Статья "Знакомство с опытом работы ОДОД в школе"
статья

Петровчук Алена Николаевна

В статье ведется речь об интеграция основного и дополнительного образования. А также представлено микроисследование педагогов дополнительного образования и методистов, сопровождающих их деятельность, по диагностике имеющихся затруднений в работе и выявлению их запросов в организации дополнительного образования в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odod.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗНАКОМСТВО С ОПЫТОМ РАБОТЫ ОДОД В ШКОЛЕ»

О дополнительном образовании в школе    

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию школьников, обсуждается вопрос о настоятельной необходимости возрождения в современной школе когда-то весьма объёмного участка деятельности учителей. Знакомого многим под названием « внешкольная (внеурочная) работа. Сегодня  дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников как в самих школах, так и в специализированных учреждениях — дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

        По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

       Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

      Однако среди школьных педагогов пока преобладает настороженное отношение к идее интеграции дополнительного образования в современную школу. Одни заявляют, что дополнительное образование — это прерогатива специализированных детских учреждений, а не обязанность школы; другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости; третьи полагают, что сегодня, учитывая сложности социально-экономического положения, вполне достаточно вернуться к прежней кружковой работе. У всех свои резоны, но едва ли нужно впадать в крайности. Наша задача — трезво оценить ситуацию и попытаться изменить ее к лучшему.

        И нужно это не педагогам, не Министерству образования; это нужно, прежде всего, нашим детям. Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок  никогда не  бывает  свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

        Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:

  • целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
  • определённую стабильность и постоянное развитие;
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
  • сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
  • поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей      организации жизни ученического и педагогического коллективов;
  • сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

           Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования воспитанников конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг. А уровень профессионализма педагогов, в свою очередь, во многом зависит от системы работы с педагогическими кадрами, от той образовательной среды, которая складывается в учреждении.

Поэтому на данный момент также актуальна проблема, связанная с затруднениями в работе педагогов, методистов дополнительного образования в школе.

Мое микроисследование        

        Я посетила городскую конференцию для специалистов дополнительного образования детей, где мной было проведено анкетирование педагогов дополнительного образования и методистов, сопровождающих их деятельность, по диагностике имеющихся затруднений в работе и выявлению их запросов в организации дополнительного образования в школе.

         В анкетировании приняли участие 30 специалистов отделений дополнительного образования детей(далее ОДОД). Среди них были руководители ОДОД, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

В анкете были представлены следующие вопросы:

  • Перечислите ведущие формы работы, реализуемые на базе Вашего ОДОД?
  • Совпадают ли, на Ваш взгляд, запросы и желания родителей с предлагаемыми направлениями программ ОДОД Вашего ОУ?
  • Какие образовательные технологии являются приоритетными в деятельности ОДОД Вашего ОУ?
  • Какие варианты повышения квалификации значимы для ОДОД Вашего ОУ?
  • Назовите основные проблемы, мешающие развитию деятельности ОДОД?
  • Что представляет для Вас наибольшие трудности в методическом сопровождении ОДОД?
  • Поделитесь самым значимым результатом деятельности ОДОД Вашего ОУ за последний год.

        Ведущие формы работы, которые назвали анкетируемые, в основном, занятие, соревнования, различные групповые формы. Остальные назвали такие формы, как:   конкурс, экскурсия, игра, концерт, выставка, праздник, конференция, мастер-класс, семинар, фестиваль, проект.

       Стоит отметить, что некоторые вместо форм назвали направления деятельности, название объединений, часть затруднились вовсе ответить на заданный вопрос.

       Большинство специалистов – 97% отметило, что практически во всех случаях запросы и желания родителей совпадают с предлагаемыми направлениями программ ОДОД.

        При анализе вопроса о приоритетном использовании образовательных технологиях, нам удалось выяснить, что на данный момент остается популярна технология проектной деятельности(так ответили 40 % респондентов). Также опрашиваемые называли такие технологии, как: РКМ, ТРИЗ, игровые технологии, проблемного обучения, развивающего обучения, компьютерные технологии, здоровьесберегающие.

        Также актуальным остается вопрос повышения квалификации. 77% респондентов назвали вариант курсов повышения квалификации, организуемые разными организациями(АППО, ИМЦ, ГДТЮ), а также дистанционные курсы. 23 % отметили, что повышают свою квалификацию и получают новые знания на семинарах, конференциях различного уровня, а также на мастер-классах. Остальные отметили такие варианты, как: методических объединения(РМО, ГМО), открытые мероприятия, конкурсы. Несколько респондентов ответили, что предпочитают самообразование и получение второго высшего образования.         

         40 % специалистов ОДО отмечают проблемы, мешающие развитию деятельности ОДОД, связанные с материально-технической базой; 24 % называли проблемы с кадровым потенциалом. Также отметили проблемы с развитием ДО в ОУ. 8 % считают, что у них нет проблем, мешающих их развитию.

       Также были выявлены трудности в методическом сопровождении, с которыми сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности. Таким образом, 22% считают, что у ни нет трудностей в методическом сопровождении; 18% отмечают, что у них не методиста или отсутствует методическое сопровождение вовсе. 6% назвали такие трудности, как: отсутствие методических разработок, отсутствие опыта в направлении, необходимость самостоятельной разработки схем отчетности.

       

       Проведя анализ значимых результатов для респондентов, можно сделать вывод, что большинство педагогов ДО участвуют в различных конкурсах – как сам, так и со своими воспитанниками: об этом говорит показатель  38%. 26% отметили участие в мероприятиях разного уровня и плана. 8 % результатом считают изменения в системе ДО в своем ОУ.

       Таким образом, исходя из проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  • Большинство специалистов ДО не вполне корректно понимают суть понятия методического сопровождения;
  • Респонденты путают такие понятия, как формы, методы, средства;
  • В части ОДОД нет методиста,  а если он и есть, то сопровождения как такого не оказывает.

       Актуальной остается проблема технического оснащения, которую отмечают большинство представителей ДО.

       Однако, стоит отметить, что респонденты довольны хорошо ориентируются в вариантах повышения своей квалификации и имеют достаточно знаний о том, где можно получить дополнительный опыт и знания.

       Также следует отметить, что почти в каждом ОДОД есть определенные результаты педагогов и их воспитанников, что говорит о том, что вся работа системы дополнительного образования не напрасна.

Информационные ресурсы

1.О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 24. 09.2007 № 06-1549)./ « Вестник образования» №22,2007г., стр.52-78.

2.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

3.Материалы сайта  lib.direktor.ru

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ СЛЕНГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1) Американский сленг как разновидность социальных диалектов.2) Технологии проведения уроков английского языка по изучению сленга в средней общеобразовательной школе....

Статья "Из опыта работы Совета профилактики школы".

На данный момент в нашей  школе, как и в других школах Санкт-Петербурга,  успешно работает Совет профилактики правонарушений. Обобщить опыт работы за прошедшие годы я попыталась в данной ста...

Из опыта работы в малокомплектной школе

"Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных традиций" Из опыта работы в малокомплектной школе...

Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»

Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в  МБ...

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....