«Урок профессионально-трудового обучения с позиции здоровьесбережения»
материал на тему

Кияткина Галина Александровна

ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  задачу  сохранения и укрепления здоровья детей определяет как одну из приоритетных. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._doklad_o_zdorovesberezhenii.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Урок профессионально-трудового обучения с позиции здоровьесбережения»

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще Геродот писал:

 «Когда нет здоровья, молчит мудрость,

                                               не может расцвести искусство, не играют силы,

                                                бесполезно богатство, и бессилен разум».

Из этих слов становится понятно: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.  А состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  задачу  сохранения и укрепления здоровья детей определяет как одну из приоритетных. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.  

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Можно считать, что здоровье обучающегося в норме, если:

  • в физическом плане  – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане  – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане  – обучающийся проявляет умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане  – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для обучающегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих обучающихся и себе в том числе, и на своих уроках.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  • соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

На уроках профессионально-трудового обучения используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.

Трудовая деятельность обучающихся на уроках профессионально-трудового обучения строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ):

  • построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих обучающихся:

  • учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся;
  • создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;
  • минутка для шутки.

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

  • технология сотрудничества;
  • групповые технологии;
  • интерактивные игровые технологии;
  • технология личностно–ориентированного обучения;
  • педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

Г) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ):

  • физминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища;
  • смена видов деятельности;
  • зарядка для глаз.
  1. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности обучающихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
  • обустройство пришкольной территории;
  • зеленые растения в классе;
  • участие в природоохранных мероприятиях.

Поскольку ведущей формой учебной деятельности является урок, то и оценка его влияния, на здоровье обучающихся является наиболее важной, поэтому важно рационально выстроить урок. При организации учебно-воспитательного процесса учитываю такие требования: 

  1. Гигиенические условия в кабинете:

- чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость обучающихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. 

  1. Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Виды учебной деятельности:

  • опрос обучающихся,
  • письмо,
  • чтение,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание наглядных пособий,
  • ответы на вопросы,

практические занятия и т. д.  

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности:

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

  1. Число использованных учителем видов преподавания:
  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,

самостоятельная работа и др.

  1. Чередование видов преподавания:

-  не позже чем через 10-15 минут.

  1. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра и др.);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. 

  1. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов:

Для инсценирования дискуссии,  обсуждения, привития интереса к познавательным программам,  т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 

  1. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы:  

- Степень естественности позы обучающихся на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. 

  1. Физкультминутки и физкультпаузы;

-  Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.

Ушинский писал:

 «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». На уроках профессионально-трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки. Работая на пришкольном участке, обучающиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.

При этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого обучающегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно организованный сельскохозяйственный труд обучающихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

  1. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанные со здоровьем обучающихся, способствующих формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем:

Один из методических приемов, которые я активно использую в своей практике – вставки о ЗОЖ и здоровье на различных уроках:

  1. Отгадайте загадки. Попробуйте объяснить, чем полезны данные продукты.                                                                                              

- Как надела сто рубах, захрустела на зубах (капуста).

- За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая (морковь).

При изучении раздела «Животноводство», обучающиеся знакомятся с ценным пищевым продуктом -  молоко сельскохозяйственных животных. Узнают о том, что молоко обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами. Важнейшими, из них, являются вода, легкоусвояемые белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества, необходимые для обеспечения нормального роста и жизнедеятельности организма человека любого возраста. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В ходе изучения темы «Комнатные растения» обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук, герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус,  коланхое.

  1. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
  • интерес к занятиям,
  • стремление больше узнать,
  • радость от активности,
  • интерес к изучаемому материалу и т.п.

Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Ведь одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией. Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных стратегий познания со временем приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка, а в крайних случаях может привести к нарушению его здоровья.

  1. Благоприятный психологический климат на уроке:

Стараюсь сохранить  психологический комфорт обучающихся во время всего урока. Создаю доброжелательную обстановку на уроке, внимательно отношусь к каждому высказыванию, тактично исправляю допущенные ошибки, поощряю самостоятельную мыслительную деятельность.  С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

  1. Преобладающее выражение лица учителя:

Вспоминается высказывание К. Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  • улыбок,
  • уместных остроумных шуток,
  • использования поговорок,
  • афоризмов с комментариями,
  • музыкальных минуток и т.д.
  1. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности:
  • частая смена позы,
  • потягивание,
  • встряхивание руками,
  • зевота,
  • закрывание глаз,
  • подпирание головы,
  • остановившийся взгляд,
  • ненужное перекладывание предметов,
  • разговор с соседом,
  • увеличение количества ошибок в ответах,
  • не восприятие вопроса,
  • задержка с ответом. 
  1. Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • обучающиеся имели возможность задать учителю вопросы,
  • учитель мог попрощаться с обучающимися.
  1. Состояние и вид обучающихся, выходящих с урока:

-  Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид обучающихся, выходящих с урока.

 -  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

  1. Результат здоровьесберегающих технологи:
  • сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
  • сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  • умение использовать полученные знания в повседной  жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителям эффективно проводить профилактику асоциального поведения. У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Список литературы:

  1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – №10. – С. 84-92.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология. – 2004. – №1. – С. 21-26.
  3. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С. 19-22.
  4. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии. – 2004. – №2. – С. 200-207.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н. К. Смирнов.  –  М.АРКТИ, 2003. – 270с.
  6. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе. – 2006. – №1. – С. 30-38.
  7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//          Образование в современной школе. – 2005. – №2. – С. 40-44.
  8. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика. – 2005. – №3. – C. 42-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...

Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...