Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников
статья на тему

 Гидзинская Людмила Борисовна

Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грамотности. В предлагаемом далее конспекте используется игровая методика «Пифагорик», являющаяся универсальным способом обучения чтению, письму и счету одновременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гидзинская Л.Б.

педагог дополнительного образования

ГБДОУ СПБ ЦД(Ю)ТТ

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыта работы педагога)

Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей интересовала людей всегда.

Интеллектуальное развитие детей - это процесс особых усилий взрослых (в том числе педагогов),направленных на организацию интеллектуально-познавательной и

развивающей деятельности детей, способствующих овладению детьми

способами мышления, самоорганизации и самореализации.

психологии и дошкольной педагогики.

Важной задачей новой школы является обучение, воспитание и развитие интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения.

Умение считать — это фундаментальный навык, без которого невозможно жить, получать образование и овладевать профессией. Отсутствие математической грамотности снижает качество жизни людей даже сильнее, чем отсутствие грамотности обычной. Эта особенность сильно сказывается на социальном статусе ее носителей.

Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грамотности. В предлагаемом далее конспекте используется игровая методика «Пифагорик», являющаяся универсальным способом обучения чтению, письму и счету одновременно.

Для ребенка игра — это жизнь. Через игру он постигает мир, познает себя и свое окружение, развивает ум, сообразительность, активизирует свое природное любопытство, учится общению, сопереживанию, творчеству.

Предлагаемые занятия с использованием игровой методики «Пифагорик» строятся как путешествие по сказкам, в ходе которых дети выполняют задания, направленные на развитие памяти и внимания, мышления и воображения, на развитие общей и ручной моторики, речи, дошкольники знакомятся с основами грамоты и счета. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников, дошкольники учатся творческому много-вариантному подходу к решению задач, учатся ставить перед собой цель, планировать способ ее реализации и достигать ее.

Проведение комплексных занятий включает использование комплекта демонстрационных средств, иллюстрационного и текстового материала в виде карточек. При этом на каждом занятии используется свой комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Педагог предлагает детям слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или педагог задает ряд цифр, а ребенок составляет из букв слово.

Использование на занятиях игровой методики «Пифагорик» помогает детям быстро находить и правильно называть буквы, цифры, геометрические фигуры, читать, сочинять и конструировать.

В зависимости от возраста и степени подготовленности детям можно предлагать большое поле из 9 квадратов или любой из шести модулей из 4 квадратов.

Работа с игровым полем из 9 квадратов

Игровое поле — это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером — от 1 до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму — треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.

Примеры заданий

1         Найди цифры и посчитай от 1 до 10; от 10 до 20 (в прямом и обратном порядке) и т. д.

2         Найди и назови буквы (услышанные от педагога, другого ребенка, в порядке алфавита и т. д.).

Хотите стать Пифагором?..

3.         Выбери все прямоугольники (квадрат — это тоже прямоугольник) и сосчитай их (6), треугольники (17), трапеции (5), четырехугольники (15).

Цифры в скобках — правильный ответ для игрового поля из 9 квадратов.

4.         Выбери фигуры одного типа (например, прямоугольники) и выпиши (выбери из магнитной азбуки) буквы, которые живут в этих домах {в прямоугольниках — Ё, Ф, Ж, А, Р, Q.

5.         Составь слова из этих букв (ЕЖ, ФАРА, ЖАР, САЖА и т. д.).

6.         Получи карточки, на которых написано несколько цифр, эти цифры — адреса букв (например, на карточке записаны цифры: 12, 16, 20, 13, 10, 19, 1), найди буквы по адресам и составь из них слова (КОТ и ЛИСА).

Вспомни, какие сказки ты знаешь с этими сказочными героями (сказка «Кот, петух и лиса»). Найди недостающего героя (Петух).

Задания могут использоваться как в процессе обучения, так и для контроля усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся

Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся...

Внешние и внутренние условия развития математических способностей

Внешние и внутренние условия развитияматематических способностей....

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....