Педсовет по метапредметам
статья на тему

Хусаметдинова Ольга Юрьевна

Причиной возникновения потребности в метапредметном образовании стало то, что в XXI веке стало много возникать комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарного взаимодействия. Примером может служить выход из строя атомного реактора по типу Чернобыльского (японская Фукусима), уничтожение таких заболеваний как рак, СПИД, сегодняшняя Эбола, прекращение иррегулярных террористических войн, ликвидация самих и их последствий аварий (например, Саяно – Шушенская ГЭС, или на глубоководной платформе компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе)- это не техногенные аварии, а системогенные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_metapredmetam.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет по метапредметам.

  1. Философия современного образования.
  2. Метапредметы в основе ФГОС ООО.
  3. Практическая работа: КИМ решают педагоги. Шаблон ответов на экране – проверка.
  4. Выводы:

1. Необходимо учителей учить метапредметам. Можно ли считать обучение завершенным и качественным без метапредметов?

2. заместителю директора разработать систему семинаров. Как можно этому учиться? Через самообразование и внутрикорпоративное повышение квалификации?

3. Включать обучение метапредметам в каждый урок. Как научить учащихся метапредметам? Разработать программы метапредметов и включить в учебный план на следующий учебный год.

Философия образования.

Причиной возникновения потребности в метапредметном образовании стало то, что в XXI веке стало много возникать комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарного взаимодействия. Примером может служить выход из строя атомного реактора по типу Чернобыльского (японская Фукусима), уничтожение таких заболеваний как рак, СПИД, сегодняшняя Эбола, прекращение иррегулярных террористических войн, ликвидация самих и их последствий аварий (например, Саяно – Шушенская ГЭС, или на глубоководной платформе компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе)- это не техногенные аварии, а системогенные.

Такого рода  вопросы определяют основные тренды развития разных  институциональных форм деятельности , в которые придется включаться нашим выпускникам. Профессионалы XXI века – специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно – научным знанием. Между смежными, и наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.

Востребованные специалисты - это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.

XXI век - век рефлексивных форм знания и новые требования к учителю.  Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником, способным преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Метапредметный подход Научный прогресс привел к раздробленности универсума знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности.

Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. «За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования» (В.В. Давыдов).

Результат метапредметного обучения метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Признаки метапредметного урока:

- Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся.

- Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

- Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

- Использование образовательных технологий: -технология совместного обучения; -технология исследовательской деятельности; -проектная деятельность; -проблемно-диалогическая технология; -игровая технология.

Мета-… «Мета»- (за, через, над), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Метапредметы в основе ФГОС ООО.

Современная школа должна формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии, воображения, которые имеют  метапредметный статус и являются основой компетентностей учащихся. Метапредметный подход заложен в основу ФГОС ООО.

Практическая работа

Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХI веке.

        Возможные типы заданий  для стартовой диагностики: (из ООП ФГОС ООО)

1) Задание (или задания) с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов:

а) ответ правильный, но способ решения неправильный,

б) способ правильный, но ответ неправильный.

Ученик должен найти ошибки и указать их причины

2) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные (содержательные) критерии должны быть скрыты от учащегося).

3) Задание с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что  части критериев оно удовлетворяет, а другой части -нет.)  

4)  Дано несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на границу применимости того или иного способа действия).

5)  Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог).

6)  Задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.

Второй комплексный  инструмент  тест,  соответствующий  трем этапам-уровням опосредствования. Он является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом, позволяющий охватить содержание учебного материала через  выделение в нем  предметно-деятельностных линий.

        Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значения этих показателей зафиксированы в шкале оценки выполнения теста.

        Тест является средством, наиболее приемлемым для использования в рамках внешней оценки, в силу того, что результаты тестирования легко поддаются автоматизированной обработке и тем самым способствуют получению  оперативной информации о качестве обучения. Для полноценного и своевременного информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования на любом уровне, включая управление образовательным процессом в классе, где в качестве управленца выступает учитель, необходимо создавать и активно применять автоматизированные средства, позволяющие быстро оценить результаты обучения. Внедрение в практику управления качеством образования автоматизированных средств оценивания уровня обученности определяется как одна из ведущих проблем.

        Итак, тестовый комплект, предназначенный для внешней оценки готовности пятиклассников к обучению в основной школе, построены на материале математики, русского языка, естествознания и литературы (работа с художественным и информационным текстом). При построении системы тестовых заданий по каждому из четырех предметов должен использоваться общий способ конструирования  тестового пакета, который включает в себя:

•        технологическую матрицу (матрицу  предметного содержания), дающую  компактное  представление о системе средств/способов  действия, усвоение  которых  подлежит  тестированию  в рамках  определенной  предметной  дисциплины;

•        массив задач на каждый вид грамотности;

•        ключ и форму для первичной регистрации и обработки  результатов  тестирования.

Каждый предметный массив  содержит  набор задач (или вопросов), позволяющих  оценить меру присвоения основных  средств/способов  действия, необходимых  для продолжения изучения основных учебных дисциплин в основной школе. Оценка производится на основе шкалы, отражающей описанные  три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Каждому уровню  поставлен  в соответствие определенный тип  тестовых  задач, выполнение  которых  и служит  основанием оценки  достижений  учащегося. Ключевым результатом  тестирования  выступает  «профиль  успешности (готовности)» учащегося, класса. По данному  «профилю»  можно  определять как «стратегию обучения» всего класса, так и строить индивидуальные образовательные маршруты  для  отдельных учащихся.

        Все  результаты  «стартовой»  диагностики   заносятся в электронный формат (паспорт  образовательного  учреждения) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"

Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....

Мастер-класс «Особенности технологии метапредмета «Проблема»

мастер- класс "Особенности технологии метапредмета "Проблема"...

Метапредмет дәрес. А. Гыйләҗевнеӊ «Өч аршын җир» әсәренә

Бу дәрес 11 класста А. Гыйләҗев иҗатын өйрәнгәндә бәйләнешле сөйләм үстерү  дәресе кысаларында үткәрелә. Әдәби әсәр белән укучылар өйдә таныша.     Әдәбиятны метапредмет...

Что такое метапредмет?

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность....

урок биологии в 6 классе "Опорные системы"(метапредмет "Причина и следствие")

Проведение метапредметного урока «Причина и следствие» предлагается в ходе изучения темы «Опорные системы» в курсе биологии «Живой организм» в 6 классе. Первый урок в теме отводится под обзор ро...

Метапредмет «проблема» на уроках математики.

Создание условий для передачи опыта по формированию метапредмета «проблема»  на уроках математики при решении задач....

Метапредмет "Проблема" в изучении ключевых проблем истории России 20 века

Выступление на метапредметной городской конференции на базе ГБОУ  Гимназия 1517 г.Москвы...