Патриотическое воспитание студентов
статья на тему

Чесноков Андрей Юрьевич

Одна из серьёзных проблем современности - ослабление интереса учащихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

В своей работе мы исследуем подходы к формированию интереса у студентов к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию за счёт использования возможностей внеклассной работы.

Проблема: Развитие самостоятельности как качество личности студента в процессе внеурочной деятельности.

Цель: Исследовать подходы к формированию патриотического воспитания и гражданского становления, интереса у учащихся к физической культуре, за счёт использования возможностей внеклассной работы.

Задачи:

1.                  Ознакомиться с современной литературой о совершенствовании педагогического мастерства преподавателей через изучение и апробирование современных образовательных технологий при реализации внеклассной работы.

2.                  Изучить влияние участия студентов во внеклассной работе  на формирование осознанного стремления студентов к физическому самосовершенствованию.

На основе исследования проблемы совершенствовать качество преподавания дисциплины «физическая культура», путем включения студентов во внеурочную деятельность, формирование у студентов навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_studentov.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного комплекса

Государственное бюджетное образовательное учреждение ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

«Формирование интереса у студентов к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию  через внеклассные формы работы»

Авторы: заместитель директора по БЖ и ВПВ Чесноков А.Ю.

преподаватель дисциплины «физическая культура" Лукманов Н.М.

преподаватель дисциплины «физическая культура" и ОБЖ Шульга А.В.

Салехард, 2016г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

1. Методы, используемые для формировании интереса к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию.        

2. Внеклассная работа по гражданско-патриотическому и физическому воспитанию        

3. Направления работы по гражданско-патриотическому и физическому воспитанию.        

ВЫВОДЫ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        


ВВЕДЕНИЕ

С давних времен хорошо известен универсальный и надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия – двигательная активность, то есть физическая культура, требующая не дорогостоящих лекарственных препаратов и сложных технических приспособлений, а только волей и некоторых усилий над собой. Победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья. Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. [1,12,34]

К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не умеет правильно поддерживать себя в хорошей физической форме, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Основной причиной является недостаток соответствующих знаний и заинтересованности. Поэтому ещё в детском и юношеском возрасте необходимо сформировать интерес к занятиям физическими упражнениями.

Одна из серьёзных проблем современности - ослабление интереса учащихся к физической культуре и спорту. Задача педагогов изменить подобное отношение к предмету, сформировать интерес к занятиям физической культурой и спортом.

В своей работе мы исследуем подходы к формированию интереса у студентов к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию за счёт использования возможностей внеклассной работы.

Проблема: Развитие самостоятельности как качество личности студента в процессе внеурочной деятельности.

Цель: Исследовать подходы к формированию патриотического воспитания и гражданского становления, интереса у учащихся к физической культуре, за счёт использования возможностей внеклассной работы.

Задачи:

  1. Ознакомиться с современной литературой о совершенствовании педагогического мастерства преподавателей через изучение и апробирование современных образовательных технологий при реализации внеклассной работы.
  2. Изучить влияние участия студентов во внеклассной работе  на формирование осознанного стремления студентов к физическому самосовершенствованию.
  3. На основе исследования проблемы совершенствовать качество преподавания дисциплины «физическая культура», путем включения студентов во внеурочную деятельность, формирование у студентов навыков здорового образа жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения,  человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Внеклассная работа по  гражданско-патриотическому и физическому воспитанию определяется необходимостью формирования у студентов общих компетенций в современных условиях обучения. Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по гражданско-патриотическому и физическому воспитанию.

  1. Методы, используемые для формировании интереса к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию.

В системе гражданско-патриотического и физического воспитания доминируют два вида организации познавательно-воспитательной деятельности:

  • учебная аудиторная;
  •  внеклассная, внетехникумовская аудиторная и внеаудиторная.

Учебная аудиторная работа проводится:

  1. По дисциплинам учебного плана «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы» под непосредственным руководством преподавателей с применением разнообразных методов обучения, присущих образовательной системе техникума.
  2. Всеми преподавателями на учебных занятиях в процессе реализации приоритетной воспитательной цели урока, связанной с воспитанием нравственных качеств, качеств гражданина; при реализации приоритетной развивающей цели урока: развитие ценностно-смыслового отношения к изучаемой дисциплине, развитие эмоционально-ценностного восприятия явлений действительности и норм-отношений в обществе.
  3. Преподавателями физического воспитания по развитию мотивации студентов к ведению здорового образа жизни.
  4. Классными руководителями при проведении классных часов.

Внеклассная, внетехникумовская аудиторная и внеаудиторная в свою очередь подразделяется на:

  1. Опытническую и кружковую, участие в спортивных секциях.
  2. Воспитательные мероприятия в общежитии.
  3. Участие в различных смотрах-конкурсах в техникуме и за его пределами.

Основные формы воспитания готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины можно разделить в соответствии с основной целью и видам деятельности на следующие мероприятия:

  1. Посещение музеев, комнат боевой славы, памятных мест и пр.
  2. Мероприятия, приуроченные к памятным датам: день советской   армии, день победы и пр. (вечера, конкурсы «А ну-ка парни» и пр.)
  3. Создание музеев, памятников, памятных мест.
  4. Военно-спортивные игры, походы, дни здоровья и пр.
  5. Военно-спортивные соревнования различного уровня.
  6. Конкурсы, конференции, диспуты, вечера военно-патриотической тематики.

Для формирования интереса у студентов используются различные методы: словесный, наглядный, практический, соревновательный которые в свою очередь делятся на группы. Все они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Методы использования слова, наглядности и самих движений неразрывно связаны между собой в силу единства физической и духовной сферы человечества и объективной логике процесса обучения и воспитания. В процессе гражданско-патриотического и физического воспитания нельзя ограничиваться какой-либо одной группой методов. Реализация методов формирования интереса зависит от того, насколько рационально они сочетаются со всеми другими способами педагогического воздействия.

  1. Внеклассная работа по гражданско-патриотическому и физическому воспитанию

В ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум» в течение ряда лет проводится робота по выявлению подходов к формированию у студентов интереса к гражданско-патриотическому и физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом через внеклассную работу.

«Можно привить вкус к, безделью, хулиганским выходкам, пьянству и низменным наслаждениям, а можно воспитать любовь к отдыху умному, красивому, развивающему человеческие силы.

Одной из важнейших задач воспитания является задача научить детей отдыхать хорошо, интересно, весело, отдыхать так, чтобы отдых действительно помогал и лучше трудиться, и лучше учитьсясловом, по-настоящему жить».

Задача организации и проведения повседневных занятий по воспитанию хорошего вкуса к отдыху была одной из главных задач внеклассной работы в практике Антона Семёновича Макаренко [2,3,32].

Внеклассная работа по гражданскопатриотическому и физическому воспитанию в техникуме представляет собой систему организованных занятий проводимых во внеурочное время.

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами гражданскопатриотического и физического воспитанию подрастающего поколении. Они регламентируются рядом инструктивно-методических нормативных документов. Министерство Образования РФ с учетом места внеклассной роботы среди других форм гражданско-патриотическому и физическому воспитанию студентов, её оздоровительных и образовательно-воспитательных возможностей,

Основные задачи этой работы заключаются в том, чтобы:

1. Выявить возможности внеклассной работы в повышении эффективности и процесса формирования интереса у студентов гражданско-патриотического и физического воспитанию, занятиям физической культурой и спортом.

2. Сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала техникума патриотической направленности.

3. Предложить подходы по формированию интереса к физической культуре и здоровому образу жизни, у современных студентов.

Для того чтобы решить поставленные задачи, в техникуме проводится работа по следующим направлениям:

  1. Реализация концепции гражданско-патриотического воспитания «Подготовка студентовносителей гражданской культуры, готовых к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины»
  2. Организация занятий в спортивных секциях и кружках;
  3. Привлечение студентов к физкультурнооздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям
  4. Пропаганда здорового образа жизни, необходимости регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

  1. Направления работы по гражданско-патриотическому и физическому воспитанию.

  В техникуме организованны следующие виды внеклассной деятельности учащихся по физической культуре и спорту:

1. Реализация концепции гражданскопатриотического воспитания «Подготовка студентовносителей гражданской культуры, готовых к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

Главной целю гражданско патриотического воспитания в техникуме является развитие у студентов гражданственности, патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • проведение научнообоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условии для эффективного гражданскопатриотического воспитания студентов;
  • утверждение в сознании и чувствах студентов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  • создание эффективной системы гражданскопатриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у студентов верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству честному выполнению долга и служебных обязанностей;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданскопатриотического воспитания студентов.

Гражданскопатриотическое воспитание нами рассматривается в рамках гражданского воспитания. Гражданскопатриотическое воспитание реализуется в процессе формирования гражданского сознания, гражданского самосознания, гражданственной позиции, и гражданственных мотивов поведения.

2.Организация занятий в спортивных секциях и кружках. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, не справляющихся с выполнением учебных нормативов, или желающих отработать пропуски уроков  физического воспитания. Они проводятся после занятий и направлены в основном на повышение уровня общей физической подготовки и корректировку технических приёмов по видам спорта входящим в программу техникума. Учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, которые выполняют под контролем преподавателей физической культуры. На этих занятиях учащиеся могут улучшить свои показатели, заработать дополнительные оценки, отработать пропуски занятий. Оценки и отработки заносятся в рабочие журналы преподавателей.

Факультативные занятия проводятся по отдельному расписанию в послеобеденное время. Они направлены на повышение уровня общей физической подготовки, совершенствование учащимися в видах спорта  избранных ими в соответствии со своими наклонностями и способностями.        

В техникуме организованна работа следующих спортивных секций:

        волейбол (юноши)                        

        волейбол (девушки)                        

        баскетбол (юноши)                        

        баскетбол (девушки)                        

        футзал (минифутбол)                        

        Настольный теннис (дартц)                

        Северное многоборье                        

        ОФП (девушки)                                

        Гиревой спорт (юноши)                

        Бокс (юноши)                                

        Борьба (юноши)                                

        Туризм и спорт. ориентирование        

        Каратэ                                        

Студенты, занимающиеся в спортивных секциях и физкультурные организаторы групп, составляют актив коллектива физической культуры техникума. Они принимают активное участие в организации и проведении массовых оздоровительных и спортивных мероприятий в техникуме: помогают в судействе, организуют команды групп и отделений. Кроме того, студенты, занимающиеся в спортивных секциях, составляют основные  составы сборных команд техникума на соревнованиях различного уровня.

3.Привлечение студентов к физкультурнооздоровительным и спортивномассовым мероприятиям.

Массовые оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия служат для привлечения большего числа студентов к занятиям физическими упражнениями, привития им привычки к активному отдыху и здоровому образу жизни.

В техникуме проводится Спартакиада учебных отделений, в которую вошли следующие мероприятия: первенство техникума по волейболу, настольному теннису, дартсу, баскетболу, мини-футболу, армрестлингу, лыжным гонкам.

В Спартакиаде принимают участие сборные команды учебных отделений техникума (по видам спорта):

- «Ветеринария»;

- «Технология обработки водных биоресурсов»;

- «Право и организация социального обеспечения»;

- «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

- «Земельно-имущественные отношения».

По итогам Спартакиады проводится награждение победителей, вручение переходящего Кубка техникума.

Всего в этих соревнованиях приняло участие следующее количество студентов:

Всего в мероприятиях принимают участие порядка 70-75 % учащихся техникума, более 50 % проживающих в общежитии.

Проводятся соревнования не входящие в зачет Спартакиады техникума:

-        «День здоровья» посвященный началу учебного года.

  • Личное первенство техникума по Северному многоборью, посвящённое «Дню работника сельского хозяйства»;
  • Кубок техникума по баскетболу и волейболу посвященный «Дню Победы»

Студенты техникума являются участниками спортивных соревнований городского, окружного и российского уровня.

4.Пропаганда здорового образа жизни, необходимости регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Для формирования интереса у студентов  к занятиям физической культуре и спортом здоровому образу жизни, в нашем техникуме активно используется пропаганда спорта и здорового образа жизни с помощью привлечение студентов старших курсов также выпускников активно занимающихся физической культурой и спортом. Студенты старших курсов принимают непосредственное участие во всех спортивных мероприятиях техникума, помогая в подготовки команд, организации и проведении самих соревнований. Выпускники принимают участие в товарищеских встречах со студентами  техникума, проводят беседы на спортивные темы, приглашают на свои соревнования в качестве болельщиков.


ВЫВОДЫ

Исследования, проводимые на базе ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум», показали:

- всего за период первого семестра 2014-2015 учебного года участие в гражданскопатриотических и спортивных мероприятиях и  приняло порядка 570 человек, что составляет примерно 75% студентов техникума, из них примерно 50% из числа студентов проживающих в общежитии, 25% городских.

- постоянную тенденцию к росту количества учащихся, занимающихся спортом во внеурочное время, что свидетельствует о повышении интереса к предмету физическая культура и спорту;

- что выбор большого количества направлений, несмотря на трудности, связанные с организацией и ведением многих кружков, секций и дополнительных занятий, полностью себя оправдал. Разнообразие кружков, секций и т.п. позволило привлечь большое число учащихся.

Многообразие форм внеклассных занятий по физическому воспитанию и знание их особенностей, позволяет определить место каждой из них в системе техникумовской работы и использовать с наибольшей пользой для решения задач физического воспитания. Направленность занятии должна обеспечивать разностороннее развитие студентов, не только в области физической культуры, но и в других областях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс патриотического и физического воспитания многогранен. В ходе его осуществляют и обучение, и воспитание. Физическое воспитание органически связано с другими видами воспитания. Единство, взаимопроникновение всех видов воспитанияодна из коренных педагогических закономерностей. Определённые стороны умственного, нравственного и эстетического воспитания настолько органично включены в процесс физического воспитания, что представляют нераздельное целое с этим процессом. Было бы неверно, однако, думать, будто взаимосвязь между различными видами воспитания реализуется сама собой, автоматически. Только сознательно и целеустремлённо обеспечивая всесторонние педагогические воздействия с учётом специфики каждого вида воспитания, можно воспитать гармонически развитого человека, сочетающего в себе физическое совершенство и духовные ценности. [6,34].

Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе физического и гражданско-патриотического воспитания и в других, связанных с ними видах.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание студентов будут в огромной степени способствовать успешному решению поставленных задач.

При определении эффективности физического и гражданскопатриотического воспитания очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение молодежи. Однако при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности играют качественные критерии глубина понимания и одобрения студентами государственной политики, их готовность к труду и обороне.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
  2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  3. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.
  5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы музея Тихоокеанского государственного университета по патриотическому воспитанию студентов

В кн: Музейная педагогика в образовательном пространстве  школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 2008.Доклад на Всероссийской научно-практической ...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание студентов"

Патриотическое воспитание студентов...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...

Патриотическое воспитание студентов

   Вопрос патриотического воспитания  молодежи сегодня как никогда  актуален. В период утраты многих нравственных ценностей особая роль по воспитанию патриотизма возлагается...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию студентов

Тема мероприятия: «Гордимся славою героев»Тип мероприятия: ПознавательныйФорма проведения: Урок - мужестваЦели мероприятия:развивать чувство гордости и уважения к героям;прививать любовь к...

Статья "Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов"

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. В статье представлена система работы над про...