Рабочая программа по ОПВ
рабочая программа по теме

Рабочая программа по Основам православной веры для начальной школы (с 1 по 4 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnaya_shkola_15.doc463 КБ

Предварительный просмотр:


НОУ ЦО «Православный  Центр непрерывного образования

во имя преподобного Серафима Саровского»

Согласовано:

Руководитель МО

____________/Ткаченко Е.В./

                                                                     Протокол №______от «___»_________20__г.         

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________/Минакова Н.А./

«___»_______20__г.

Утверждаю:

Директор

                                                                                                                                                                                               

______________/Лещёва Т.И./

                                                                           

 Приказ №_______от                                                                                                                                               «____»______20___г.

Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ

Дополнительная общеобразовательная программа культурологической направленности

Вид образовательной программы: основная

Нормативный срок освоения: 5 лет

«Основы православной веры»

1-4 классы

  2015-2020 гг.

Составитель:  учитель Закона Божьего

Ткаченко Е.В.


                                         

                             

г. Москва, 2015 год

СТАНДАРТ ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ОСНОВЫ
ПРАВОСЛАВНОЙ
ВЕРЫ

(для 1-4 классов)

МОСКВА, 2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по предмету «Основы православной веры» определяет обязательную часть учебного курса православного компонента общего образования, наряду с требованиями православного компонента, относящимся к результатам образования, является ориентиром для составления авторских (рабочих) программ для всех общеобразовательных учреждений Русской Православной Церкви. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебных изданий могут предложить свой собственный подход к структурированию курса и определению последовательности его изучения.

Учебная программа по «Основам православной веры» на ступени начального общего образования содержит следующие разделы: требования к результатам освоения, содержание курса, место курса в учебном плане образовательного учреждения, примерное тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности и примерного количества часов на изучение соответствующего раздела курса.

Программа по «Основам православной веры»  предполагает  постепенное  углубление и расширение вероучительных знаний от начального образования до выпускного класса, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Логика построения курса опирается на святоотеческую традицию и опыт преподавания Закона Божия в учебных заведениях Российской империи, русского зарубежья XX века и отечественный опыт преподавания за последние двадцать лет. На каждой ступени обучения предлагаются соответствующие данному возрасту обучаемых нравственные доминанты, вытекающие одна из другой и составляющие единство образовательного процесса. Изучение «Основ православной веры» должно рассматриваться в системе межпредметных связей и соотноситься с общеобразовательными предметами: литературой, историей, географией, музыкой, искусством. Это позволит расширить мировоззренческие задачи курса, создать широкий историко-культурологический контекст, помогающий более глубоко и основательно раскрыть обучающимся значение Православия в мировой истории, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности, всех сфер общественной жизни,  уклада и духовно-нравственного облика народов России, их культурно-исторических традиций.

                 Главное в духовной жизни обучающихся в начальной школе – научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению  со  своими сверстниками, совместному деланию, служению  ближним, осознать роль и значение  учителя в его жизни, проходить уроки послушания  учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям   осознать   христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя  христианин, давать нравственную оценку  своим поступкам, различать в  себе  грех  и  закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим  людям, принимать активное  участие в жизни  школы, помогать в Храме. Важно научить ребенка  всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности  заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях. Святитель Василий Великий писал: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла».

           

Другим важным подходом является систематическое ориентирование ребенка на добро, воспитание в нем желания и стремления к добру. Для этого он должен научиться  отличать добро от зла в своих собственных делах и поступках.

Цели курса.

 Донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными  Богу и своими для святых».

Помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней  для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем".

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • приблизить детей к литургической жизни Церкви;
  • заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;
  • формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;
  • формировать опыт духовной жизни во Христе;
  • формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;
  •  заложить основы добродетельной жизни - жизни по  совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;
  • дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства;

познавательных:

  • формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;
  • формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;
  • научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях  и  применять его к современной жизни;
  • формировать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций;

коммуникативных:

  • формировать принцип иерархичности  в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;
  • научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;
  • научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.
  1. научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.
  2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

  • овладение базовыми понятиями православного вероучения;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  • ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
  • приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  • обретение православной жизненной позиции и мировоззрения;
  • осознание себя чадом Церкви Христовой;
  • любовь к Родине, её святыням и  культуре, формирование исторической памяти;
  •  благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  •  чувство личной ответственность за мир, в котором живем, отношение к миру как  дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  • осознание ценности человеческой жизни, её уникальности и неприкосновенности;
  • осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  • усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

Предметные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • осмысленно выполнять личное  молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
  • свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и  вне богослужебного времени;
  •  отличать облачение священнослужителей, знать название  священных сосудов и церковной утвари;
  • знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);
  •  знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;
  • пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
  • ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);
  • уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных  с современным  светским праздником Днем народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;
  • видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
  • знать смысл некоторых  Церковных Таинств;
  • знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
  • знать  основные христианские добродетели;
  •  осознавать важность поста как  добродетельного пути к Богу;
  • уметь рассказывать о  церковных праздниках;
  • объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение,  храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;
  • осознанно  приступать к Таинству Исповеди;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение «Основ православной веры» в начальной школе является первым этапом в системе православного образования. Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми предметами, как вероучительного содержания (церковнославянский язык, церковное пение, основы православной культуры), так и общеобразовательными, такими как духовно-нравственная культура народов России, история, литература, обществознание, окружающий мир и др. Предмет «Основы православной веры» является уникальной базой для предметной интеграции с целью формирования целостного православного мировоззрения, позволяет снижать нагрузку обучающихся и оптимизировать учебный процесс.

Обучение «Основам православной веры» проводится по 1 часу в неделю в начальной школе, что составляет 136 часов. Как правило, предмет «Основы православной веры» в учебном плане должен быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент). Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также то, что темы курса, так или иначе, будут пересекаться с другими предметами, и  предлагается примерное содержание курса для начальной ступени обучения.

               

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА.

Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в  структуре примерной программы и в  следующих содержательных линиях:

  • Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на ознакомление с основными событиями Ветхозаветной и Новозаветной истории,  основными догматами православной веры. Реализация её даст не только  приобретение знаний об основах веры, но и поможет в формировании христианского мировоззрения обучаемых, нравственного поведения, благоговейного отношения к святыням, бережного отношения к религиозным и культурным ценностям. Линия представлена в разделах: «Основы вероучения», «Священная история Ветхого Завета»,  «Священная история Нового Завета».
  • Вторая содержательная линия включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению и приобретению личного опыта христианской жизни. Реализация этой линии должна помочь ребенку шагнуть «от внешнего к внутреннему», от изучения религии со стороны наблюдателя к приобретению внутреннего опыта религиозной жизни, стать делателем и участником Церковной жизни. Эта линия представлена в разделах «Молитва» и «Богослужение и Церковные Таинства».
  • Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделами: «Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви» и «Основы христианской нравственности». Изучение этих разделов поможет ребенку  сформировать свое христианское отношение к миру и  обществу, пробудит чувство патриотизма и поможет осознать величие христианской культуры, её тесной связи с историей России.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основы вероучения:

Понятия о Боге. Свойства Божии: духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь. Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие,  надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения  Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к  двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия).

Компонент вероучительных  (догматических) основ на данном этапе обучения не должен преподаваться в схоластическом стиле, дети начальной школы не способны в силу интеллектуально-физического развития воспринимать догматы веры так же, как и взрослые. Необходимо именно рассуждая вместе с детьми, используя активные формы их деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, моделирование и др.) приходить к определению догматических истин, активно используя знакомые детям образы для объяснения, не заставлять их просто заучивать основные вероучительные положения. Логично встроить изучение основ веры в курс изучения Библейской истории Ветхого и Нового Завета.

Молитвы

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитвы о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу.

Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…, молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50 (уметь читать и понимать  смысл и содержание Псалма).

  1. Священное Писание

Общие понятия:  Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия».  Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Завет (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания. Почему Священное Писание называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и  христианина (кратко о богослужебном и догматическом значении Священного Писания, а так же о благочестивой практике чтения Священного Писания во время молитвенного правила). Библия как один из  главных источников наших знаний о Боге.

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира.  Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева.  Творение  человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование  о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и  Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня. Призвание Авраама и явление ему Бога в  виде трех странников. Принесение Исаака в жертву.   Исав и Иаков. Бегство Иакова. Видение Иаковом таинственной лествицы.  История Иосифа. Переезд Израиля в Египет. Египетское рабство. Рождение  пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Десять казней египетских. Пасха и  исход евреев из Египта. Переход евреев через  Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование закона на горе Синай, устроение  скинии. Сорокалетнее Странствование по пустыне и Вхождение в Землю Обетованную. Эпоха Судей. Судьи (из 14 только 3:Гедеон, Самсон, Самуил). Цари: Саул, Давид, Соломон. Пророки Илия, Елисей, Иона. Пророки о приходе Спасителя (обзорно). Пророк Даниил и благочестивые отроки. Ожидание прихода Мессии.

Священное  Писание Ветхого Завета в этом возрасте, прежде всего, должно преподаваться в  историческом  контексте. Важно  понять и усвоить историю общения людей с Богом в хронологической последовательности, раскрывая  смысл  истории спасения, ее основных  прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических  границах поможет в дальнейшем глубже  осознать духовный  смысл человеческой  истории,  увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории.

  1. Священная  история Нового Завета.
  2. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.  Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели». Учение Спасителя притчами. Понятие  термина «притча». Примеры того, как Господь учит притчами покаянию (о блудном сыне), прощению (о милосердном царе и неправедном заимодавце), о Царствии Божием  (притча о сеятеле), о постоянной готовности к встрече с Богом (притча о 10 девах), об отношении к ближнему (притча о милосердном самарянине). О наибольшей заповеди в Законе. Обзорно о чудесах Спасителя. Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим; Предательство Иуды; Тайная Вечеря; Суд у Пилата; Распятие; Смерть и Погребение; Воскресение Христово.

В силу достаточной трудности пересказа Евангельской истории детям, следует обращать внимание на тот материал, который преподается. На данном этапе обучения вполне достаточно ограничить курс изучения Нового Завета основными понятиями новозаветной истории. Главной целью этого раздела курса является знакомство с  новозаветной терминологией и опытное переживание Евангельской нравственности применительно к повседневной  жизни. На этом этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся только с основными событиями Новозаветной истории. Дети острее переживают веру тогда, когда она является частью их жизни, а не извне получаемой информацией. Именно на приобретение собственного духовного опыта стоит делать акцент в изучении Евангелия в начальной школе, посредством постоянного обращения к образам и понятиям из современной, знакомой ребенку, жизни, а так же обращаясь к уже изученным ветхозаветным историям.

Богослужение и Церковные Таинства.

Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и другие традиции церковного быта). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Понятия о  годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники (смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви:

Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (Апостолы Андрей, Петр, Иоанн Богослов). Значение слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Святитель Николай Чудотворец и его краткое житие.   Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность.  Крещение Руси. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Первые мученики Феодор и Иоанн. Крещение Руси. Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский.

Основы христианской нравственности.

Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему.   Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

  1. К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, достигнут необходимый уровень их компетенции в вопросах православного вероучения, который отличается реализацией поставленных требований к результатам освоения программы по «Основам православной веры» выпускниками начальной школы в рамках личностных, предметных и общеучебных  умений, навыков и способов деятельности.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основы вероучения (8 часов)

Понятия о Боге. Свойства Божии (духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь). Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие,  надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума (взаимосвязь их друг с другом). Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения  Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия).

Характеризовать свойства Божии.

Объяснять, почему Бог – Творец и Промыслитель.

Раскрывать смысл понятия вера, соотносить веру и разум.

Объяснять святоотеческие примеры о Троичестве Божества.

Пояснять кратко Заповеди Божии.

Объяснять принцип разделения на две скрижали.

Сопоставлять Заповеди Божии с Евангельской заповедью любви.

Рассказывать о Таинствах Покаяния и Евхаристии.

Молитвы (12 часов)

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитва о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу.

Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…). Спаси, Господи, люди Твоя…Молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида 50-й (уметь читать и понимать основной  смысл и содержание Псалма).

Объяснять, что такое молитва.

Рассказывать о кресте и крестном знамении

Писать записки о здравии и упокоении.

Объяснять кратко смысл молитв.

Читать молитвы.

  1. Священное Писание   (46-48 часов).

Общие понятия:  Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия».  Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Заветы (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания. Почему Священное Писание  называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и  христианина (кратко о богослужебном и догматическом значении Священного Писания, а так же о благочестивой практике чтения Священного Писания во время молитвенного правила). Библия как один из  главных источников наших знаний о Боге.

Священная история Ветхого Завета. Творение Богом мира.  Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство. Творение видимого мира. История Шестоднева.  Творение  человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Отношение людей с прочим тварным миром. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование  о Спасителе. Наказание за грех (изгнание из рая, смерть, болезни). Жизнь людей после грехопадения. Каин и  Авель. Суть жертвоприношений в Ветхом Завете (память о Боге, подготовка человечества к Божественной жертве). Распространение и умножение греха. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Вавилонская башня. Призвание Авраама и явление ему Бога в  виде трех странников. Принесение Исаака в жертву.   Исав и Иаков. Бегство Иакова. Видение Иаковом таинственной лествицы.  История Иосифа. Переезд Израиля в Египет. Египетское рабство. Рождение  пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. 10 казней египетских.    Пасха и  исход евреев из Египта. Переход евреев чрез  Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование закона на горе Синай, устроение  скинии. Сорокалетнее Странствование по пустыне и Вхождение в Землю Обетованную. Эпоха Судей. Судьи (из 14 только 3: Гедеон, Самсон, Самуил). Цари: Саул, Давид, Соломон. Пророки Илия, Елисей, Иона. Пророки о приходе Спасителя (обзорно). Пророк Даниил и благочестивые отроки. Ожидание прихода Мессии.

Объяснять, что такое Священное Писание.

Рассказывать о значении Священного Писания для христианина.

Рассказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого Завета.

Ориентироваться в хронологии событий Библейской истории.

Знать и уметь рассказывать о Боге Творце и о происхождение мира.

Различать понятия видимый мир и невидимый мир.

Объяснять на примерах из истории Ветхого Завета, как грех разделяет людей и удаляет их от Бога.

Рассказывать и объяснять 10 заповедей Закона Божия.

Знать и объяснять прообразовательные значения ветхозаветных событий и персоналий.

Распознавать  библейские личности по отрывкам из текстов Ветхозаветной истории.

Священная  история Нового Завета  (30 часов).

  1. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елизаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего  Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели». Учение Спасителя притчами. Понятие  термина «притча». Примеры того, как Господь учит притчами покаянию (о блудном сыне), прощению (о милосердном царе и неправедном заимодавце), о Царствии Божием (притча о сеятеле), о постоянной готовности к встрече с Богом (притча о 10 девах), об отношению к ближнему (притча о милосердном самарянине). О наибольшей заповеди в Законе. Обзорно о чудесах Спасителя. Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим; Предательство Иуды; Тайная Вечеря; Суд у Пилата; Распятие; Смерть и Погребение; Воскресение Христово.

Знать имена родителей Божией Матери и Иоанна Предтечи.

Рассказывать отдельные истории Священного Писания Нового Завета.

Объяснять кто такие Апостолы.

Читать и уметь кратко объяснять Заповеди Блаженств.

Объяснять значение термина «притча».

Понимать и объяснять притчевые образы.

Рассказывать истории Евангельских Новозаветных Праздников.

Богослужение и Церковные Таинства. (20 часов).

Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник.    Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить св.воду и проч.) Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Понятия о  годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники (знать смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

Объяснять понятие «церковь» как собрание верующих людей.

Рассказывать об устройстве православного храма.

Объяснять назначение предметов церковной утвари.

Сравнивать устройство Ветхозаветной Скинии и православного храма.

Уметь брать благословение у священника или епископа.

Различать степени священства.

Различать священнослужителей и церковнослужителей.

Кратко рассказывать о православных праздниках.

Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви (10 часов).

Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (Апп. Андрей, Петр, Иоанн Богослов). Значение слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Святитель Николай Чудотворец и его краткое житие.   Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность.  Крещение Руси. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Первые мученики Федор и Иоанн. Крещение Руси. Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский.

Рассказывать об апостольском служении.

Рассказывать кратко жития некоторых Апостолов и святых.

Объяснять кто такие святые.

Рассказывать историю обретения Креста Господня.

Уметь кратко рассказывать о празднике Славянской письменности.

Знать кратко историю светского государственного праздника Дня народного единства и видеть связь с православным праздником Казанской иконы Божией Матери.

Основы христианской нравственности. (8часов).

Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему.   «Золотое правило христианской нравственности» (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

Распознавать добрые поступки и отделять их от злых.

Объяснять «золотое правило христианской добродетели».

Рассказывать какими делами проявляется любовь к людям.

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету

«Основы православной веры».

1-4  классы.

Программа составлена на основе «СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утвержденной Отделом Религиозного образования и катехизации.

Программа рассчитана на 36 учебных часов, на изучение ОПВ отводится  один час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Цели и задачи программы:

Программа по «Основам православной веры»  предполагает  постепенное  углубление и расширение вероучительных знаний от начального образования до выпускного класса, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. На начальном этапе обучения необходимо донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными  Богу и своими для святых».

Помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней  для Бога.

Цели курса:

•        приблизить детей к литургической жизни Церкви;

•        заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;

•        формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;

•        формировать опыт духовной жизни во Христе;

•        формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;

•         заложить основы добродетельной жизни - жизни по  совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;

•        дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

практических:

  • научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;
  • научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях  и  применять его к современной жизни;

познавательных:

•        формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;

•        формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;

•        формировать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций;

коммуникативных:

•        формировать принцип иерархичности  в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;

•        научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;

•        научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.

•        научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

Резервные часы программы используются для проведения православных праздников – Рождества, Пасхи и посещения храма.

Учебник по программе – Протоиерей ВИКТОР (Дорофеев), О.Л.Янушкявичене. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. М.: ПРО-ПРЕСС, 2008. (1,2,3,4 классы)

Протоиерей ВИКТОР (Дорофеев), О.Л.Янушкявичене. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Рабочая тетрадь для 1,2,3,4-го класса. М.: ПРО-ПРЕСС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...