Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения
проект на тему

Утяшева Светлана Анатольевна

Проект муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», которое является муниципальным образовательным учреждением, вошедшим во всероссийский проект «Доступная среда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Формирование
безбарьерной среды в условиях
общеобразовательного учреждения

Утяшева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

Соликамск, 2015


Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Возрос заказ общества на инклюзивное образование. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.

  В связи с этим поставлена задача модернизации образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

Была разработана и действует государственная программа  «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

        В рамках данной программы  Российской Федерации  предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Доступность  (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой

В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг»,  разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности  объекта могут быть следующие:

«А» доступность всех зон и помещений – универсальная;

«Б» доступны специально выделенные участки и помещения;

«ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника,

услуги на дому, дистанционно;

«ВНД» не организована доступность.

Таким образом,  универсальной безбарьерной средой  следует считать такую  среду,  которая  обеспечивает  получение  образовательной  услуги  в учреждениях  образования    всем    маломобильным  категориям  детей-инвалидов  (с  нарушениями  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата),  предусматривает  устройство  общих  универсальных  путей  движения  и приспособления  для  нужд  лиц  с  нарушением  здоровья,  специальных  мест обслуживания.

       Индивидуальный подход в образовательном         процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования,  В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз  – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс.  У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%».

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015  годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%.

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» является муниципальным образовательным учреждением, вошедшим во всероссийский проект «Доступная среда».

 В рамках данной темы адаптация (приспособление к новым условиям) понимается  как    приспособление  среды  жизнедеятельности,  зданий  и сооружений  с  учетом  потребностей  инвалидов  и  маломобильных  групп населения  (создание  условий  доступности,  безопасности,  комфортности  и

информативности) посредством технических и организационных решений.

В  настоящее время в школе дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в классы с детьми физиологической нормы.

В школе обучаются 3 школьника, с инвалидностью средней тяжести (с сохраненным интеллектом),  из них 2 с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, 1 – мышечной миопатией.

В школе открыто  4 класса коррекции (СКК) VII  вида с количеством обучающихся 58 человек.

        В школе созданы все условия для организации коррекционного образовательного процесса: кадровые, материально-технические.

        Учитывая  запросы родителей, интересы, возможности детей и профессиональные возможности педагогов в школе осуществляется:

  • ПМПк сопровождение;
  • оказываются медицинские услуги детям, посещающим школу;

Существует проблемы, требующие решения. В городе не существуют учреждения  общего  образования полностью соответствующие государственным нормативным требованиям доступной среды для детей с ОВЗ. Не сформирован пакет документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в рамках инклюзивного образования.

На базе нашего учреждения открыта опытно  педагогическая площадка. Тема опытной педагогической площадки: «Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения».

Цель: создание  условий  для  предоставления  детям с ОВЗ, с  учетом особенностей  их  психофизического  развития,  равного  доступа  к качественному  образованию  в  общеобразовательном учреждении,  реализующим  образовательные  программы общего  образования.

Мы поставили перед собой задачи:

  1. Разработать локальные акты по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  2. Разработать модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  3. Разработать систему диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  4. Разработать систему информационного сопровождения деятельности ОПП.

    Разработали  стратегии и механизмы достижения цели, этапы реализации проекта. Составили рабочий план по реализации проекта. Провели ремонтно-технические работы. Рассмотрели возможные риски и пути их преодоления:

Возможные

трудности и риски

Пути обновления деятельности школы по решению проблемы

Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Подготовка и переподготовка кадров.

Отработка механизмов материального стимулирования участников ОПП.

Обеспечение и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

Разработка локальных актов.

Разработка программного обеспечения.

Приобретение оборудования, оргтехники, персональных компьютеров, лечебно-спортивного инвентаря.

Недостаточная компетентность  родителей  в вопросах развития детей с ОВЗ; сложность привлечения родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству.

Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности.

Конкурентоспособность в социуме

Реклама деятельности

Приложение

 Условия реализации опытной педагогической площадки

Мотивационные.

1) Стимулирование участников деятельности ОПП.

2) Предоставление методических дней;

3) Публикация авторских разработок.

4) Выступление на научно-практических конференциях.

Кадровые.

1) Создание рабочей группы «Реализация  идей инклюзивного образования в условиях действия ФГОС» (таб.1).

2) Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.

3) Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме опытной педагогической площадки.

4) Обучение  трех педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.

Материально-технические.

1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.

2) Оснащение образовательной  среды школы и  приведение в соответствие с требованиями.

Финансовые.

Оплата  труда участникам ОПП и привлекаемых сотрудников   в рамках стимулирующего фонда.

Организационные.

1) Разработка документации по основным направлениям  работы ОПП (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников эксперимента и т.д.)

2) Приглашение научного руководителя.

Нормативно-правовые.

1) Обеспечение школы федеральными, региональными, локальными документами.

Информационные.

1) Обеспечение площадки научно-методической литературой, программами 2) Распространение имеющегося педагогического опыта.

3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработок; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.

Этапы реализации опытной педагогической площадки

Этапы реализации:

I этап: аналитико-диагностический ( август  - декабрь 2015)

1) Анализ объекта ОПП, внешних и внутренних условий, определение промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.

2) Разработка системы контроля соответствующей цели инновационной деятельности.

3)  Календарное планирование хода инновационной деятельности ОПП.

4) Прогнозирование результатов для объективного контроля и анализа хода инновационной деятельности.

II этап: внедренческий (январь – март 2016).

1) Совершенствование организационной структуры ОПП:

  • разработка локальных документов функционирования в режиме опытной педагогической площадки;
  • разработка системы информационного сопровождения деятельности ОПП.

2) Изменение структуры управления  и методического сопровождения общеобразовательным учреждением в условиях инновационной деятельности:

  • разработка локальных актов по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду. 
  • разработка модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  • разработка системы диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.

III этап: аналитический (апрель – май 2016г).

  1. Анализ результатов деятельности опытной педагогической площадки.
  2. Проведение педагогического совета по итогам деятельности ОПП.
  3. Сравнение планируемых результатов с полученными.
  4. Ознакомление с результатами деятельности родителей, специалистов ОУ, города.
  5. Проведение  - обобщение опыта педагогической деятельности.
  6. Создание банка данных о педагогическом опыте.


Рабочий план реализации проекта.

Раздел I. Научно-методическая работа.

Направление работы, основные задачи

ответственные

срок

прогнозируемый результат

Изучение актуальности проблемы, социологический опрос.

Административная команда

август

2015 г.

Получение достоверных данных по проблеме

Выявление уровня и обеспечение достаточной готовности педагогов к инновационной деятельности (мотивационный, методологический, теоретический, психологический и практический компоненты готовности)

Зам. по НМР

сентябрь

2015 г

Аналитическая справка

Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих создание доступной среды в образовательной организации для совместного обучения инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития.  

Зам. по НМР

2015-2016

Локальные акты

Анализ программ, соотнесение их с содержанием работы ОПП, определение оснований для написания коррекционной программы сопровождения детей с ОВЗ

Зам. по УВР

2015 г

Учебно-методическое пособие, статьи в научные сборники, тематические планы и дидактические материалы.

Планирование педагогического процесса, в классах  реализующих коррекционно-развивающую программу.

Зам. по УВР

2015 г - 2016

Составление календарно-тематических и перспективных планов работы, оформление конспектов инновационных занятий с детьми.

Обобщение и систематизация результатов работы ОПП.

Зам. по НМР

Май 2016

Оформленный опыт по теме.

Разработка механизмов внедрения педагогической системы в условиях реализации проекта.

. Зам. по НМР

2016г.

НМС

Раздел II Научно-управленческая работа

Заключение договоров о сотрудничестве.

директор

Договоры о сотрудничестве

Разработка локальных документов функционирования ОУ в режиме опытной педагогической площадки.

Зам. по НМР

2015-2016

Локальные акты и документы

Создание новых  организационных структур        

Директор

Сентябрь 2015

Создание рабочей группы

для разработки плана мероприятий, направленного на создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ в ОУ.

Издание приказа об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий

Изменения в управлении ОУ в условиях инновационной деятельности

Директор

Декабрь

2015

Система управления в условиях инновационной деятельности.

Составление сметы для закупки специального коррекционного и реабилитационного оборудования.

Внесение изменений в  Положение о стимулировании работников.

Построение новой модели методической работы в условиях инновационной деятельности

. Зам. по НМР

2015 - 2016

Модель методической работы.

Организация постоянно действующего научно-практического семинара для участников опытной педагогической площадки по вопросам работы с детьми с особыми образовательными возможностями

Зам. по НМР

1 раз в четверть

Повышение педагогической компетентности педагогов

Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Зам. по НМР

Сентябрь 2015

План повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Аттестация работников ОУ, подготовка к защите.

Зам. по НМР

2015-2016

Аттестация на высшую квалификационную категорию.

Обобщение и научное обоснование опыта по теме.

Зам. по НМР

Апрель-май 2016

Педагогический опыт, методические рекомендации

Раздел III. Научно-просветительская работа.

1.

Определение основных направлений и перспектив работы с родителями в ОУ.

Зам. по ВР

Ноябрь 2015

План работы с родителями.

2.

Организация разнообразных форм по обмену опытом

Зам. по НМР

Апрель-май 2016 г.

Совместная рефлексия

3.

Мониторинг эффективности деятельности

Зам. по НМР

Май 2016,

Аналитическая справка

4.

Определение перспектив взаимодействия в различных моделях муниципальной образовательной системы

Зам. по НМР

2016 г.

Предоставление опыта на ГНЭПС

Раздел IV. Издательская деятельность и информационное сопровождение.

Подготовка и публикации статей, тезисов, докладов, методических рекомендаций

Зам. по НМР, учителя и педагоги

По итогам ОПП

Статьи, тезисы, доклады

Создание тематической страницы на сайте школы

Зам. по НМР

Декабрь 2015

Тематическая страница на сайте школы

Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации

Директор, зам. по НМР

в течение 2015-2016  

Публикации, видео ролики

Проведение собраний с родительской общественностью

Директор, зам. по ВР

Декабрь, апрель

Позитивные отзывы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

«Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения»

Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед...

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических  работников общеобразовательных учреждений...

Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...

«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»

Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся...

Проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...