Эссе "Я - новый учитель!"
статья на тему

Дозорова Наталья Васильевна

Здесь представлены мои личные рассуждения о современном учителе - педагоге Новой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – новый учитель!»

Дозорова Наталья Васильевна,

 заместитель директора по ВР,

учитель английского языка

ГБОУ школы №320

Приморского района Санкт-Петербурга

В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов. 
Под психологической готовностью ученые-психологи понимают устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.

            Стандарт предъявляет новые требования к личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта. Именно личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, влияет на результаты обучения. Базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога) в системе современных требований следующие: вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетенция является выражением гуманистической позиции педагога.

Интерес к внутреннему миру обучающихся. Предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные возможности обучающихся. Построить индивидуальную образовательную программу, показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

- Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога). Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна. Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.

         - Эмоциональная устойчивость. Педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетенции лежит вера в собственные силы, собственную эффективность.

- Уверенность в себе. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка.

         - Постановка целей и задач педагогической деятельности. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

- Мотивация учебной деятельности. Знания возможностей конкретного ребенка, его интересов, постановка учебных задач, в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации.

- Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Между психическими состояниями и продуктивностью труда педагога существует определенная зависимость, согласно которой психические состояния учителя влияют на продуктивность его труда. В качестве показателей психологической устойчивости к барьерам в профессиональной деятельности педагога выделяют:

  • уверенность в себе как в учителе;
  • отсутствие страха перед детьми;
  • умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
  • отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности;
  • наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
  • удовлетворенность деятельностью;
  • нормальная утомляемость.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье педагогов и учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Все это осуществляется в процессе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Психологическое сопровождение педагогов нацелено на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся, а также на: формирование умения мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимися требованиями в соответствии с ФГОС; формирование коммуникативных и регулятивных компетенций, навыков разрешения конфликтных ситуаций и снятия стрессов; развитие психического здоровья и формирования психологической устойчивости, профилактику эмоционального выгорания и др.

Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС?

 Во-первых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников. 

Во-вторых, профессионал, учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. 

В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования.

 В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, которые являются первостепенными в XXI веке. 

В-пятых, быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека. 

Подводя итог, хочется отметить, что учитель, который влюблён в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС. И, наоборот, без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новой школе- новые учителя"

Презентация к докладу "Новой школе- новые учителя"...

Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...

Творческая работа:«Новой школе - новый учитель: все начинается с меня».

Каким учителем я хочу быть?Посредственным? - который излагает?Хорошим - который объясняет,Выдающимся? - который показывает?Великим - который вдохновляет. Я получила воспитание и образование...

Творческая работа "Новой школе - новый учитель"

Творческая работа "Новой школе - новый учитель"...

Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!

Эссе "Новой школе - новый учитель: все начинается с нас!"....

Творческая работа "Новой школе - новый учитель: всё начинается с нас!"

Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя оп...

Эссе на тему "Новой школе - Новый учитель".

Работа расскрывает сущность работы учителя в соответствии с образовательной инициативой "Наша Новая школа".....