Из опыта работы
методическая разработка по теме

Рощупкина Ирина Александровна

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка через использование проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_roshchupkina_i.a.docx467.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рощупкина Ирина Александровна

                               

Управление образования и науки администрации

Губкинского городского округа

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка через использование проектной деятельности

        

                                                      Автор опыта: Рощупкина

                                                Ирина Александровна,

                                                учитель русского языка и литературы

                                                МАОУ «Гимназия №6»

Губкин 2013

Содержание

  1. Информация об опыте……………………………………………………3-7
  2. Технология опыта……………………………………………………….7-14
  3. Результативность опыта………………………………………………..15-18
  4. Библиографический список………………………………………………19
  5. Приложение к опыту……………………………………………………20-38

1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1. Условия возникновения и становления опыта

Данный педагогический опыт внедрен в образовательный процесс Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» города Губкина Белгородской  области.

МАОУ «Гимназия № 6» является многопрофильным образовательным учреждением, в котором приоритетное значение имеют предметы гуманитарного цикла, при этом в учреждении созданы все необходимые условия для получения разностороннего образования: ИКТ-ресурсы по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилям, разветвлённая система научных обществ учащихся. Для получения полноценного образования эффективно используются условия дополнительного образования школьников, как в гимназии, так и в ближайших социально образовательных объектах.

В гимназии осуществляется муниципальный эксперимент по теме: «Создание педагогических условий для формирования исследовательской компетентности гимназистов». Эффективным в плане реализации программы опытно-экспериментальной работы является сотрудничество гимназии с Губкинским филиалом Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

1.2 Актуальность и перспективность опыта

Я  глубоко верю, что у каждого ученика нужно развивать творческие способности, поэтому согласна с В.А. Сухомлинским, что каждый человек может  достичь  высокого мастерства в той или иной  области  труда, нужно только стремиться  пробудить  в  своих воспитанниках  творческое начало. Он считал, что  «нет  детей одаренных  и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть,  взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант –  значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». К такому творчеству должен стремиться каждый педагог. “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. (Бернард Шоу).

В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; развитие способности к созидательной деятельности,  готовности к сотрудничеству.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Учебные задания, ориентированные на сферу интересов и потребностей обучающихся, улучшают результаты их работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблем, они им интересны. Такие задания представляют интерес для обучающихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремлению обучающихся углубиться как в вопросы, которые они изучают, так и найти ответы, которые ищут в процессе обучения.

Один из важных уровней предметных компетентностей, которую развивает система общего образования, — это уровень методологической компетентности. На этом уровне у обучающихся развивается умение видеть предмет целостно во взаимосвязи с другими предметами, знать, понимать и использовать для решения разнообразных учебных и жизненных задач основные закономерности предмета, основные ведущие теории, ключевые концепции, базовые принципы. На этой основе формируются умения анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, т.е. те умения, которые называют обобщенными или надпредметными, умения, которые переносятся как на любую другую предметную область, так и на жизнедеятельность человека в целом.

Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся. Созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС второго поколения.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

  • между стремлением к высокому уровню образования и низким уровнем самореализации обучающихся в учебной работе;
  • между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности.

Для разрешения этих противоречий выделила основную цель педагогической деятельности:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Я считаю, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Для решения данной  проблемы:

  • низкого познавательного интереса к изучению русского языка и литературы;
  •  невысокого уровня духовно-нравственной культуры современных школьников;
  • малоэффективного результата обучения гуманитарным дисциплинам,

     Создать условия для развития познавательного интереса школьников к урокам русского языка  через проектную деятельность.

1.4. Длительность опыта

Педагогический опыт осуществлялся с 2009 по 2012 год. Реализация педагогического опыта включала следующие этапы:

  1. Первый этап (2009-2010 годы) был проведен теоретический анализ литературы по проблеме опыта в педагогической, психологической, методической литературе. Проведён анализ учебно-программной документации по русскому языку и литературе. Сформулированы теоретические позиции по проблеме развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы. Изучены различные типы проектов (исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, межпредметные проекты), методика проведения проектного урока, а также педагогический опыт по внедрению проектного обучения в образовательный процесс на уроках русского языка и литературы.
  2. Второй этап (2010-2011 годы) были разработана и внедрена система проектных уроков по русскому языку и литературе, а также эффективные методы и приемы развития познавательного интереса учащихся в ходе организации проектной деятельности.

3.        Третий этап (2011-2012 год) систематизированы и оформлены
результаты исследования динамики развития познавательного интереса
учащихся, которая отражает результативность педагогического опыта.

Педагогический опыт включает систему урочной и внеурочной работы по программе русского языка и литературы для учащихся 5-11 классов, направленной на обеспечение развития познавательного интереса учащихся.

1.5. Диапазон опыта

Педагогический опыт включает систему урочной работы по программе русского языка для учащихся. Опыт содержит систему проектных уроков по русскому языку, которые обеспечивают развитие познавательного интереса обучающихся.

1.6.Теоретическая база опыта

 В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательного интереса учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательного интереса учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

 Проектная деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. С помощью этой деятельности ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в учебную проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.

Можно выделить ряд идей Френсиса Паркера, которые легли в основу современного гражданского образования и проекта «Гражданин»:

  • образование должно исходить из интересов детей,
  • обучение должно строиться на сотрудничестве,
  • в основе гражданского образования должен лежать социальный опыт детей.

Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством  русского педагога С.Т. Шацкого  в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,  пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.: «Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики»,  «Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания», «Метод проектов» и др.

Интересны исследования  по внедрению метода учебных проектов на уроках как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся изложены в трудах Н.Ю.Пахомовой, В.В. Гузеева.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке и внедрении психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих развитие познавательного интереса  учащихся через проектную деятельность на уроках русского языка.

2 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью опыта является раскрытие системы работы учителя по повышению уровня познавательного интереса учащихся через проектную деятельность.

Достижению этой цели служит решение следующих задач:

  • введение в педагогическую практику такой организации педагогического процесса, который создавал бы условия для развития познавательного интереса учащихся.
  • создание условий для приобретения обучающимися умений самостоятельно конструировать знания;
  • использование способов и приёмов, направленных на самореализацию личности учащихся.

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям. Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика.

          Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся, формирование личностных качеств ученика. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.                                                            

            Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, играя роль компетентного консультанта.

           Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения. 

            Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа». В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения. 

           Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.

         Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу и исследовательской.

Проектная деятельность оказывает практическую помощь обучающимся в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Чтобы помочь обучающимся в самореализации, педагогам необходимо помогать адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть  расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Обучающиеся выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка: информационный, ролевой,  практико-ориентированный,  творческий и исследовательский проекты.
            Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.

Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».

Проектная деятельность  по русскому языку включает в себя  актуальность избранной темы, обозначает  задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты по русскому языку распределяются  и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о лингвистах», «Мои любимые писатели», «Сказка о частях речи», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
         Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, урок-проект «знаки выделения, завершения, разделения».
          Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастер-класс, лекция) с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде образовательных учреждений эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях.

Современный урок русского языка и  литературы невозможен без сопоставления с другими видами искусства. В практике есть проведение урока по модели «Культуротворческая школа» - «Гроза в науке и искусстве», где обучающиеся исследовали грозу, как с научной точки зрения, так и со стороны изобразительного и музыкального искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. С помощью компьютерных информационных технологий можно приготовить иллюстративный и информационный материал, в начальной стадии обучения обучающиеся проходят курс самостоятельного  создания презентации.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

        Подготовка к такому уроку по проектной деятельности  становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса. 

        Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, можно повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообра-зить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создается проблемно-мотивационная среда на уроке разными        формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», групповой работой самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром,  лабораторной .

          Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Для организации проектной деятельности, используются «Рекомендации руководителю (организатору) проекта (Приложение №1). Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)», которые должны выполняться участниками проекта. (Приложение №2). Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте». (Приложение №3).Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта. Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме - плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке. (Приложение №4 план - конспект урока). Применяя методы проектного обучения, учим детей самостоятельно ставить цели к заданиям и упражнениями:

-        С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

-        Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам», составить словарик фразеологизмов, составить словарик «Из истории фразеологизмов», учащиеся имеют возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д. Обязательные условия при этом - четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, следует организовать такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик - ученик», «ученик - учитель», «учитель - ученик», «ученик - класс», при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

5-6 классы

  1. Уроки проектной деятельности с изменёнными способами организации (урок-лекция, урок-диалог, защита идей, урок взаимоконтроля, урок творческого применения).
  2. Уроки проектной деятельности, опирающиеся на фантазию (урок-инструктаж, урок сказка, урок творчества, урок сочинение, театрализованный урок).
  3. Уроки проектной деятельности, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (урок-экскурсия, урок - выпуск «живой» газеты).

7-8 классы

  1. Уроки проектной деятельности с игровой состязательной основой (пресс-конференция, урок-игра «Придумай проект», урок «Кто лучше знает и помнит»).
  2. Уроки проектной деятельности предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (урок-семинар, урок-зачёт, урок-беседа, урок-практикум,  урок моделирования).

Для  6 класса разработала и внедрила уроки-проекты: по русскому языку - урок письма «Деловое письмо», «Говорящие морфемы» и уроки-семинары: «Числительное», «Местоимение».

Что же дают такие уроки? Они формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков, ученики самостоятельно ищут пути решения оригинальных идей.

На уроках с применением проектных технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. На уроках с использованием групповых форм работы дети осознают важность делового партнёрства, творческого содружества.

Главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным.

Каждый учитель знает, что в классе есть ученики, которые активны на уроках, при подготовке домашних заданий ищут и читают дополнительную литературу, пользуются энциклопедическими словарями и справочниками, перерабатывают такое количество материала, которое более чем достаточно для высокой отметки. Но есть и другие школьники. Они никогда не поднимут руку, редко читают. Иными словами, у одних познавательные интересы хорошо развиты, а у других проявляются очень слабо. Поэтому, когда  учитель берёт класс, то перед ним стоит задача: определить уровень познавательного интереса учащихся к своему предмету.

Используя методику «Выбери нужное лицо», разработанную психологами Р. Тэммл, М. Дорки, она выявляет отношение учащихся к предмету по рисункам: улыбающийся ребёнок – печальный. Узнаёт, что около 30% учащихся хотят изучать русский язык, им нравится предмет, но не любят выполнять домашние задания. К литературе готовятся с большим интересом, примерно 70% детей тянут руки на уроке, готовы к пересказу текста, чтению наизусть стихов, с охотой делают рисунки, но им не нравятся письменные ответы на вопросы по изученным произведениям, сочинения.

 Теперь в задачу  учителя входит развитие познавательного интереса учащихся. Опираясь на диагностику Битяновой М.Р. (анкеты, тесты, экспертные опросы), в 6-8  классе  установила сформированность познавательного «минимума» и  выясняла, что познавательная сфера к предметам русского языка и литературы у них является ведущей. Разработала систему уроков проектной деятельности, которые позволяют вовлекать в активную информационную работу каждого ученика.

классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Проекты

Урок-проект «Проверяемые согласные в корне слова»

Урок-проект

«Русские писатели о языке»

Урок - проект

«Частица»

Урок-проект

«Знаки завершения, разделения, выделения»                  

Урок-проект «Имя существительное»

Урок-проект «Имя числительное»

Урок-проект «Предлог. Общая характеристика»

Урок-проект «Односоставные предложения

Урок-проект «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Проект «Здоровый образ жизни» в русских и английских синонимичных пословицах.

Урок-проект «Причастие».

Урок-проект

«Пунктуация

как раздел лингвистики».

Урок-проект «Общение устное и письменное».

Урок-проект «Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова, их уместное употребление в речи».

Урок-проект «Деепричастие»

Урок-проект

«Простое предложение»

Урок-проект «Имя прилагательное»

Проект «Активный лексикон современного школьника».

Проект «Мир словарей».

Проект  «Описание памятника культуры»

Проект «Происхождение

и употребление пословиц»

Проект «Моё имя»

Проект «Откуда берутся название городов?»

Проект «Характеристика человека»

Таким образом, чтобы развивать познавательный интерес школьника к гуманитарным предметам, педагогическую задачу  педагог видит не только в создании условий для формирования положительной мотивации, организации благоприятного климата, ориентирующего учащегося на коммуникацию, но и в проведении уроков-проектов.

Опытный педагог активно применяет технологии, которые интенсифицируют деятельность обучающихся, развивают их познавательный интерес: технологию критического мышления, развивающего обучения, проектную, игровую, тестирование. Учитель активно привлекает занимательный материал, задания повышенной сложности, таблицы, схемы, кластеры, мультимедиа – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие познавательного интереса.

Использование проектной деятельности на  уроках – это эффективный приём работы, вызывающий познавательный интерес у учащихся, дающий им возможность проявить свои творческие способности содействующий более глубокому и прочному усвоению нового материала, закреплению пройденного.

Вывод. 

В результате обобщения опыта по проблеме развитие познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка через проектную деятельность  делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Реализуемые в ходе педагогического исследования задачи послужили средством для достижения главной цели: формирование познавательного интереса обучающихся.

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для оценки результативности внедрения выделила критерии результативности, исходя из её задач:

  1. уровень сформированности познавательного интереса к предметам русского языка и литературы.
  2. уровень обученности учащихся за два года;
  3. сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;
  4. уровень самореализации школьников.

                По первому критерию анализировала уровень сформированности познавательного интереса учащихся к предметам русский язык и литература за последние три года по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р.

Уровень сформированности познавательного интереса

к предметам русского языка и литературы (в %)

Познавательная деятельность школьников

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

Русский язык

6б класс

Литера

тура

6б класс

Русский язык

7б класс

Литера

тура

7б класс

Русский язык

8бкласс

Литера

тура

8б класс

1.

Интеллектуальный уровень.

34

31

37

33

42

40

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

20

25

23

27

24

28

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

26

24

28

26

28

26

4.

Эмоциональная сфера.

20

20

12

14

6

6

Из таблицы видно, что с каждым годом возрастает уровень познавательной сферы школьников. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как к 9 классу он в основном уже сформирован, дети знают, куда они будут поступать или каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Важно, что отношение подростка к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива.

Анализ этих данных даёт возможность сделать вывод, что  проведения уроков проектной деятельности позволяет учителю  не только развить сферу познавательного интереса обучающихся.

По второму критерию она анализировала уровень обученности за три года в разных классах.

Динамика уровня обученности учащихся

Русский язык

                                                                                           

Динамика показателей учебной деятельности учащихся одного класса по русскому языку за три года

Показатели сформированности учебной деятельности

6 Б класс

2009-2010 учебный  год

7Б класс

2010-2011

 учебный год

8Б класс

2011-2012              учебный год

Продуктивность

71,4%

81,1%

91,1%

Компетентность

68,7%

76,6%

84,6%

Креативность

32,0%

53,2%

75,2%

Успешность

74,0%

82,5%

94,5%

 

Данные таблицы показывают, что за последние три года возрос уровень по всем видам показателей, особенно продуктивность обучения и успешность.

По четвёртому критерию – выявление уровня самореализации школьников – одним из показателей работы учителя являются результаты олимпиад и конкурсных работ за последние 3 года.

Победители, призёры, лауреаты творческих конкурсов

за последние 3 года

п/п

Ф. И.

Год

Класс

Название

олимпиад,

конкурсов

Занятое

место

Уровень

конкурсов

1.

Летягина Анна

2009/10

6

Областной конкурс творческих работ «Край в котором я живу»

Региональный

2.

Летягин Андрей

2009/10

6

Областная акция «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!»

Победитель

1 м

Региональный

3.

Ткачук Иван

2009/10

6

Районный конкурс творческих работ юных корреспондентов пресс-центров детских общественных организаций

3 м

муниципальный

4.

Орлова Ольга

2009/10

11

Районный конкурс творческих работ «Мой А.П. Чехов»

2 м

муниципальный

5.

Летягина Анна

2009/10

6

Районный конкурс творческих работ «Край в котором я живу»

2 м

муниципальный

6.

Летягина Анна

2009/10

6

Районный конкурс творческих работ «Мой А.П. Чехов»

3 м

муниципальный

7.

Тофан Василий, Леденёв Денис

Мурашкин Дмитрий,

Летягин Андрей

2010/11

7

Областной фестиваль «Дорогой добрых дел твоих, Учитель»

3 м

Региональный

8.

Рощупкина Виктория

2010/11

7

Областной фестиваль «Дорогой добрых дел твоих, Учитель»

3 м

Региональный

9.

Бхриева Дильфуза

2010/11

7

Районный конкурс творческих работ юных корреспондентов пресс-центров детских общественных организаций

2 м

муниципальный

10

Важенина Валерия

2011/12

8

Муниципальный этап конкурса научно-исследовательских работ «Гражданское общество в борьбе с коррупцией 6 история и современность» и сочинений-эссе, плакатов»

муниципальный

11

Черных Дарья

2011/12

8

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку

призёр

муниципальный

ВЫВОД

Результаты свидетельствуют об эффективном использовании проектной деятельности на уроках русского языка, что  позволяет организовать качественно учебный процесс и раскрыть способности одарённых детей через олимпиады, конкурсы. Опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес обучающихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения. 

Выделив  проблему: развитие познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка через проектную деятельность  у детей повысился уровень обученности: развился интерес к чтению, к работе с дополнительной литературой, улучшилась грамотность, сформировались умения и навыки в написании сочинений-рассуждений.

Итак, через проектную деятельность учитель развивала познавательный интерес к русскому языку.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
  3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.
  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
  6. «Intel» «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века

Приложение к опыту

1. Приложение №1 – Рекомендации руководителю (организатору) проекта

2. Приложение №2 – Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения на уроках  русского языка и литературы 

3. Приложение №3 – Тематика системы проектных уроков в программах по

русскому языку в 5-8 классах

4.  Приложение №4 – План – конспект  урока русского языка по теме «Односоставные предложения»

5. Приложение №5 – Оценочный лист для оценивания результатов проектной деятельности в форме презентации

6. Приложение №6 – Оценочный лист для оценивания результатов проектной деятельности в форме исследовательской работы

7. Приложение №7 – Оценка собственных достижений

8. Приложение №8  –  Творческий проект по русскому языку  «Бесполезный словарик»  

                                                                         

                                                                                                          Приложение №1

Рекомендации руководителю (организатору) проекта:

  1. Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

  1. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).

  1. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

  1. Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.

  1. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

  1. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

  1. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

  1. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

  1. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

  1.  Предложите критерии оценки успешности проекта.

  1.  Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию его дальнейшей учебной деятельности.

  1. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта. 

                                                                   

                                                                                                                                                          Приложение №2

Алгоритм деятельности учителя и учащихся  в технологии проектного обучения на уроках по русскому языку и литературе

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1.Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2.Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации,обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей,

потенциала продолжения работы

        Приложение №3

Тематика системы проектных уроков в программах

по русскому языку в 5-8 классах

классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Проекты

Урок-проект «Проверяемые согласные в корне слова»

Урок-проект

«Русские писатели о языке»

Урок - проект

«Частица»

Урок-проект

«Знаки завершения, разделения, выделения»                  

Урок-проект «Имя существительное»

Урок-проект «Имя числительное»

Урок-проект «Предлог. Общая характеристика»

Урок-проект «Односоставные предложения

Урок-проект «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Проект «Здоровый образ жизни» в русских и английских синонимичных пословицах.

Урок-проект «Причастие».

Урок-проект

«Пунктуация

как раздел лингвистики».

Урок-проект «Общение устное и письменное».

Урок-проект «Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки. Афоризмы и крылатые слова, их уместное употребление в речи».

Урок-проект «Деепричастие»

Урок-проект

«Простое предложение»

Урок-проект «Имя прилагательное»

Проект «Активный лексикон современного школьника».

Проект «Мир словарей».

Проект  «Описание памятника культуры»

Проект «Происхождение

и употребление пословиц»

Проект «Моё имя»

Проект «Откуда берутся название городов?»

Проект «Характеристика человека»

                                                                                                       Приложение №4

План - конспект урока русского языка по теме «Односоставные предложения»

Класс разбивается на группы в зависимости от количества изучаемых групп предложений (на 5 - с назывными, на 4 - с главным членом сказуемым). Каждая группа готовит объяснение материала об одном из видов односоставных предложений.

Технологическая карта проекта по теме «Односоставные предложения»

№ п/п

Этап     проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм

деятельности

учителя

1

поисково-

исследовательский

этап

Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения

Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся

2

технологический этап

Из предложенных текстов выбрать те предложения, о которых группа готовит сообщение

Корректирует и

контролирует

выполнение

3

практическая реализация проекта

Создание собственного (творческого) текста на заданную тему

Направляет и контролирует выполнение

4

внесение

необходимых

изменений

Анализ текстов, внесение исправлений

Корректирует деятельность

5

 презентация проекта

Представление проекта; само- и взаимооценка работ

Помогает готовить презентацию, формулировать выводы

        Выберите   односоставные   предложения   для   презентации   из следующих текстов:

1.  Первые книги Руси.  До изобретения печатного станка их переписывали и заботливо хранили. Чаще всего книги сберегались в

монастырях и церквях. Здесь же их переплетали. Тут же пряли нити для сшивания холстов.

2.        Волшебная осень парков. Дивная тишина. Бредешь по извилистым
тропинкам и ощущаешь необыкновенную легкость. Тихо. Чуть сыровато.
Листья словно повисают в воздухе. Хочется сказать садовнику, чтобы он
их не подметал. Приятно слышать легкий шелест листвы. Но как
поймаешь дыхание осени?

Вот девочка подняла голову и следит за полетом листа. Рядом женщина под зонтом. В ее руках книга. Но ей не читается.

3.        Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем,

И старое дерево помолодело. (К.Симонов)

Миниатюра, представлявшая назывные предложения

Вечерний город. Он твой, если тебе уютно в многолюдном потоке.

Яркие огни витрин. Легкий стук каблучков. Улыбка незнакомой девушки. Свет фар. Вокруг непрерывное движение. Моя живая ночная  Москва.

Сводная таблица на тему «Односоставные предложения

Вид предложения

Способ выражения главного члена

Примеры

Назывное

Им. падеж сущ. или местоимения

Дивная тишина.

        

        Приложение №5

Оценочный лист

для оценивания результатов проектной деятельности в форме презентации

Область

оценивания

Критерии

Баллы

Оценка

учеников

(команд)

Оценка

учителя

Общая оценка

Грамотность

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

5

Отсутствие речевых ошибок

5

Научность

Использование научных публикаций

5

Знакомство с мемуарами

5

Знакомство с критической литературой

5

Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично, не противоречит содержанию презентации

5

Используются диаграммы и рисунки, элементы анимации

5

Изображения привлекательны, интересны, соответствуют  содержанию

5

Объём материала

Соответствует  уровню обученности

5

Не соответствует

Текст читаемый

5

Актуальность материала

Новизна информации

5

Актуальна во времена писателя

5

Актуальна в наше время

5

Всегда будет актуальна

5

Творческий подход

В подборе рисунков

5

В расположении и оформлении материала

5

Самостоятельное поэтическое творчество

5

Приложение №6

Оценочный лист

 для оценивания результатов проектной деятельности в форме исследовательской работы

Область

оценивания

Критерии

Баллы

Оценка

учеников

(команд)

Оценка

учителя

Общая оценка

Грамотность

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

5

Отсутствие речевых ошибок

5

Научность

Использование научных публикаций

5

Знакомство с мемуарами

5

Знакомство с критической литературой

5

Дизайн

Оформление публикации логично, эстетично, не противоречит содержанию

5

Используются диаграммы и рисунки

5

Изображения привлекательны, интересны, соответствуют  содержанию материала

5

Объём материала

Соответствует  уровню обученности

5

Не соответствует

Текст читаемый

5

Актуальность материала

Новизна информации

5

Тема актуальна во времена писателя

5

Тема актуальна в наше время

5

Всегда будет актуальна

5

Творческий подход

В подборе рисунков, схем, диаграмм

5

В расположении и оформлении материала

5

Самостоятельное поэтическое творчество

5

                                                                                                         

Приложение №7

Оценка собственных достижений

замечательно

хорошо

я мог бы сделать лучше

Я подобрал материалы к нашей презентации

Я подобрал иллюстрации к тексту презентации

Я оформлял с помощью ИКТ наработки нашей группы

Я соблюдал график работы над проектом

Я принимал активное участие на всех этапах работы над проектом

Я работал со словарями

Я переводил тексты на русский язык с украинского и белорусского

Я предложил варианты, разработал примеры для выполнения заданий

Я использую идеи и предложения других участников группы в работе

Я сотрудничал с одноклассниками, оказывая им посильную помощь

Я наблюдал за собой в процессе работы над проектом, понял, какие стратегии в обучении помогают мне больше всего в том, чтобы стать успешным учеником

Приложение №8

 Творческий проект по русскому языку  «Бесполезный словарик»


                                                                       

Бабка- чудной человек

Беляш- бледнокожий человек

Беспонтовый- ничего не представляющий

Ботан- отличник

Братва- компания

Валенок, олень- тупой человек

Верёвки, вилы- конец

Въехать- понять

Голяк- пусто

Гопники- братва

Давать краба- здороваться

Дёргай- иди отсюда

Дерюга- директор

Дубина- громоздкий, тупой

Жираф, шлагбаум- высокий человек

Залепи уши воском- не слушай

Зверь- мощный

Капуста- деньги

Кегля- бесформенный человек

Кинуть- подвести, обмануть

Кипеш-шум, суматоха

Клава- клавиатура

Кладовка- доносчик

Клоповник- общежитие

Когда свистну, кукарекнешь- ответить

Колба- учитель химии

Колпак поехал- сошёл с ума

Копыта- туфли

Кореш- друг

Купол, башня, колокольня, чан- голова

Локаторы- уши

Макитру пробурить- разбить лицо

Макоронная фабрика- волосы

Ментаф- милиция

Молекула- учитель физики

Музло- музыка

Мулька- способ1187100706_14

Напрягать- утомлять

Носятся, как слоны собачьи- бегают быстро, громко

Отжать- отнять

Отчебучить- удивить

Предбанник- коридор

Принтер- учитель информатики

Причепуриться- прихорошиться

Расколбас- танцевать

Рвануть- пойти

Редиска- плохой человек

Ротан- обжора

Рубль- тысяча рублей

Рыба- телескоп- человек с большими глазами

Синий хлам, убитый в сопли- сильно пьяный

Синяк- пьяница

Слизать- списать

Спокушки- спокойной ночи

Толкушка- бестолковая

Топчи поляну, биться будем- призыв к драке

Тормоз-тугодум

Трендель- тройка

Трепло- врун

Тубаркрас- туалет

Тыркаться- болтаться без дела

Фишка- штука

Фонтан забетонируй- замолчи

Хипповать- быть модным

Циркуль- человек с длинными ногами

Чмоки- поки- досвиданья

Чухесить- курить

Шевели колготками- иди быстрее

Шмон- обыск

Шнобель, шнопак- нос

Шнурки- родители

Шухер, шуба, палево- Опасность

Щериться, как арбузная корка- широко улыбаться

Я на колёсах - на машине

Без двадцать - без двадцати

В плене - в плену

В этой связи - в связи с этим

Взади - сзади

Власть забрал к себе в руки – в свои руки

Двухтысячно, (двухтысяча) девятый – две тысячи девятый

Ехай - поезжай

Залазить – зализать

Заместо - вместо

Ихов, ихний - их

Каклета - котлета

Калбук - каблук

Каструля - кастрюля

Кто-нито - кто-нибудь

Оне - они

Отрекаются от его – отрекаются от него

Пахаем – пашем(землю)

Покласть - положить

Салдатов - солдат

Силянка - солянка

Сосиська - сосиска

Текёт - течёт

Тигор - тигр        

Тока - только

Укусить - откусить

У ней – у неё

Хочем - хотим

Хронят - хоронят

Чаво – чего

Безымянный 1

Баловать- баловать

Без десяти- без десяти

Блокировать- блокировать

Верование- верование

Девица- девица

Дефис- дефис

Договор- договор

Дремота- дремота

Жалюзи- жалюзи

Закупорить- закупорить

Запломбировать- запломбировать

Заржаветь- заржаветь

Звонит- звонит

Искра- искра

Каталог- каталог

Квартал- квартал

Километр- километр

Кладбище-кладбище

Клала- клала (спала, ждала и т.д.)

Компас- компас

Кралась- кралась

Красивее- красивее

Металлургия- металлургия

Начала- начала (начала)

Нефтепровод- нефтепровод

Обеспечение- обеспечение

Облегчить- облегчить

Оптовый- оптовый

Осужденный- осуждённый

Отняла- отняла

Повторить- повторить

Положить - положить

Свёкла- свекла

Скольких- скольких

Средства- средства

Столяр- столяр

Торты- торты

Умерший- умерший

Флюорография- флюорография

Фольга- фольга

Ходатайство- ходатайство

Черпать- черпать

Шёлковый- шелковый

Шприцы- шприцы

Щавель- щавель

Эксперт- эксперт

Экспортировать- экспортировать

Бартер

Брифинг 

Брокер

Граффити

Джойстик

Дискета

Имидж

Импичмент

Инаугурация

Картридж

Контракт

Кредитор

Купон

Маклер

Модем

Муниципалитет

Мэр

Паритет

Пользователь

Приватизация

Принтер

Продюсер

Рейтинг

Сертификат

Спикер

Спонсор

Файл

Флэшка

Шопинг 

ШоуЭлекторат


4

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...