Инновационная деятельность учителя
материал на тему

Балаларны әдәби әсәрләрне сәнгатьле укырга өйрәткәндә берничә киңәш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №95 с углубленным изучением отдельных предметов” Приволжского района г. Казани

 

Инновационная деятельность учителя по развитию творческих способностей  одарённых учащихся

        

.

.

Идрисова Гульсина Мидхатовна,

учитель татарского языка и

литературы  выс. кв. категории

2016

Учёба в школе, пожалуй, не мыслима без конкурсов, концертов, литературных и музыкальных вечеров, викторин и т.д.  Иначе она покажется трудной, нудной и не интересной. Для того чтобы облегчить труд учеников,  разнообразить жизнь, поддержать интерес  к овладению нового учебного материала, в стенах школы и за пределами проводятся различные мероприятия. Каждое из них имеет свою определённую цель и задачи.

Класс, которым я руковожу, с большим удовольствием принимает участие  почти во всех школьных  мероприятиях: ученики  поют, рассказывают стихи, инсценируют литературные произведения, танцуют, участвуют в спортивных и музыкальных состязаниях.   И не только в школьных. Дети  достигают определённых успехов, занимают призовые места или, наоборот, проигрывают,  учатся преодолевать трудности, пользоваться приобретёнными умениями и навыками не только на уроках, но и в различных мероприятиях и жизненных ситуациях.

Умение выразительно, артистично читать наизусть литературные произведения на уроках чтения, на различных праздниках, литературных конкурсах, вечерах всегда было актуально. Несомненно, это будет актуально и сегодня, и завтра. Потому что видеть, как ребёнок хорошо понял, осмыслил и сумел передать содержание произведения, управляя своим голосом, интонацией, жестами, мимикой, всегда радостно и  приятно. Поэтому моей целью является выявление таких одарённых учеников и обучение их всем приёмам выразительного чтения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: развивать умения выразительно читать литературные произведения, научить управлять своим голосом, тембром, соблюдать интонацию, дополнять передачу текста жестами и мимикой; развивать речь, повышать словарный запас; воспитать интерес и любовь к литературе.

 В данной работе мне хотелось бы немного рассказать об этапах  подготовки учащихся к выразительному чтению.

Для проведения какого-либо праздника или концерта проводится большая подготовительная работа, своего рода психологический настрой - это беседа о предстоящем мероприятии,  выслушиваются предложения и советы самих детей, мои, как руководителя. Затем, учитывая все пожелания, составляется сценарий, подбирается необходимый материал, распределяются роли и исполнители. Будущих исполнителей ролей ждёт первое испытание, но оно проводится очень тактично, не навязчиво.  Даётся возможность попробовать себя в разных ролях, предлагается вслед за учителем повторить какие-то реплики или строчки из стихов. У кого-то это получается сразу, кто-то тушуется и не справляется с поставленной задачей. Ни в коем случае ребёнок не остаётся без внимания, не отталкивается как  не справившийся. Улыбка, одобрение, тактичный совет делает своё дело: ребёнок уверенно повторяет вслед за тобой, делает это с той интонацией и выразительностью, которая требуется от него. Тому, кто уж совсем ничего не может, не получается, предлагается что-то другое, более лёгкое. Но это всего лишь начало работы над выразительностью.  Для реализации поставленных задач придерживаюсь некоторых правил:

а) Произведение по содержанию и объёму должно соответствовать возрасту ребёнка и интересно.  

б) Работа над содержанием литературного произведения начинается непосредственно в классе и обязательно индивидуально. И только после проработки в классе текст даётся домой для  дальнейших тренировок.

в) С целью пробуждения интереса к произведению  и в качестве образца сама читаю выразительно текст.

г) Уточняется смысл трудных для понимания слов и выражений, используя синонимы, примеры.

д) Наглядно демонстрируются жесты и мимика лица.

е)  Повторение, закрепление строк занимает несколько минуток, затем даётся отдых и вновь идёт повторение.

ж) Выбираются и отрабатываются наиболее подходящие к данному слову или выражению жест, мимика, тембр голоса.

з) Обговаривается соответствующая одежда и обувь, причёска. Репетируется правильная, удобная поза, выход на сцену и уход с неё.

На примере одного стихотворения расскажем, как проводится работа над выразительностью.                                   

Ай да папа!

Расскажу я вам про папу -
Не раззяву, не растяпу.
Этот папа — молодец,
Расторопный удалец.

Все пеленки перегладит,
С ужином вопрос уладит.
Перемоет всю посуду,
Пожалеет бабу Люду.

Он не стонет и не ноет,
Надо? Так полы помоет!
Все ковры пропылесосит,
И награды не попросит.

Дочерей в кровать уложит.
А еще наш папа может
Починить жене заколку,
Нитку вдеть помочь в иголку.

Знает как держать паяльник,
Чем прочистить умывальник,
Что залить в сухой фломастер,
В общем — на все руки мастер!

Красота у нас в квартире!!
Ай да папа!!
Лучший в мире!!

  • Предлагается 2-3 ученикам попробовать прочитать с выразительностью начало стиха, чтобы выбрать чтеца.
  • Показывается образец чтения.
  • Повторно предлагается прочитать произведение, но уже в новом прочтении.
  • Выбирается наиболее удачное прочтение произведения учеником.

Дальше идёт работа над каждой строчкой. Причём, работа начинается именно в классе, а не дома, как обычно мы привыкли. Ведь, как правило, мы вручаем ребёнку листочек со стихом, просим его дома выучить к определённому сроку. Мы тоже так пробовали, но потом сделали очень важное для себя открытие:  как бы я не трудилась, как бы не старалась, как бы я не  показывала, не исправляла речь и передачу текста, ребёнок во время выступления из-за волнения «встаёт на свою лыжню». Вот как он выучил дома, то и выдаёт. Поэтому работа над запоминанием текста и выразительностью идёт одновременно, и именно вместе со мной в классе. Чтобы добиться нужного результата, повторяем одно и то же по нескольку раз, пробуем и так, и эдак. Повторив предыдущие строки, потихонечку двигаемся вперёд, шаг за шагом.

 Работа начинается с объявления названия стихотворения – «Ай да папа!» Выдерживается пауза для того, чтобы настроится на выразительное чтение, придать лицу соответствующую мимику. Задача чтеца – заинтересовать зрителей, вызвать у них желание посмотреть на рассказчика, послушать его. Объясняю, что герой стиха очень гордится своим папой, он хочет поделиться, видимо, со всеми, какой он молодец. Поэтому в первой строчке надо улыбнуться, потому, что герою не терпится поделиться со всеми своей радостью,  рассказать о самом родном человеке – папе; нужно придать голосу интонацию гордости, добавить жест рукой (поднять наверх указательный палец), голову также приподнять, чуть «вздернуть носик». Так как такого папы ведь нет больше не у кого! (прошу ученика попробовать как это сделала я).

Во второй строке речь идёт о том, что он не раззява и не растяпа. Здесь темп речи замедляется,  голос приобретает чуть угрожающую интонацию, жест тоже меняется – рукой, указательным пальцем  водим из стороны в сторону, показываем «отрицание». В третьей строчке  вновь герой подчёркивает, какой папа у него молодец. Для этого меняем тембр голоса, снова придаём голосу интонацию гордости, поднимаем указательный палец вверх, будто бы предупреждая всех: посмотрите, какой мой папа. Он не просто папа, а молодец! На последней 4-ой строчке руку опускаем вниз, делаем движение «серп», будто бы говоря, какой он удалец. На следующей строке идёт перечисление всех качеств и умений папы. «Взяв в руки утюг, гладим бельё», голос приобретает интонацию перечисления, темп речи замедляется, так как рассказчик хочет всем донести, как много умеет делать его папа; изобразив в воздухе указательным пальцем вопросительный знак, с ужином вопрос улаживаем, «берём в руки посуду» и делаем вид, как моем её; изображая голосом «жалость», жалеем тётю Люду; вытянув руки вперёд, и загибая по одному пальчику, перечисляем всё, что умеет делать папа.  И так до конца всего стихотворения.

Почувствовав усталость, работу прерываем или откладываем до следующего раза. Благо, времени бывает достаточно, так как работу мы начинаем заблаговременно. Иначе уверенного чтения может и не получится. Во-первых, ребёнок волнуется, как всякий человек. Во-вторых, стихотворение может оказаться большим по объёму, и ученик может просто не успеть всё запомнить.

В следующий раз подготовку начинаем с того, что уже запомнили. И так каждый раз. И так до конца.

Выводы напрашиваются сами: ребёнку интересно, он с готовностью, радостью включается в работу, с особой гордостью и без страха  выступает «со сцены»  как перед своими сверстниками, так и перед взрослой аудиторией; в нём развиваются чувства гордости и собственного достоинства; его речь обогащается, становиться красивей, ему  нравится и хочется читать.  А это многого стоит! Стало быть, моя цель достигнута. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов

Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессиональ...

Инновационная деятельность учителя физики: научно-практические конференции

ВАжнейшее направление инициативы "Новая Школа" это формирование информационно-коммуникативной компетенции. Я эту задачу решаю сосвоими учениками через проектную деятелеьность. Результаты данной деятел...

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»

 Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества....

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Карта инновационной деятельности учителя

представление собственного педагогического опыта...