Элективный курс "В мире онимов"
элективный курс по русскому языку по теме

Элективный курс "В мире они мов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Загородняя А.А.

Лингвометодический аспект исследования заголовков радиопередач: элективный курс «В мире онимов».

На современном этапе развития лингвистики одним из приоритетных направлений исследования является изучение языка СМИ. Это связано, прежде всего, с бурным ростом и развитием средств массовой информации. Каждый вид массовой коммуникации – пресса, радио, телевидение – возник в связи с определенными нуждами общества и обслуживает определенную сферу жизни общества. Неудивительно, что принципы отбора и употребления языковых средств, используемых в пределах того или иного вида массовой коммуникации, привлекают к себе пристальное внимание.

Материалом для магистерской диссертации, в рамках которой разработан данный элективный курс, послужили заголовки радиопередач. Обращение к заголовкам не случайно. В последнее время интерес к исследованию заглавий существенно возрос.  Активно исследуются заголовки газет, телезаголовки, заглавия художественных произведений.           В лингвистике существует  большое количество работ, которые посвящены исследованию заголовков в различных аспектах. О.Е. Фролова в статье «Грамматика заглавия»  на материале художественных текстов исследует заглавия с позиций синтаксиса. Н.В. Токарева в статье «Как создаются заголовки телепередач» описывает, с помощью каких языковых средств создаются заголовки телепередач. Радиозаголовки изучены недостаточно. Это обусловливает новизну исследования.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В диссертационном исследовании предполагается решить ряд  теоретических и практических задач. Практические задачи  могут быть решены не  только в рамках основного курса русского языка, но и в рамках элективного  курса. Содержание одного из возможных элективных курсов и является предметом данной статьи.

Элективный курс «В мире онимов» (10ч)

Пояснительная записка

Ономастика – наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая по своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами.

Актуальность этого курса обусловлена тем, что программа направлена на осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка. В рамках элективного курса предполагается расширить представления учащихся об  истории родного края, а также семейной истории. Необходимость введения данного курса обусловлена еще и тем, что он дает возможность соединить в себе лингвистическую  методическую литературу с данными  других дисциплин, таких как: история, география, литература.

Цели курса:

1. Расширить кругозор учащихся.

2. Стимулировать познавательную активность учащихся

3. Совершенствовать умения учащихся в работе со справочной литературой.

Способствовать формированию и развитию общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей.

Задачи курса:

1. Знакомство учащихся с ономастикой как наукой, ее разделами («Антропонимика», «Топонимика»); с этимологией имен собственных.

 2. Формирование навыка исследовательской деятельности по изучению ономастики.

 3. Привитие интереса к истории собственного имени и фамилии, топонимике родного края.

 4.  Развитие устной и письменной речи учащихся.

Достижение указанных целей и решение соответствующих им задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций обучающихся.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Учащиеся должны знать:

1. Определения основных понятий, связанных с ономастикой как наукой (антропоним, топоним, гемероним ).

2. Этимологию своих имён и фамилий, топонимов родного края.

3. Основные способы образования радиозаголовков.

4. Средства создания радиозаголовков.

Учащиеся должны уметь:

1. Работать с научно-популярной и справочной литературой.

 2. Систематизировать собранные материалы.

 3. Оформлять мини-исследовательские работы.

 Формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия (самостоятельная работа), творческая работа (письменная).

Формы контроля: промежуточные –  доклад, тест, сочинение; итоговая форма – лингвистическая игра.

Курс рассчитан на 10 часов.

Тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности

Контроль

Теория

Практика

1.

Ономастика как наука

+

опрос

2.

Виды онимов

+

+

доклад

3.

Виды онимов

+

тест

4.

Гемеронимы

+

опрос

5.

Радиогемеронимы

+

конспект

6.

Структурные особенности радиогемеронимов

+

+

самостояте-льная работа

7.

Семантические особенности радиогемеронимов

+

+

конспект

8.

Средства создания радиозаголовков

+

+

тест

9.

Сочинение

+

творческая работа

10.

Обобщающий урок

+

+

лингвисти-ческая игр

Содержание программы 

Тема 1 (1 час).

Ономастика как наука.

Ономастика как наука об имени. История развития ономастики. Функции ономастики. Аспекты ономастических исследований. Разнообразие разделов ономастики: антропонимика, топонимика, космотопонимика, зоонимика и др.

Ономастика - (от греч.— искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.

Наука об именах собственных возникла тысячелетия назад, однако наиболее открыто заявила о себе  и обосновала круг своих проблем лишь в 30-х годах 20 века. Современная ономастика – это комплексная научная лингвистическая дисциплина, обладающая своим кругом проблем и методов.

Ономастические исследования помогают изучению путей миграции отдельных этносов, выявлению мест их прежнего обитания, установлению более древнего состояния отдельных языков, определению языковых и культурных контактов разных этносов.

Выделяются: описательная ономастика, составляющая объективный фундамент ономастических исследований, дающая общефилологический анализ и лингвистическую интерпретацию собранного материала; теоретическая ономастика, изучающая общие закономерности развития и функционирования ономастических систем; прикладная ономастика, связанная с практикой присвоения имен, с функционированием имен в живой речи и проблемами наименований и переименований, дающая практические рекомендации картографам, биографам, библиографам, юристам; ономастика художественных произведений, составляющая раздел поэтики; историческая ономастика, изучающая историю появления имен, и их отражение в именах реалий разных эпох; этническая ономастика, изучающая возникновение названий этносов и их частей в связи с историей этносов.

 

Тема 2 (2 часа).

Виды онимов.

 История возникновения фамилий. Я и мое имя. История появления и происхождения имени (индивидуальные сообщения учащихся о происхождении своего имени). Космонимы. Мифонимы.  Значение изучения топонимики. Разделы топонимики. Топонимика Кольского полуострова.

 До конца XVIII -- середины XIX века большинство населения России фамилий не имело. Поначалу фамилии возникали у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно-то и привело к появлению наследственных имен, то есть фамилий. Большая часть княжеских (а потом и боярских) фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу, или целиком на местность, откуда он был родом. Так возникли фамилии бояр Шуйских (по названию реки и города Шуи), князей Вяземских (род Вяземских существованием этой фамилии также обязан реке - Вязьме). Прозвища давались людям их родственниками, соседями, сословным и социальным окружением. Причем в прозвищах, как правило, отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку, а не другому. Закрепившись в фамилиях, эти черты и особенности наших далеких предков дошли до сегодняшнего времени. Вот как это могло быть. Жил когда-то беловолосый человек. Прозвали его Беляком. Детей его стали звать Беляковыми. Появилась фамилия Беляков. Не менее многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало получать фамилии массово лишь в конце XVIII -- первой половине XIX века. Часто фамилии давались священникам по названиям тех церквей, в которых они служили: дьякон Иван, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий.

Мифонимы - имена персонажей сказок, былин, мифов, легенд. (Данко, Синяя Борода, Кощей).

Космонимы - названия зон и частей вселенной (созвездие Козерога, туманность Андромеды).  

Ценность  географического названия состоит в том, что оно несет в себе  три вида информации: географическую информацию, поскольку оно локализует географический объект в пространстве; историческую информацию, поскольку оно сообщает об исторических причинах возникновения имени; языковую информацию, т.к. топоним является бесценным, иногда единственным свидетельством языка прошлых эпох, раскрывая тайну не только языка народа, живущего на этой территории, но и народов, прежде его населявших. Все это позволяет считать исторические топонимы культурно-историческими памятниками духовной культуры народа.

Топонимы – географические названия объектов. К топонимам относятся: ойконимы (названия населенных пунктов), урбанонимы (названия городов), гидронимы (названия рек, озер), некронимы (названия кладбищ).

Тема 3 (1 час).

Гемеронимы.

 Изучение языка СМИ как одно из приоритетных направлений в современной лингвистике. Понятие гемеронима.  Функции гемеронимов. Классификация гемеронимов.

В последнее время  наблюдается возрастание роли информации в нашей жизни и в связи с этим небывалый рост средств массовой информации, различных по своей тематике и направленности. Изучение языка СМИ становится одним из приоритетных направлений в современной лингвистике. Важную роль,  а может быть и главную роль в восприятии  теле- или радиопередачи, а также любого письменного текста играет название. Гемеронимы – названия средств массовой информации. Гемеронимы обладают тремя основными функциями: номинативной, информативной и рекламной. Номинативная функция заключается в том, что заголовок призван называть, информативная функция состоит в том, что заглавие должно нести информацию о содержании, рекламная функция  заключается в привлечении потенциального зрителя или слушателя.

Тема 4 (1 час).

Радиогемеронимы.

 Понятие радиогемеронимов. Аспекты исследования заголовков радиопередач. Особенности радио как вида массовой коммуникации. Функции радиовещания. Радиогемеронимы – названия радиопередач. Радиогемеронимы могут исследоваться с очки зрения структуры, семантики и особенностей функционирования. Радиовещание выполняет разные функции, оно полифункционально.  Основными функциями являются: информативная, рекламная, интегративная, культурно-просветительская, развлекательная. Все средства массовой информации получили свое название потому, что основным их качеством являлась способность удовлетворить информационные потребности личности, государства и общества. Рекламная функция радио состоит в том, что реклама помогает ориентироваться слушателю в современном мире товаров и услуг. Интегративная (объединяющая) функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская. Радио используется как средство социального управления обществом.

 Радио как определенный вид массовой коммуникации обладает рядом свойств. Важнейшие среди них следующие: акустичность (использование в качестве главного средства выражения – звука), однотипность речевого общения (прямая, хотя и опосредованная обращенность к слушателю), дистантность речевого акта, синхронность (восприятие речи в момент произнесения), массовость аудитории разнообразной по возрасту, полу, образованию и культуре.

Тема 5 (1 час).

Структурные особенности радиогемеронимов.

Структурные типы заголовков. Особенности синтаксических конструкций радиогемеронимов.

Изучение структурных особенностей заголовков радиопередач дает возможность лучше понять специфику языка радио. Среди основных синтаксических конструкций, которые чаще всего используются для создания заголовков радиопередач, можно выделить следующие: номинативные (в основе имя существительное или словосочетание во главе с этой формой), глагольные (содержат в своем составе глагол), «осколочные» (их можно соотнести с отдельным изолированным членом предложения, частью предложения или придаточным предложением), побудительные (имеющие своей целью воздействовать на слушателя), конструкции с обращением.

Тема 6 (1 час).

Семантические особенности радиогемеронимов.

Понятие семантика.   Соотношение смысла передачи и ее названия.

Семантика - раздел языкознания, изучающий значение единиц. В широком смысле слова семантика  – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение. Данное отношение состоит в том, что языковые выражения (слова, словосочетания, предложения, тексты) обозначают то, что есть в мире, – предметы, качества (или свойства), действия, способы совершения действий, отношения, ситуации и их последовательности. Семантика как раздел лингвистики отвечает на вопрос, каким образом человек, зная слова и грамматические правила какого-либо естественного языка, оказывается способным передать с их помощью самую разнообразную информацию о мире (в том числе и о собственном внутреннем мире), даже если он впервые сталкивается с такой задачей, и понимать, какую информацию о мире заключает в себе любое обращенное к нему высказывание, даже если он впервые слышит его.

Любое заглавие несет в себе какой-то смысл. Важно понять, как соотносится заглавие со смыслом передачи. Заглавие  может быть  либо автосемантичным, т.е. полностью понятным, либо синсемантичным, не вполне понятным (или полностью непонятным) в силу того, что не все компоненты его семантики выражены эксплицитно.

Тема 7 (1 час).

Средства создания радиозаголовков.

 Причины использования средств выразительности.  Лексические, синтаксические, фразеологические, стилистические средства выразительности.

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, используемых радиожурналистами для создания заголовков.

Лексические: использование многозначных слов в заглавиях, использование приема языковой игры. Часто в заглавиях обыгрываются названия книг, кинофильмов, известные высказывания.

Стилистические эффекты. Эффект усиленного ожидания и эффект обманутого ожидания.

Синтаксические: использование  предложений различных по цели высказывания, «осколочных» конструкций, односоставных предложений.

Фразеологические: использование в качестве заглавий устойчивых сочетаний.

Тема 8 (1 час).

 Сочинение.

Учитель предлагает прослушать радиопередачу «Рождество на Терском берегу». Учащиеся пишут сочинение на тему «Мое Рождество».

Тема 9 (1 час).

Заключительный  обобщающий урок. 

Лингвистическая игра «Онимопиада».

Программа курса рассчитана на комплексное развитие учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Литература для учителя

А. Ономастические словари и справочники

1.Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен [Текст] / Н. А. Петровский. - 4-е изд., дополн. - М., 1995.

2. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н. В. Подольская. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Наука, 1988.

3. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имен [Текст] / А. В. Суперанская. - М., 1998.

4. Тихонов, А. Н. Словарь русских личных имен [Текст] / А. Н. Тихонов. М., 1995.

Б. Основная рекомендуемая литература

1. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика [Текст] / В. Д. Бондалетов. - М., 1983.

2. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий [Текст] / М. В. Горбаневский. - М., 1987.

3. Минкин А.А. Топонимы Мурмана [Текст] / А.А.Минкин. – Мурманск., 1976.

4. Токарева,  Н.В. Как создаются заголовки телепередач? [Текст] / Н.В. Токарева // Русская речь. - 2006. - №1. - С. 125-127.

   5. Фролова, О.Е. Грамматика заглавия [Текст] / О.Е. Фролова // Русская речь. - 2006. - №5. - С. 49-57.

Литература для обучающихся

1. Мурзаев, Э. М. Топонимика - популярная [Текст] / Э. М. Мурзаев. - М.: Знание, 1973.

2. Полякова, Е. Н. Из истории русских имен и фамилий [Текст] / Е. Н. Полякова. - М.: Просвещение, 1975.

3. Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е. М. Поспелов. - М: Просвещение, 1988.

4.. Федосюк, Ю. Русские фамилии [Текст]. / Ю. Федосюк. – М: Флинта: Наука, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

Программа элективного курса по английскому языку "В МИРЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"

Курс «В мире деловых людей» предназначен для учащихся 10-11 классов и может быть использован в качестве элективного курса в классах социально-экономического профиля. Данный курс ориентирован на ...

Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"

Программа  предназначена для обучающихся 9-х классов.  Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...

Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"

Для наглядного обеспечения   краткого  информирования по курсу....

Элективный курс по географии «Путешествие по достопримечательностям мира»

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, заинтересованных в географии...

Элективный курс «Региональная характеристика мира и современные проблемы мира»

Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и  социальной географии мира. Этот курс  обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает г...