Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

 

Даннаяя программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах разного уровня.

Программа дает возможность обучающимся освоить не только основные знания, умения и навыки по предметам, но и расширить и углубить многие вопросы общей эрудиции, не входящие в курс основной программы по предметам.Содержание занятий направлено на систематическое участие учеников в творческой деятельности, в олимпиадном движении, на развитии  креативных и интеллектуальных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОЛИМПУС»

Уровень образования:                Основное общее образование

Уровень изучения:                Базовый

Срок реализации

1 год

Класс

8-9

Количество часов в год

35

Количество часов в неделю

1

Составитель: Зуева Светлана Васильевна, первая квалификационная категория;

Содержание

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах разного уровня.

Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся должны освоить не только основные знания, умения и навыки по предметам, но и расширить и углубить многие вопросы общей эрудиции, не входящие в курс основной программы по предметам.

Цель:

  • формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах общей эрудиции.
  • разностороннее развитие личности:
  • повышение качества знаний обучающихся

Задачи:

  • создание условий и внутреннее мотивирование творческого саморазвития;
  • развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;
  • развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации.

В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Принципы программы:

1)  строгого следования научности при планировании работы в олимпиадной микрогруппе и самостоятельно;

2)  сочетания коллективных и индивидуальных форм воздействия и выбор средств самообразования на основе учёта креативных потребностей человека;

3)  ориентирования на развитие готовности личности к самообразованию на основе внутренней мотивации и осознанности деятельности;

4)  установления максимально рациональных соотношений между компонентами системы на основе мотивационной готовности аудитории.

  • Актуальность.

Олимпиадное движение, интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений. Использование в образовательном процессе олимпиадного движения стимулирует развитие креативных и интеллектуальных способностей, отражающихся на успешности  обучающегося.

  • Доступность.

Данная программа призвана обеспечить приобретение обучающимися первичных знаний, умений и навыков по организации вначале своей творческой деятельности, а потом и коллектива. Данные знания получат своё дальнейшее развитие именно в олимпиадном движении, основанном на познавательной деятельности в условиях олимпиадной креативной среды по другим дисциплинам, входящим в основную образовательную программу.

  • Практическая направленность. 

Содержание занятий направлено на систематическое участие учеников в творческой деятельности, в олимпиадном движении, на развитии  креативных и интеллектуальных способностей.

  • Инвариантивность.

 Программа применима для обучающихся средних  и старших классов.

  • Предполагаемые результаты.

способность к творческому саморазвитию; высокий уровень творческих компетенций; овладение способами исследовательской деятельности;

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации;
  • анализ текстов;
  • решение логических задач;
  • творческие работы: проекты, презентации, доклады.
  • лекции  
  • семинары                                                                                                                           беседы                                                                                                                       дискуссии                                                                                                              практические занятия: тренинги, игровое моделирование                                         индивидуальные и групповые консультации                                                            совместные занятия родителей и детей                                                                        

Содержание тематического блока расширяет и углубляет сферу предметных интересов по истории, повышает результативность обучающихся на олимпиадах разного уровня (школьных, муниципальных, областных, Всероссийских международных).                                                                        Содержание психологического блока формирует и развивает межличностное взаимодействие, умения преодолевать психологические стрессы,  коллективного творчества, умения работать в команде, принимать решения, развивает скорость восприятия любой информации и скорость ответа на поставленные вопросы, формирует самосознание. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер.                                              Содержание образовательного блока развивает уровень интеллекта и креативности  учащихся, творческую деятельность на основе соревнования и сотрудничества.                                                                                        Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Психологические тренинги.(3 ч.)

Умение работать в команде; в группе; психологическая совместимость  группы (работа с психологом).

 «Занимательное» в математике (4ч.)

«Магические» квадраты. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры. Итоговое занятие по теме: конкурс на лучший математический ребус.

Задачи на разрезание (5ч).

Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание.

Закончить рисунок по образцу. Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».

Логические задачи (13ч).

Понятие « истинно и ложно», « отрицание». Высказывания, противоречащие друг другу.

Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи на принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи. Итоговое занятие: Защита мини-проекта.

Занимательные задачи на дроби (4ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

Олимпиадные задачи (5ч).

Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру», «Инфоурок». Итоговое занятие: Школьная олимпиада.

Итоговое занятие – Командная игра (1 ч).

Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате освоения программы обучающийся будет:

знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

 уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • научиться новым приемам устного счета;
  • познакомиться с великими математиками;
  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.

- уметь:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,  схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- демонстрировать навыки:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теорети-ческая

часть

Практи-

ческая часть

Форма проведения занятий

Психологические тренинги.

3

1

Работа с психологом.

1

1

Работа в парах

2

Работа с психологом.

1

1

Индивидуальная

3

Работа с психологом.

1

1

 

«Занимательное» в математике .

4

1

3

 

4

«Магические» квадраты.

1

0,5

0,5

Работа в парах

5

Ребусы, головоломки, кроссворды.

1

0,5

0,5

Групповая работа

6

Занимательный счет.

1

0,5

0,5

Выполнение заданий презентации

7

Математические игры.

1

 

1

Практикум-игра

Задачи на разрезание.

5

1,5

3,5

 

8

Простейшие геометрические фигуры.

1

0,5

0,5

Викторина

9

Задачи на разрезание.

1

0,5

0,5

Консультация

10

Задачи на разрезание.

1

 

1

Практикум-игра

11

Закончить рисунок по образцу.

1

0,5

0,5

Деловая игра

12

Практическая  работа.

1

 

1

 

Логические задачи.

13

6

7

 

13

Понятие « истинно и ложно», « отрицание».

1

0,5

0,5

Проблемно-поисковая беседа

14

Высказывания, противоречащие друг другу.

1

0,5

0,5

Дискуссия

15

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

1

0,5

0,5

Дискуссия

16

Задачи, решаемые с конца.

1

0,5

0,5

Работа в группах

17

Задачи на переливание.

1

0,5

0,5

Ролевая игра

18

Задачи на взвешивание.

1

0,5

0,5

Индивидуальная работа

19

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

1

0,5

0,5

Исследовательская работа

20

Задачи на делимость чисел.

1

0,5

0,5

Исследовательская работа

21

Задачи на принцип Дирихле.

1

0,5

0,5

Рассказ практикум

22

Задачи, решаемые с помощью графов.

1

0,5

0,5

Деловая игра

23

Игровые задачи.

1

0,5

0,5

Викторина

24

Комбинаторные задачи.

1

0,5

0,5

Коллективная работа

25

Практическая работа

1

 

1

 

Занимательные задачи на дроби.

4

1

3

 

26

Старинные задачи на дроби.

1

0,5

0,5

Доклад учащегося

27

Старинные задачи на дроби.

1

 

1

Практикум по решению задач

28

Задачи на совместную работу.

1

0,5

0,5

Работа в группах

29

Задачи на совместную работу.

1

 

1

Практикум-игра

Олимпиадные задачи.

5

 

5

 

30

Решение олимпиадных заданий.

1

 

1

Решение задач повышенной трудности

31

Решение олимпиадных заданий.

1

 

1

 

32

Решение заданий математической игры.

1

 

1

Практикум по решению задач

33

Решение заданий математической игры.

1

 

1

Выполнение проектной работы

34

Решение заданий математической игры.

1

 

1

Викторина

Итоговое занятие.

1

 

1

 

35

Командная игра

1

 

1

 игра

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.      Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2013.

2.      Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2012.

3.      Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2012.

4.      Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2014.

5.      Шарыгин И. Математический винегрет. М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...