера ордена Славы Волкова М.С., Шунайбековой В. У., историю одной награды, историю одной фотографии -  одного портрета. Очень интересной оказалась исследовательская работа «Великая Победа в истории одной семьи». Цель работы: выяснить значение победы в истории одной семьи. Исследовали историю судьбы односельчанина испанца Рекехо Хоссе, историю узницы концлагеря Глазковой Е.Е.  

    Занимались микротопонимикой города Балакова и своего села. Удалось выяснить, как и почему так называются улицы города и села, объекты соцкультбыта, кинотеатры, магазины, детские сады и т.д.

  У ребят    из совета Комнаты Боевой и Трудовой   Славы, учащихся и сельской молодежи есть мечта: написать книгу о своей малой Родине, о своем родном селе. Собираются и исследуются данные для написания книги. Имеется уже накопленный и собранный поисковый, краеведческий материал, проведены исследования, выбрано название книги «Село мое родное". Есть уже черновые наброски.  Удалось многое выяснить: кто были первыми жителями нашего села, когда примерно оно образовано, как жили люди в 40- 80-е годы прошлого столетия, когда возник совхоз на территории села Новополеводино.

Все проведенные мероприятия, поисково-исследовательская и краеведческая работа помогают формированию патриотизма, развитию гражданской активности и творчества учащихся, оказывают помощь на этапе становления духовно-нравственной личности подростков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Из опыта работы методического объединения по духовно-нравственному воспитанию"

Данная презентация раскрывает направления работы по духовно-нравственному воспитанию в методическом объединении, "Центра дополнительного образования"....

Зал Боевой Славы – центр формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в школе

Современная педагогика должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности....

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

Программа гражданско - патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся 9-11 кл

Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Сейчас воспитание гражданина - патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина - патриота,...

Создание виртуального школьного музея как средство гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ «Агинская средняя школа №2»

Проект «Виртуальный музей школы» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей...

Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры

Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...