"По одёжке встречают..." - методические рекомендации.
методическая разработка по теме

Руннова Ирина Борисовна

Методические рекомендации  для начинающих педагогов, руководителей детских фольклорных коллективов по изготовлению и пошиву некоторых составных частей русской одежды, необходимой для деятельности творческого детского коллектива занимающегося традиционной русской культурой. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_odyozhke_vstrechayut.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«По одёжке встречают…»

Методические рекомендации  для начинающих педагогов,

руководителей детских фольклорных коллективов.

                                                                                          Педагог доп. образования,

                                                                                                          руководитель фольклорной

                                                                                                         студии «Жаворонок»

                                                                                                                                  - И.Б. Руннова

Цель: Оказание помощи в изготовлении некоторых составных частей русской одежды, необходимой для деятельности творческого детского коллектива занимающегося традиционной русской культурой.

Задачи: 

- способствовать возникновению интереса к изучению  народного костюма.

-приобщить  к  практическому  изготовлению, составных элементов  народной одежды;

 

Традиционная русская одежда - бытовая, обрядовая, праздничная…..  

В разных регионах России – разная, по своим составляющим элементам, орнаментике, цвету и фактуре. В советское время, сложился образ русской красавицы в обязательном кокошнике с «жемчугами и рубинами». Именно в этом образе, долгое время, мы видели разновозрастные коллективы, одетые в приталенный сарафан одинаковой цветовой гаммы. Очень радует, что в настоящее  время меняется представление о красоте русской одежды, и её разнообразии.

Участники  фольклорных коллективов, в основном, одеты в костюмы стилизованные под традиционную русскую одежду.  К сожалению, очень редко рубахи и сарафаны по крою, цвету и орнаментике, совпадают с подлинными народными образцами. Для создания «эскиза» костюма педагоги приглашают профессиональных художников, создающих  фантазийный «костюм-образ» мало соответствующий традиционной русской одежде. В детских творческих коллективах костюмы иногда изготавливаются с помощью родителей – самостоятельно, или заказываются и шьются в ателье и мастерских по пошиву сценических костюмов. Вместе с тем, соответствие костюма творческому направлению, является непременным условием для коллективов занимающихся русской песней.

Наиболее трудным моментом в организации и проведении описываемого вида деятельности, для руководителя коллектива, является правильный выбор направления:

- если коллектив исполняет песни определённого региона России, то желательно, и,  естественно, чтобы и  костюм соответствовал этому региону. Обсуждая данную проблему, мы не упоминаем  аутентичные коллективы, так как этот вопрос  решается у них естественным путём – путём передачи праздничной одежды от поколения к поколению;

- если  коллектив исполняет песни разных регионов России, а таких  ансамблей в наших городах становится всё больше, вместе с тем  материальные возможности участников ограничены,  можно сшить «костюм – образ» соответствующий  репертуару и творческой стилистике ансамбля.    В этом случае, тактичное отношение к подлинному образцу и сохранение «чувства меры», становится главным, и, для того чтобы оно было не нарушено, не превышено и соблюдалось,  руководителю коллектива необходимо обладать определёнными знаниями,  и, поэтому, необходимо заняться самообразованием.                                                                              Самообразование - индивидуальный выбор, внутренняя потребность уважающего себя педагога, так как процесс этот не обязательный и педагог принимает самостоятельное решение о необходимости приобретения новых знаний, их направлении, способе и объеме. Достаточно ли короткого ознакомления с теоретическим или практическим материалом, или профессиональная необходимость  требует основательного его изучения. Наша профессия предполагает соприкосновение с широким перечнем сопутствующих  направлений, к этому обязывает синкретичность русской традиционной  культуры. Руководитель фольклорного коллектива (как правило, это музыканты)  должен обладать знаниями и умением не только касающимися непосредственно преподаваемой  дисциплины,  но также и  знаниями  смежных дисциплин: народного танца, музыкальных инструментов, традиционного костюма и т.д.  Согласуясь, в первую очередь, с собственным  художественным  вкусом  руководитель коллектива решает вопросы выбора репертуара, музыкального сопровождения, одежды участников коллектива. Результат этого выбора – показатель уровня  культуры  педагога. Конечно, только в том случае, если  педагог разбирается во всех нюансах касающихся его работы, получается достойное внимания  зрителя произведение. А это происходит в том случае, если  самообразование в творческой жизни педагога процесс постоянный и безостановочный,  только тогда происходит накопление знаний необходимых для успешной работы. Останавливаться - нельзя, после недолгого «балансирования» на одном месте начинается процесс творческой деградации.

Молодые педагоги, руководители фольклорных ансамблей, впервые решающие вопрос о пошиве костюмов для участников коллектива, сталкиваются с одними и теми же проблемами:

  1. Какой костюм?
  2. Из каких тканей?
  3. Где купить?
  4. Где сшить?

Знаю это по собственному опыту.

С чего же  начать….

1. Какой костюм?

С самого простого «кругового» сарафана!

Слово «сарафан» персидского происхождения и в переводе означает «полностью одетый». Специалисты считают, что сарафан был, прежде всего, мужской одеждой, но некоторые исследователи предполагают, что  сарафан являлся сакральной одеждой, которой пользовались в свадебной обрядности и мужчины, и женщины. В России, комплекс одежды с сарафаном распространился повсеместно и широко на рубеже XVII - XVIII вв.   Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого». Надевали сарафан, поверх прямой длинной рубахи. Под сарафан было принято надевать  несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, более лёгким в ношении, более ярким по цвету, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

2. Из чего шить?

Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домоткаными -«пестрядь», так и покупными -ситец, сатин, бязь, кашемир. Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

3. Где купить? Этот вопрос в настоящее время решается очень просто-

в магазинах продаются пёстрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканый материал. Перед приобретением ткани, необходимо обязательно ознакомиться с цветовой гаммой и размером рисунка  на традиционных сарафанах, которые можно увидеть в музейных изданиях посвящённых традиционному русском костюму.

Ширина такой ткани – от 1 метра 10см.  до 1метра 50 см.  Количество ткани, необходимое для сарафана: 1 полоса спереди и 1- 2 полосы сзади. Если вы выбрали для пошива сарафана ситец или сатин, перед раскроем  этот материал следует вымочить в холодной подсоленной воде. Вымачивать ткань необходимо для того, чтобы избежать усадки готового изделия. Обязательно при этом подсолить воду - чтобы ткань не линяла, соль, также, пригодится и при каждой стирке. Материал поэтому необходимо покупать с запасом, на 15-20 см. больше. Этот запас, также, пригодится на подрезку ткани при раскрое.

4. Где шить? В начале своей педагогической деятельности, не имея никакого практического опыта по решению данного вопроса, самые первые костюмы для своего ансамбля,  я заказала в театральных мастерских. Доверилась профессиональным мастерам,  и не контролировала процесс изготовления.   В результате, орнамент на рубашках  «изобразили» масляными красками по ткани….  Следующий, «грустный» опыт,  приобрела, заказав костюмы в ателье по пошиву цивильной одежды – полоска, на портках,  для мальчиков, оказалась не «вдоль», а «поперёк» штанов. Путём проб и ошибок пришла к выводу, что лучше всего русскую одежду шить самостоятельно. Пришлось учиться. Конечно, сложно найти возможность и свободное время для того, чтобы одеть большое количество участников творческого коллектива - в нашей студии занимается более 70 детей. В таком случае, есть два решения: 1-найти единомышленников среди родителей (как правило, среди мам есть любительницы рукодельничать): 2- изготовить костюмы с помощью специалистов-мастеров по пошиву обычной одежды, но оба случая - обязательно под вашим неустанным контролем!

Итак, возвращаемся к «круговому» сарафану, который мы с вами решили шить. 

«Круговой» сарафан для девочки.

Мерки для пошива сарафана:
ОГ – окружность груди на вдохе (мерка снимается выше груди);
ДИ – длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки);
ДЛ – длина лямки измеряется: от груди впереди, и,  до окончания лопаток сзади, с большим запасом (на вырост).

Выкройка:

                   

Если переднее и заднее полотнища состоят из нескольких полотен ткани, их необходимо сшить. Сшивать переднее и заднее полотнище между собой нужно только после выполнения складок. Складки в основном выполнялись на заднем полотнище, а переднее полотнище собиралось сборкой. Но при желании возможно и спереди заложить складки. В этом случае, высота складок сзади выполняется больше чем спереди. К складкам с изнаночной стороны пришивается дублирующая, закрепляющая ткань.

Переднее и заднее полотнища сшивают между собой по бокам. Начинать надо снизу.  При желании с одного бока шов не дошивают примерно на 10 см. В этом случае изготавливается застежка на пуговицу - петелька из ниток. С помощью такой застежки можно регулировать ширину – объем сарафана, что очень удобно для маленьких девочек. Можно застёжку сделать между двумя передними полотнищами - в этом случае, её необходимо  дополнительно продублировать с изнаночной стороны плотной не линяющей, предварительно выстиранной, тканью. После этого, необходимо изготовить и пришить лямки. Их необходимо, так же, продублировать с изнаночной стороны тканью и сшить между собой. Перепад между передним и задним полотнищем срезать. Теперь края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой. По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, называвшаяся «подоплекой», которая необходима обязательно, без неё ткань на детских сарафанах долго не выдерживает, рвётся по низу, т.к. во время движения девочки наступают на подол.  После этого,  подол обрабатывается косой бейкой. При пошиве детских сарафанчиков, я делаю две «тайные» запасные складки вдоль подола, над «подоплёкой»,  на «вырост».

Рубашка для девочки.                                                                                        Сарафан одевается на рубашку.

Наиболее простой вариант для исполнения - прямая рубашка. Современные фабричные ткани, по ширине, позволяют использовать для её изготовления прямые полотнища.                                                                                                      Состоит она из следующих деталей:                                          1.станушка (спина и перед)                                                                                     2. палики (плечевые детали, на рисунке выделены более тёмным цветом)                                                                                                           3. рукава                                                                                                                      4. ластовицы (подмышечные детали, на рисунке выделены более тёмным цветом).                                                                                                                           Для шитья можно использовать хлопчатобумажные ткани с мелким набивным рисунком.                                                                                                  Мерки для пошива рубашки:
ДИ – длина изделия (измеряется сзади, от окончания шеи до щиколоток);    ДР – длина рукава, от  шеи до запястья (при измерении руку согнуть в локте);  ОГ – окружность шеи;                                                                                                            ОЗ – окружность запястья.                                                                             

Выкройка:

Перед, будущей рубахи,  разрезать по середине на 10-12 см. и ткань, вокруг разреза, подогнуть и подшить швом «через край». Далее пришить «палики» к переднему и заднему полотнищу, соответственно схеме кроя. После этого, с двух сторон, по бокам, пришить детали рукавов. Вшить «ластовицы» - достаточно сложный процесс, требующий навыков в шитье. Сложить изделие пополам изнаночной  стороной и соединить едиными швами с двух сторон. Горловину собрать в равномерные складки глубиной 5-6 мм. К горловине пришить воротник – стойку. С правой стороны прорезать и обметать петельку, с левой стороны пришить пуговицу. У кистей рук,  рукава рубахи можно собрать на «резиночку»  – подогнуть, прошить, после чего вдеть резинку, или обработать так же как ворот - заложить складки и обшить обтачкой.  Подол подогнуть и подшить. По низу подола, при желании, можно сделать складки «на вырост»

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию мне приходилось видеть в странах Прибалтики, Польше, Германии. Это выглядит ярко, красочно, позитивно, и, патриотично. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековой истории и культуре своего народа, даёт ему ощущение защищённости и значимости. Знание традиций  делает жизнь современного человека  более осознанной и красивой, вносит в нее более глубокий, символический смысл, помогает  что-то  изменить в себе к лучшему.

Для более подробного изучения истории русского костюма, предлагаю молодым педагогам обязательно ознакомиться с литературой, которая представлена в конце методического пособия.

Источники:

Глебушкин С. «Русский традиционный костюм» из собрания автора, М.,  2008.

Горожанина С.В. , Зайцева Л.М. «Русский свадебный костюм», Тверь, 2003.

Грановская Н. «Русская народная одежда Нижегородской области» , Методическое пособие.

«Женский народный костюм в России в XVIII-XX веков» -альманах, Русский музей, СПб, 2013.

Исенко С.П. «Русский народный костюм и его сценическое воплощение»,М., «Профиздат»1999.

Каршинова Л.В. «Русский народный костюм» - универсальный подход, М., «Белые альвы», 2005.

Кислуха Л.В. «Народный костюм Русского Севера», М., «Северный паломник», 2006.

Кутенков П.И. «Южнорусская народная одежда», СПб., «Географическое общество», 2011.

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских  традиционных обычаях и обрядах. - М., 1984.

«Народный костюм Пензенской губернии» - альманах, пенза, ИФ «Пеликан»,2005.

«Новгородский традиционный костюм». СПб, «Искусство», 2010.

Пармон Ф.М. «Русский народный костюм», М, «Легпромбытиздат»,1994.

«Русский народный костюм», ГИМ,  М. «Советская Россия» 1989.

Толкачёва С.»Народный костюм Воронежской губернии» Воронеж, 2007.

«Чудесные мгновения», журналы, М., «АСТРЕЯ», 2002-2008 .

Шангина И.И. Русский народный костюм.  - СПб.,1998.

Этноклуб «Параскева»  «Твой русский костюм», Издательство «ТЕЗА, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Презентация " По одёжке встречают"

Презентация предназначена  для девочек 13 - 15 лет.Цель : познакомить воспитанниц со стилем в одежде , с требованиями предъявляемыми в одежде.Задачи:Развить стремление к углублению знаний , прави...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...


 

Комментарии

Педагог я не начинающий, но работу прочитала с интересом. Мы изучаем русский танец в нашем ансамбле и , естественно, уделяем внимание костюму женскому и мужскому и его истории