Роль КТД в формировании ученического самоуправления
опыты и эксперименты на тему

Ладина Олеся Александровна

КТД как средство мотивации к познавательной тдеятельности представителей ученического самоуправления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_vystuplenie_na_shmo.docx247.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 14»

г. Дзержинска Нижегородской области

Выступление на ШМО классных руководителей по теме:

Роль КТД в формировании ученического самоуправления

                                Выполнила: Ладина О. А. - старшая  вожатая                                в МБОУ «Средняя школа № 14»

                                                  2015, написать число

Роль КТД в формировании ученического самоуправления


2 слайд «Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.» И.П. Иванов 


3 слайд Игорь Петрович Иванов (1923-1992) доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», «педагогике социального творчества». 

4 слайд  «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них». И.П.Иванов 


5 слайд Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... 


6 слайд Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. 


7 слайд Этапы коллективного организаторского творчества 1. Выбирается то или иное коллективное творческое дело. Класс делится на творческие группы и проводится конкурс на лучшие варианты, предложения, проекты данного дела. ( Форма работы – классное собрание) 


8 слайд Этапы коллективного организаторского творчества 2. На общем сборе ( классном собрании) заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждой творческой группы. 


9 слайд Этапы коллективного организаторского творчества 3. Совет дела, опираясь на предложения групп, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между группами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного. (форма работы- работа с активом, с группами) 


10 слайд Этапы коллективного организаторского творчества 4. Проведенное дело обсуждается на общем собрании, причем каждый воспитанник высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. 


11 слайд Алгоритм организации КТД 1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы). для педагога необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения. для ребят Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно? Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь 


12 слайд Алгоритм организации КТД 2. Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после. 3. Определение содержания дела. Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы. Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить. 


13 слайд Алгоритм организации КТД 4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними проведения КТД. 5. Определение типа и формы дела Форма определяет, как будет проходить это дело. Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. 


14 слайд Алгоритм организации КТД Пример: Праздникдню города . Цель -формирование бережного отношения к своему городу, уяснение таких понятий как Родина, Отечество, формирование чувства долга. Содержание - представление для жителей микрорайона, субботник, беседы об известных москвичах. Форма: представления для жителей микрорайона - концерт, субботника - тимуровская ночь, беседы о москвичах - концерт (агитбригада). 


15 слайд Алгоритм организации КТД 6. Решение организационных проблем Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть. Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть. Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками. Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них. 


16 слайд Наиболее часто встречающиеся задачи. 1. Реклама дела. 2. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен ). 3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы"). 4. Оформление места проведения дела. 5. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща. 6. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела. 7. Организация прессы: фото, видео. 


17 слайд Алгоритм организации КТД Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой). Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на турслёте может идти дождь - взять с собой плащи). 


18 слайд Алгоритм организации КТД Определить критические факторы успеха, организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. Пример: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет. Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом. 


19 слайд Алгоритм организации КТД 7. Проведение КТД. 8. Подведение итогов КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. (собрание класса) (Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов). ( работа с активом класса) После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. ( работа с активом класса) Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. ( работа с активом класса) (Также желательно выпустить газету по итогам дела). 


20 слайд Алгоритм организации КТД Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов. ( работа с активом класса) После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. ( работа с активом класса) Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. ( работа с активом класса) Также желательно выпустить газету по итогам дела. 


21 слайд Типы КТД Представление- не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями. Малое творческое дело- не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела. Большое творческое дело- требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам. 


22 слайд Примеры типов КТД Представление Коллективные песни. Игры. Концерт. Концертные номера + игры с залом. Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции). 


23 слайд Примеры типов КТД Малое Творческое Дело Телевизионные игры. Перемещение по станциям. Конкурсы. Несценарные ролевые игры. 


24 слайд Примеры типов КТД Большое Творческое Дело Конкурс или набор постановок. Сценарные ролевые игры. Разновидности диспутов. 


25 слайд Создание мотивации ребенка для участия в КТД Ребенок, может что-либо делать только в том случае, если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать следуя своим внутренним желаниям и позывам). 


26 слайд Создание мотивации ребенка для участия в КТД Мотивы ребенка: Потребность в коммуникации Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах Желание выиграть (дух соревнования) Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных) Осознание развивающей роли КТД Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других) Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях. 


27 слайд Задание для работы в группах.(10 мин) Класс получил задание: подготовиться к участию в КТД - Заочной экспедиции по России - выбрать республику и представить свой выбор на общем Старте экспедиции. В процессе подготовки он должен учесть 3 задачи: 1. Развитие самоуправления в классе; 2. Формирование мотивации учащихся; 3. Формирование коллектива. Разработайте алгоритм действий классного руководителя по подготовке класса к мероприятию. 


28 слайд Список используемых источников Статья «Коллективные Творческие Дела» В. Лебедев, 1998 http://upr.1september.ru/1999/upr41. htm И. П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся

Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоупра...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

Список использованной литературы:1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...

Роль дополнительного образования в формировании модели ученического самоуправления

Сегодня в российской школе одним из приоритетов образования является гармоничное развитие личности ребенка, осознание им целостности окружающего мира.И максимально эта цель может быть достигнута путем...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...