Проект "Школа вожатых"
проект на тему

Щербакова Наталья Николаевна

Проект рассчитанный  на подростков в возрасте от 14 до 18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_vozhatyh_2014.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Учреждение социального обслуживания

Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Отделение  психолого - педагогической помощи

ПРОЕКТ

Рассчитанный  на подростков в возрасте от 14 до 18 лет

                               Автор проекта:

                                                           Социальный педагог Отделения

                                                                психолого-педагогической помощи

                                                           Щербакова Наталья Николаевна

                                          Руководитель проекта:

                                              Заведующая отделением

                                                               психолого педагогической помощи

                                                        Семенова Светлана Васильевна

Обоснование

 

   Главными и наиболее важными качествами человека в современном и динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Очень важно, чтобы молодежь научилась правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

  Молодежь является основой будущего поселка Игрим, поэтому актуален вопрос формирования поколения молодых людей уверенных в себе, здоровых нравственно и физически.

Формирование позитивного лидера,  транслирующего  государственную идеологию, владеющего технологиями управления, конкурентоспособного на рынке труда, привело к созданию проекта Школа вожатых «Я+ТЫ+МЫ».

Это проект разработан для реализации государственной политики в области летнего отдыха и оздоровления школьников на территории Березовского муниципального района.

Проект нацелен на решение проблемы организации занятость молодежи в течение летних каникул и дает возможность подросткам и молодежи раскрыть свой творческий потенциал, предотвратит совершение правонарушений, что снизит криминогенный фон не только поселка и района в целом.

Ведущей идеей содержания проекта является приобретение молодежью умений организовывать коллективно-творческое дело, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к родному краю и его культурно-историческому наследию.

Основная цель проекта – организация занятости молодежи в течение летних каникул, подготовка вожатских кадров для работы в детских  лагерях муниципального района на детских площадках, клубах по месту жительства в летний период.

  Задачи:

  • Развитие организаторских и  коммуникативных навыков;
  • Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
  • Развитие  мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
  • Формирование  вожатских умений в процессе педагогической практики.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА

Программа Школа вожатых реализуется в рамках подросткового Клуба «Новый взгляд»  и функционирует на базе отделения психолого-педагогической помощи Учреждения социального обслуживания ХМАО - Югры Центр социальной помощи семье и детям «Росток».

Программа Школа вожатых в своей деятельности руководствуется:

  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
  3. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  4. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  5. Настоящим Положением об отделении психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».
  6. Настоящим Положением об организации работы Клуба  «Новый взгляд» на базе Отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО - Югры «ЦСПСД «Росток».

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДИКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Проект реализуется на базе отделения психолого-педагогической помощи УСО ХМАО – Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток»

«Школа вожатых»  – апрель, май, июнь  2010 г.

 В «Школу вожатых» набирается группа  8-10человек, проходит цикл занятий 2 раза в неделю,  которые рассчитаны  на 12 часов в месяц.

Занятия в «Школе вожатых»  проводятся в форме лекций, тренингов, практических занятий. 

Во время  образовательного курса предоставляется  практика на детских площадках, с неорганизованными детьми, по окончанию обучения  проводится практический экзамен.

 Экзамен состоит из  практических мероприятий,  проведенных на детских поселковых площадках с неорганизованными детьми, творческих разработок, советов «Копилка вожатого».

Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство о прохождении «Школы вожатых» с подписью директора Учреждения.

Целевая аудитория — подростки в возрасте от 14 до 18 лет 

Количество учащихся в одной группе не должно превышать 15 - 20 человек.

Руководитель проекта: социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи

Данный проект может быть  реализован,  при взаимодействии      следующих факторов:

  • Организационно – методическое обеспечение – разработка специальных методик, применение уже существующих форм работы, регулярное ознакомление с литературой, освещающей эту сферу деятельности. Организация системы подготовки кадров.
  • Материально – техническое обеспечение – наличие всей необходимой базы для качественного проведения организованного досуга и полноценного общественно – полезного труда.
  •  Дидактическое обеспечение – наглядные материалы, пособия.
  • Информационное обеспечение – наличие необходимой литературы для подростков, молодежи и организатора.
  • Ресурсное обеспечение – наличие средств, расходуемых для реализации программы согласно сметы расходов.
  •  Демонстрационное обеспечение – наличие видеотеки, фонотеки, аудио, видеотеки, телевизора, видеокамеры, компьютерной техники.

Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:

  1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.  
  2. Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.
  3. Занятия в рамках проекта Школа вожатых, должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.

СХЕМА  ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Семенова Светлана Васильевна – заведующая отделением психолого-педагогической помощи
  2. Щербакова Наталья Николаевна  – социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи - руководитель проекта «Школы вожатых»
  3. Милаш Людмила Анатольевна  - психолог отделения психолого-педагогической помощи
  4. Старикова Екатерина Анатольевна специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Для того чтобы реализацию программы сделать наиболее эффективной  и безопасной необходимо четкое выполнение следующих условий:

  • Оснащение участников  необходимой в работе оргтехникой, оборудованием, инвентарем, спецодеждой;
  • Наличие программы;
  • Проведение инструктажей по технике безопасности; 
  • Изучение правовых основ деятельности вожатого (Права и обязанности детей и вожатых, дисциплина в лагере, ответственность вожатых).
  • Подготовленный квалифицированный обслуживающий персонал;
  • Создание условий для активного отдыха;
  • Своевременный отчет и анализ проделанной работы;
  • Своевременное устранение выявленных недоработок;

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Финансирование производиться за счет средств бюджета Учреждения социального обслуживания ХМАО –Югры «Центра социальной помощи семье и детям «Росток».

УГРОЗЫ И РИСКИ

Отделение психолого-педагогической помощи Центра социальной помощи семье и детям «Росток» на базе, которого реализует свою деятельность «Школа вожатых» является местом проведения обучающих мероприятий, в которых главную роль занимают подростки, следовательно, обеспечение безопасности занимает одно из важных мест в жизнедеятельности учреждения.

Продолжительности пребывания детей в «Школе вожатых»  составляет не более 2 часов в день.(по графику ) 

Подростки  не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья, и соответствовать возрастным требованиям проекта.

Педагогический коллектив:

  1. обеспечивает охрану жизни и здоровья детей, подростков на период пребывания в Школе вожатых;
  2. в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, эпидемии и т.д.) обеспечивает немедленную эвакуацию подростков;
  3. обеспечивает соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил.


План реализации проекта

Темы занятий

Количество часов

Форма проведения

Способ контроля

Раздел I.

Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в ДОЛ.

2

Лекция, презентация

Зачет

Раздел II.

Педагогика и психология временного детского коллектива.

Тема 1. Особенности возрастного развития детей и подростков. Их учет в работе вожатого.

Тема 2. Конфликты в условиях ДОЛ и стратегии выхода из них. Игры на разрешение конфликтов.

1

1

Лекция

Презентация  практическое занятие

Раздел III.

Содержание целостного педагогического процесса в лагере.

Тема 1. Физкультурно-оздоровительная и рекреационная работа. Познавательная деятельность в лагере. Трудовое воспитание.

Тема 2. Нравственно-эстетическое воспитание в лагере. Художественно-творческая деятельность в лагере.

2

2

Игровые ситуации

Планирование

Лекция.

Практическое занятие

проведенная игра

Раздел IV.

Методика воспитательной работы в условиях ВДК.

Тема 1. Организация режимных моментов. Планирование смены. Составление плана-сетки.

Тема 2.  Методика проведения игр. Игры на знакомство, на снятие психологических и эмоциональных барьеров ролевых  игр..

Тема 3. Методика общих лагерных праздников и отрядных мероприятий.

1

2

1

практическое занятие

Лекция, практическое

занятие

Лекция, практическое занятие

Составление плана, сценария

Раздел VI. Основы безопасной жизнедеятельности детей в условиях детского лагеря.

Тема 1. Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические требования. Обеспечение противопожарной безопасности.

Тема 2. Оказание первой медицинской помощи детям в условиях детского лагеря.

2

1

Лекция, практическое занятие

проведенная игра

Тематические практикумы.

  1. Приемы оформления отрядных уголков.
  2. Игровой практикум. Подвижные и малоподвижные игры.

1

1

Практические занятия

Практические занятия

Практические занятия

Оформленный плакат

ИТОГО

17 часов

Наименование учреждения (отделения)

ФИО руководителя

Адрес учреждения

1

Отделение психолого-педагогической помощи УСО ЦСПСД «Росток»

Заведующий отделением  психолого-педагогической помощи – Семенова С.В.

П. Игрим

Ул. Губкина 1 А

Местные

Количество детей

Учащиеся  8-11 классов СОШ №1,2, ИПК  г.п. Игрим

Группа подростков 15-20 чел человек

3 группы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Активное участие подростков в общественно – полезной деятельности поселка.
  • Привлечение к организованной деятельности подростков нуждающихся в социальной защите.
  • Занятость подростков, снижение подростковой преступности в поселке;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Дальнейшее сотрудничество и общение;

В процессе освоения проекта  Школа вожатых, учащиеся так же приобретают  следующие знания и умения.

Знания:

  • Основные приемы эффективного общения.
  • Особенности возрастного развития детей дошкольного,  младшего школьного возраста и подростков.
  • Нормативно-правовые основы работы вожатого.
  • Особенности временного детского коллектива.
  • Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.
  • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
  • Игровая деятельность, возможности игры.
  • Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

  • Диагностические умения;
  • Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
  • Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
  • Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
  • Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
  • Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Сочинение "Имя тебе ВОЖАТЫЙ!"

Со временем в ногу идет поколение,Любую вершину свободно берет......

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

Мастер-класс игры для вожатых.

Обучение в форме игры, трениги, рефлексия....

ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ

Программа деятельности детской организации ....